Итак, завершающим этапом обучающей программы «От реформ — к лучшей жизни», которую с осени 2017 года проводил в Одесской, Николаевской, Херсонской, Донецкой и Запорожской областях Эстонский центр восточного партнерства при поддержке Украинского кризисного медиа-центра, стала поездка региональных журналистов в конце января в столицу Евросоюза — Брюссель.
В течение полутора лет «Вечерняя Одесса» подробно описывала все те встречи, что состоялись в рамках вышеназванного проекта. Если кратко, то суть обучающей программы состояла в том, чтобы помочь представителям украинских средств массовой информации узнать, как говорится, из первых уст об основных принципах функционирования Евросоюза, о его стандартах и требованиях, о сути базовых реформ, которые должны проводить страны, желающие вступить в европейскую семью.
Семинары проходили в Одессе и Киеве, в августе прошлого года десять одесских журналистов посетили Эстонию. И вот Брюссель. В столицу Евросоюза — хоть это название неофициальное, но главный город Бельгии его полностью заслуживает, ибо здесь размещаются все основные институты управления ЕС, — отправилось десять журналистов. От каждой области отобрали по два человека.
Не знаю, какие выводы сделали мои коллеги, а я для себя уяснил главное. Говоря об евроинтеграционном пути Украины, не надо строить иллюзий и ставить условия. На самом деле, никто никого не ждет. Хочет страна стать членом Евросоюза? Выполняй условия, проводи реформы, достигай требуемых стандартов. Мелкий шантаж — дескать, вы же хотите, чтобы мы вошли в ЕС, значит, закрывайте глаза на наши маленькие «шалости» — не проходит. Европейская семья — большая. И как в каждой большой семье, кто-то из ее членов верховодит, а кто-то отмалчивается, кто-то настаивает на том или ином решении, а кому-то все равно, кого-то слушаются больше, кого-то меньше.
Поэтому для всех стран — членов ЕС единственным «железобетонным» и объединяющим свидетельством того, что Украина действительно желает стать частью европейской семьи, являются реальные успехи и достижения евроинтеграционных реформ. А не их имитация. В Брюсселе все видят и понимают. Как тонко было подмечено на одной из встреч, где анализировались результаты изменений, происходящих в нашей стране, «...воевать и делать реформы очень сложно, но прикрываться военными действиями и не делать того, что нужно, тоже нельзя».
И еще одно наблюдение, получившее очередное подтверждение во время поездки в Брюссель. Все чаще заявления европейских дипломатов укладываются в понятие «реальная политика». Данный термин означает отказ от использования всякой идеологии в качестве основы государственного курса. То есть, торжествует принцип «своя рубашка ближе к телу», действия государства определяются практическими соображениями, а не моральными или идеологическими установками. Поэтому фактор «реальной политики» тоже надо учитывать при движении по евроинтеграционному пути. Самым ярким примером в этом ряду является дискуссия вокруг строительства магистрального газопровода «Северный поток-2».
Считаю, что нам, украинским журналистам, очень повезло, что программу мероприятий в Брюсселе открыла встреча с послом Эстонии при Европейском Союзе г-ном Рейном Таммсааром. Этот дипломат имеет богатейший опыт работы и в ЕС, и в России. Поэтому на все вопросы, касавшиеся политических акцентов в треугольнике «Украина — Евросоюз — РФ», у него был аргументированный ответ.
Так, Рейн Таммсаар согласился с тем, что мировой порядок переживает переоценку ценностей. Желания крупных государств становятся сильнее международного права. А ведь именно оно является залогом безопасности. Страдают от смещения полюсов в мировой политике, прежде всего, небольшие государства.
Европейское содружество не скрывает беспокойства по этому поводу. И реагирует. Так, ЕС занялся развитием деятельности международных организаций, прежде всего, в сфере торговли. Второе направление — укрепление внутреннего единства в Евросоюзе. Брексит уже не рассматривается как мина замедленного действия, заложенная под европейский дом. Братиславский саммит, прошедший осенью 2016 года, сформулировал перечень реформ, которыми Евросоюз реагирует на выход Великобритании. Главное направление — сплочение. Ведь даже Германия и Франция, если рассматривать эти государства в глобальном масштабе, тягаться один на один с Америкой и Китаем не могут. Только в составе Евросоюза. Поэтому вопрос выхода еще какой-нибудь страны из состава ЕС сейчас не актуален, отметил Рейн Таммсаар. Но, чтобы снять факторы, приведшие к брекситу, Евросоюз намерен больше финансировать науку, образование, IT-технологии, торговлю.
Наконец, европейское содружество — в связи с изменением принципов мировой политики — всерьез озаботилось своей безопасностью, готовностью противостоять угрозам: дезинформационным, цифровым, гибридным. «Подсобила» в этом плане Россия, подчеркнул эстонский дипломат. Благодаря агрессивности российской политики, НАТО вернулось к вопросу обеспечения коллективной безопасности. И статья 5 Устава Североатлантического договора, рассматривающая вооруженное нападение на одну страну, члена организации, как нападение на все содружество, вновь обретает актуальность.
А что Украина? Не затерялся ли украинский вопрос на фоне такого обилия вызовов, на которые сегодня приходится искать ответ Евросоюзу? Нет, не затерялся, утверждает Рейн Таммсаар. Но и не входит в число основных. Многие программы помощи Украине действуют уже не первый год. Это макрофинансовая поддержка, предоставление торговых преференций (дозированное, как выразился дипломат, открытие европейского рынка для украинских товаров), военная помощь, введение экономических санкций в отношении тех, кто разграбил имущество нашей страны, поддержка в переговорах с Россией по вопросам энергетической безопасности.
Но надо понимать, как говорится, расклады в европейской политике и не строить иллюзий, вновь заметил дипломат. Среди стран-членов ЕС есть и такие, кто является противником даже сближения Евросоюза с Украиной, не говоря уже о полноценном членстве. Также присутствует различная оценка российской угрозы. У европейских стран, что граничат с РФ, совсем иное ее восприятие, чем у тех государств, которые находятся в другой части континента. Наконец, есть члены ЕС, которые имеют в Российской Федерации глубинные бизнес-интересы. Именно эти страны и любят повторять, что «не надо лишний раз раздражать Россию».
За выборами в Украине Евросоюз внимательно следит. Для содружества важно, чтобы при любом их исходе сохранилась преемственность европейского курса нашего государства. «Без стабильной и независимой Украины не может быть безопасной Европы, особенно для тех стран, которые граничат с Россией», — подчеркнул посол Эстонии при Евросоюзе. Правда, есть одно «но». «Олигархическую систему в Украине никак не затолкнешь в стандарты ЕС», — обмолвился Рейн Таммсаар.
С такой оценкой согласилась и старший политический аналитик Центра европейской политики Аманда Пол. В нынешних президентских выборах в Украине ее насторожило количество кандидатов, за которыми явно стоят доморощенные олигархи. Ну, и предвыборная кампания у нас проходит в соответствии с сегодняшним мировым трендом — «популизм зашкаливает!».
Говоря о взаимоотношениях с Россией, старший политический аналитик Центра европейской политики отметила, что в Европе от этой страны уже ничего не ждут. «Все возможности исправить ситуацию Путин уже упустил». Однако Евросоюз по-прежнему вяло реагирует на провокационные действия северного соседа Украины. «Ответ на конфликт в Азовском море был слабым», — признала Аманда Пол. Такая реакция Евросоюза может дать повод России думать, что если ситуация с Азовом сошла с рук, то почему бы не попробовать это повторить в другой части Европы. В общем, санкционную политику в отношении РФ надо ужесточать. Но инициатором, по мнению Аманды Пол, должна выступать Америка. Логика тут простая: в одной стране политическим силам о санкциях договориться легче, чем искать консенсус по данному вопросу в позициях 28 государств, входящих в Евросоюз.
И вот тут подумалось: действительно, как это непросто принимать решение (любое, не только по санкциям в отношении России), которое бы устроило всех участников европейского содружества. Как это европейцам удается договариваться? Ответы на эти вопросы должен был дать визит в Европарламент.
Одесса — Брюссель — Одесса.
Продолжение следует
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |