ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«УКРПОРТ» ЗА ЦИВИЛИЗОВАННОЕ РАЗВИТИЕ МОРСКОЙ ОТРАСЛИ
11.09.2019 / Газета: Моряк Украины / № 36(1118) / Тираж: 10025

С момента завершения президентских выборов в Украине в СМИ циркулируют многочисленные критические оценки негативных явлений, имеющих место в сфере морского транспорта страны.

Это понятно. Морскую общественность волнует судьба отрасли. Она волнует и руководство Ассоциации «Укрпорт», объединяющей 57 предприятий, компаний, организации, где трудится более 60 тысяч человек.

Система управления в сфере морского и речного транспорта в портовом секторе Украины крайне зарегулирована. Кадровая политика далека от принципов приоритетности профессионализма и ответственности за коммерческий результат. Давление на бизнес и коррупция со стороны контролирующих органов находятся на очень высоком уровне.

На протяжении многих лет нет системного роста объемов грузопотоков через порты Украины более, чем до уровня 120-135 млн тонн в год (при проектной пропускной способности — 200-280 млн тонн). Транзитные грузопотоки через порты Украины сократились на 80% по сравнению с 2009 годом, несмотря на неоднократные, но безуспешные попытки руководства отрасли удержать объемы транзита различными скидками на тарифы.

Нет делового, равноправного государственно-частного сотрудничества в морской отрасли и портовой сфере. Бюрократические путы делают государственные предприятия в отрасли неконкурентоспособными.

При этом из портовой отрасли систематически вымываются необходимые ей средства. На 2019 год Кабмин установил уровень отчислений в бюджет от прибыли крупнейших госпредприятий на уровне 90%. Но у АМПУ большую часть прибыли создают портовые сборы, которые по закону должны расходоваться исключительно по целевому назначению.

Система подготовки и дипломирования моряков не в полной мере соответствует требованиям международных конвенций. При этом власти не прекращают попытки «залезть в карман» украинских моряков, которые зарабатывают для своих семей и ввозят в Украину более чем 2 млрд. долларов США в год.

Украинский флаг на судах не является привлекательным как для отечественных, так и для иностранных судовладельцев. Регистрационные и налоговые условия не являются стимулирующими для судоремонтников и судостроителей. Отраслевая наука едва «теплится», полностью лишенная государственной поддержки.

Украинские реки, несмотря на свои возможности, не являются полноценной альтернативой железной дороге и автотранспорту, как это принято в той же Европе и других странах мира.

Перечень негативных явлений можно продолжать. Ассоциация «Укрпорт» после выборов Президента Украины на основе решений Совета «Укрпорта» уже трижды обращалась к новой власти с изложением существующих проблем функционирования морского и речного транспорта, портов в Украине и предложениями первоочередных действий для решения этих проблем.

Ассоциация предлагала принять принципиальное решение о коренной дерегуляции морской деятельности в Украине. Система управления портами и другими предприятиями морского транспорта должна быть радикально упрощена и децентрализована.

Как первый шаг предлагалось провести анализ деятельности АМПУ, использования по целевому назначению средств, которые зарабатываются в портах. По результатам анализа предлагалось определиться с решениями по повышению эффективности работы АМПУ и ее филиалов в портах.

Мы предлагали установить нулевую ставку отчислений от прибыли для Мариупольского МТП и Бердянского МТП, других морским торговым портам и ГП «АМПУ» — ставку на уровне до 30%.

Ассоциация также предлагала ввести мораторий на изменения тарифов на грузовые перевозки железной дорогой для грузов в направлении Мариупольского МТП и Бердянского МТП до завершения «особого» периода и рассмотреть возможность установления 20-процентных скидок на эти перевозки.

Ассоциация предлагала решительно заняться борьбой с коррупцией в отрасли, особенно в сфере контрольных и сервисных процедур.

«Укрпорт» предлагал остановить инициированный Морской администрацией процесс отстранение действующих в соответствие с КТМ профессиональных и опытных капитанов морских портов и назначение на их место недостаточно квалифицированных и полномочных лиц.

Ассоциация предлагала также и другие меры, в частности, скорее принять распоряжения Кабмина об утверждении обновленной редакции «Стратегии развития морских портов Украины на период до 2038 года» с тем, чтобы государственные органы исполнительной власти транспортной отрасли, ГП «Администрация морских портов Украины», морская отраслевая общественность могли бы скорее приступить к ее реализации.

Активные дискуссии сегодня в соцсетях и СМИ свидетельствуют о том, что терпение специалистов в ожидании обещанных предыдущей властью реформ уже на исходе. Отрадно, что многие вносят конструктивные предложения уже новой власти, как улучшить ситуацию, как избавиться от наиболее негативных явлений, и при этом готовы активно сотрудничать в деле реформ. По нашему мнению, это признак профессионального здоровья отрасли.

В последнее время появилось несколько важных тем, которые Ассоциация «Укрпорт» не может не прокомментировать. Их объединяет то, что идет речь о решениях, которые принимались не так, как должно быть. Не покидает ощущение, что представители уходящей власти пытались под «занавес» что-то «порешать» по старым сценариям.

Не в первый раз с огромным опозданием принимается финансовый план ГП «АМПУ» на текущий год. Собственно, на начало сентября он так и не был утвержден работавшими со времен предшественников чиновниками. Это махровый бюрократизм, который приводит к нарушению множества процессов инвестирования различных проектов по развитию отрасли. Ущерб от такого бюрократизма, за который никого не наказывают, вполне может быть оценен многомиллионными убытками.

30 июня 2019 года появилась информация, что Кабмин за короткий срок до окончания своих полномочий под «свои» гарантии намеревался взять займ в Евросоюзе в 30 млн евро сроком на 30 лет и получить техническую помощь в 20 млн евро на ремонт шлюзов, логистических сооружений и проведения дноуглубления на реке Днепр.

Но специалисты отрасли осведомлены, что с 2017 года функции по содержанию навигационной обстановки на внутренних водных путях Украины возложены на ГУ «Госгидрография», которое финансируется за счет маячного портового сбора. А обеспечение габаритов речных судоходных путей с 2018 года возложено на ГП «АМПУ», которое финансируется в значительной мере за счет средств канального сбора в морских портах.

Для реализации возложенных на ГУ «Госгидрография» функций в ее составе было создано подразделение «Днепровский район Госгидрографии», который использует полученные от ГП «Укрводпуть» 30 единиц плавсредств и 1800 объектов навигационного оборудования на Днепре. Персонал «Днепровского района» составляет более 200 человек, а общие расходы этого подразделения достигают более 110 млн грн. в год.

ГП «АМПУ» во исполнение приказа Мининфраструктуры создала в своем составе филиал «Дноуглубительный флот», который с февраля 2018 начал работать. Общие расходы на его деятельность составляют около 65 млн грн. в год (убытки ГП «АМПУ»),

Несмотря на то, что, согласно Закону «О морских портах», «использование средств от портовых сборов в морских портах Украины допускается исключительно по их целевому назначению», такое положение дел с маячным и канальным сборами является прямым нарушением закона.

В обнародованной правительством информации о привлечении средств ЕС говорилось, что они должны быть направлены как раз на те мероприятия на реке Днепр, финансирование которых возложено на ГУ «Госгидрография» и ГП «АМПУ». Не означает ли это, что портовые сборы в морских портах перестанут использовать не по назначению на содержание речных объектов?

Далее. Государственная служба морского и речного транспорта (Морская администрация Украины) выступила с инициативой срочно объединить два расположенных в Одессе научно-исследовав тельских института — ЧерноморНИИпро-ект и УкрНИИМФ. По своим направлениям научной и проектной деятельности они весьма различны, но являются высокорейтинговыми, широко известными и уважаемыми каждый в своем деле учреждениями. Коллектив ЧерноморНИИпроекта уже выступил с открытым письмом, не соглашаясь с такими планами.

Ассоциация «Укрпорт» убеждена, что важные вопросы, которые касаются системы научно-технического обеспечения функционирования и развития морской отрасли, безопасности мореплавания, необходимо решать по результатам тщательных профессиональных обоснований.

Перечень таких «странных» решений, которые принимались «на отлете» может быть продлен, но не это главное.

Главное — уже состоялись новые назначения на руководящие должности, касающиеся морского и речного транспорта Украины. Отрасль ожидает, что решения новых руководителей будут выве ренными, а неверные с точки зрения профессионализма и государственных интересов решения будут пересмотрены.

Ассоциация «Укрпорт» готова к сотрудничеству с руководителями отрасли и народными депутатами, в том числе и из профильного комитета Верховного Совета. Мы предлагаем всем, кто имеет свои предложения по изменениям в законодательные и нормативные акты отраслевой тематики, необходимые для цивилизованного развития морского и речного транспорта Украины принять участие в расширенном заседании Совета «Укрпорта». Оно состоится 13 сентября с.г. в Одессе в помещении отеля «Декамерон» (ул. Леха Качинского, 10). Информация об этом размещена на сайте «УКРПОРТа» ukrport.org.ua.

Приглашаем всех к сотрудничеству!

Автор: Юрий Крук, президент Ассоциации портов Украины («Укрпорт»)


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту