ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«ГАРДЕНИЯ» С ФЛЕРДОРАНЖЕМ
06.06.2019 / Газета: Порто-франко / № 20(1460) / Тираж: 22000

Театр «На Чайной» поразил спектаклем «ХХ. Семейная хроника» по мотивам пьесы польского драматурга Эльжбеты Хованец «Гардения».

Такую пьесу о четырех поколениях женщин в одной семье, по которой прошлась война, нанеся необратимую травму, можно было бы написать и на одесском материале. Может быть, зря режиссер отказался от «девочкового» названия «Гардения» и рассуждений героинь о том, приносит сей цветок счастье в свадебном букете или нет. Оставил им в качестве переходящего вымпела свадебный венок из флердоранжа с фатой. Но это святое право постановщика. Режиссер спектакля, заслуженный артист Украины Юрий Невгамонный передает трагедию женщины, безуспешно ищущей счастья в каждом новом своем продолжении.

Пани Хованец писала о прошлом своей семьи, конечно, со слов своих родственников, неизбежные нестыковки и противоречия ею ясно осознаются, ирония окрашивает финальный эпизод спектакля, в котором уже умершую прабабушку называют ветераном Армии Крайовой, а та, незримо присутствуя, комично раздувает щеки. Главная героиня, Марыся, была в подполье вместе с мужем, красавцем польским офицером Игнацием, а в итоге у нее оказался на руках ребенок от немецкого офицера, муж такой ценой освободился, а затем и отстранился.

Не радует дочь, которую она величает «немецким ублюдком», а та то нежно льнет к матушке, то показательно капризничает, но мама присосалась к бутылке, словно младенец к материнской груди... Марыся на наших глазах очаровательно спивается, и как можно на нее сердиться, когда она спустя годы хитростью и шулерством выманивает уже у внучки деньги на выпивку? Война крепко проехалась по женским судьбам этого семейства, не пощадив ни статную аристократку Марысю (Анна Милёшина), ни стройную деловитую полунемочку, ее дочь (Валерия Задумкина), ни ищущую в жизни только удовольствий внучку с лепными коленками, словно придуманными для твиста (Ольга Белоконь), ни сухарика-правнучку, предпочитающую партнерство без брака (Ангелина Смиян). Для каждой героини хореограф Диана Костыка поставила танец, свой эффектный танцевальный номер-выход под старый патефон. В эти моменты женщинам кажется, будто их жизнь такая, как надо, как по нотам... Но поди разберись, почему передающийся по наследству венок с фатой приносит новые проблемы, а не счастье.

Подчеркнуть изумительную внешность и стать героинь, отдавая дань конкретике эпохи, смогли художник по костюмам Анна Вишневская и гример Алиса Встречинская. И в финале каждый зритель желает, чтобы у следующей чудесной девочки, которой беременна правнучка Марыси, все сложилось наилучшим образом, чтобы и гардения в букете принесла счастье, и венок из флердоранжа оказался к лицу. Но для этого надо, чтобы мужчины были достойны, надежны и верны...

Автор: В. С.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.010
Перейти на повну версію сайту