Этот вопрос был поставлен спикерам Одесского Центра развития местного самоуправления в ходе встречи с местными журналистами.
В определенной степени он был вызван уже самой темой общения: «Зрада чи перемога: децентралiзацiя у 2019 роцi та пiдсумки дiяльностi ОТГ областi у 2018 роцi».
Внешне, судя по цифрам, процесс децентрализации проходит достаточно успешно. По информации директора Центра Юлии Молодожен, к началу 2019 г. в Одесской области действовали 32 объединенные территориальные громады (ОТГ), которые покрывают 30 % территории с 14 % населения области. Но такое количество созданных ОТГ позволило нашему региону занять всего 18-е место в общеукраинском рейтинге. Другое дело, что ОТГ могло быть больше, если бы процессу не помешало введенное в конце прошлого года военное положение; да и сейчас этот процесс тормозится в связи с президентской кампанией.
Назвать это «зрадой», разумеется, нельзя, обстоятельства все-таки объективные, но когда возобновится процесс, пока что сказать трудно. А время уходит, и практически это означает, что новосозданным ОТГ труднее будет рассчитывать на правительственную помощь для реализации инфраструктурных проектов. Зато те ОТГ, которые были пионерами процесса, успели сполна воспользоваться этой возможностью. Так, в прошлом году громад в нашей области получили из «центра» субвенций на 95, 4 млн грн. Благодаря чему реализовали 134 проекта. Около 45 % проектов пришлось на долю двух самых расторопных ОТГ: Куяльницкой сельской громаде (40 проектов) и Знаменской ОТГ (19). Не менее важным стало то, что сдвинулся с места процесс передачи громадам земель, которые находятся за пределами их территорий.
В области создан 41 Центр предоставления административных услуг, 36 опорных школ (треть из них в ОТГ), почти у всех ОТГ появились сайты и т. п.
Еще одной «перемогой», по мнению советника по вопросам управления местными финансами Олеси Голинской стал переход на трехлетнее публичное бюджетное планирование, что делает этот процесс утверждения бюджетов прозрачным и прогнозированным. Что позволяет повысить инвестиционную привлекательность громад. Еще один позитивный шаг — внедрение программно-целевого метода, что дает возможность «привязать» средства к конкретным результатам, например, расходам на медицинские, образовательные программы и т. д.
Неотложная задача, которая стоит перед громадами, — разработки собственной стратегии развития, но пока увязать такую стратегию развития с формированием бюджета удалось всего двум громадам — Великомихайловской и Беляевской. Последняя, кстати, вошла в число 20 лучших в Украине ОТГ по бюджетным показателям (16-е место). В одной компании с беляевцами оказались Авангардовская и Шабовская ОТГ, причем авангардовцы вообще заняли второе место, а ОТГ из Шабо — 14-е. При этом средний показатель доходов ОТГ на душу населения составил по области 4,2 тыс. грн. Лучший показатель — у Авангардовской ОТГ (15,2 тыс. грн.)
Журналистов, естественно, интересовал вопрос, а не отразится ли возможная смена власти в «центре» на судьбу децентрализации. Специалисты Центра считают, что реформа необратима. Прежде всего потому что те, кто живет в ОТГ, уже ощутили выгоды от этого и не согласятся повернуть обратно.
Другое дело, что есть опасность превращения территориальных громад в такие себе «мини-феодальные уделы», но тут все зависит от жителей громад. Смогут они постоянно контролировать своё руководство, проявлять активность в постановке вопросов и решении проблем, такая опасность не возникнет. А если и возникнет, то будет ликвидирована в зародыше. Что ж, будем оптимистами!
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |