В Украине прошли президентские и парламентские выборы, в Европе выбрали депутатов Европарламента. Эта избирательная кампания сопровождалась лозунгом, который выдвинули женские организации европейских стран: «Проголосуйте за ЕС, в котором женщины могут жить свободно от насилия и притеснений!» После выборов возник ряд вопросов. Как представлены женщины в новых парламентах Украины и Европы? Как это повлияет на государственную гендерную политику в Украине и в странах ЕС?
В поисках ответа на них общественная организация «Ла Страда-Украина» в рамках совместной кампании с Европейской сетью женских организаций «Женщины против насилия» (WAVE) начинает серию интервью с экспертами в сфере гендерного равенства. Первую беседу Владимир ДОБРОТА провел с Правительственной уполномоченной по вопросам гендерной политики Катериной ЛЕВЧЕНКО.
- Как представлены женщины в Украинском парламенте нового созыва?
- Верховная Рада IX созыва будет иметь наибольшее количество женщин-депутаток за всю историю независимости Украины — 20,8 % от фактического количества народных избранников. В предыдущем парламенте такой показатель находился на уровне 12,5 %. А если посмотреть на более ранний период, то в Верховной Раде первого созыва было всего 3,5 % депутаток. (Как видим, женщин в новом парламенте в 1,6 раза больше, чем в прежнем. А если сравнивать с первой Верховной Радой, то рост почти в шесть раз. — Прим. ред.).
То есть, в этом плане есть очень положительное движение. И оно полностью отвечает тем тенденциям, которые можно наблюдать и в других странах, в первую очередь, европейских.
- Можно ли считать его результатом изменения общественных ориентиров в гендерном вопросе?
- Думаю, что да. Я положительно отвечаю на этот вопрос, поскольку в обществе укореняется понимание того, что для расширения базы демократии необходимо активнее привлекать женщин к политической жизни, потому избирать власть нужно не только из мужчин. И это фактически является восстановлением определенной справедливости. Потому что и женщины, и мужчины как граждане государства имеют право участвовать в управлении и в процессах принятия решений.
Для того, чтобы такие подходы реализовались, большую работу проводили политические партии, общественные, международные организации, общественно-политические объединения. Большинство партий, участвовавших в досрочных выборах в парламент, включали в свои избирательные списки немало женщин. Хотя на сегодняшний день это пока что дело добровольное. Теперь партия «Голос» имеет 47 % депутаток. И партия «Европейская солидарность» имеет около 40 %. Наибольшее количество депутаток, понятно, избрано от партии «Слуга народа». Но если говорить о процентном соотношении, то у двух первых из упомянутых мною политсил оно выше.
- В будущем во время выборов должно работать «гендерное квотирование». Ваше мнение по этому поводу.
- Речь идет об определенных новшествах в национальном законодательстве. Напомню, что 11 июля Верховная Рада приняла во втором чтении Избирательный Кодекс, который предусматривает переход на пропорциональную систему с открытыми списками и при этом внедряет гендерные квоты. В значительной степени внесению изменений посодействовало межфракционное объединение «Равные возможности», которое очень активно работало в Верховной Раде VIII созыва. Очень важно, чтобы подобное объединение продолжило работу и в новом парламенте — это будет лишь на общую пользу.
Уже не впервые я высказываюсь в поддержку «гендерного квотирования». Квота — это временная специальная мера, она отвечает стандартам четвертой статьи Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин». Квоты как раз помогают преодолеть неравенство, господствующее в той или иной сфере. В нашей ситуации — в политической. Поэтому при формировании избирательных списков партия должна обеспечить в каждой пятерке присутствие как мужчин, так и женщин — не меньше двух кандидатов каждого пола.
Новый Кодекс вступает в силу 1 декабря 2023 года, то есть квоты будут работать уже на будущих выборах.
- Но есть ли у нас достаточное количество женщин, которые могут работать в парламенте?
- Такой вопрос нередко задают противники изменений. Могу их успокоить: с этим проблем не будет. Сегодня вопрос не в том, что нет представительниц женского пола, которые могут эффективно работать, а в том, что на них меньше обращают внимания, поэтому их меньше среди кандидатов на избрание, а значит, и в Верховной Раде. Нередко это вопрос не только поддержки избирателей, но и вопрос денег. Женщины не всегда имеют доступ к необходимым ресурсам, в том числе, финансовым.
- Как соотношение женщин и мужчин в новой Верховной Раде выглядит на фоне результатов выборов в Европарламент?
- Выборы в Европарламент состоялись в конце мая, и для Украины очень важно было, кто возьмет в них верх. Проевропейские партии хотят усиления ЕС и его принципов — прав человека, верховенства права, гендерного равенства, недискриминации. Для популистов и евроскептиков права человека не являются такой ценностью и приоритетом. И хотя в новом Европарламенте количество популистов возросло, все-таки большинство получили проевропейские силы.
Если же говорить о соотношении женщин и мужчин, то наивысшие проценты представительства женщин от Швеции и Финляндии — 55 % и 54 %, как видите, их даже больше чем мужчин. У ряда стран соотношение 50 на 50 — это Франция, Люксембург, Нидерланды, Латвия, Мальта, Словения. Но есть страна, от которой нет ни одной женщины, — Кипр. Низкий уровень представительства у Словакии — 15 %, у Румынии — 22 %.
В целом в Европарламент избрали 41 % женщин, а на выборах 2014 года их было 37 %. С одной стороны, можно надеяться на усиление современной правозащитной повестки дня, на поддержку политики равных прав женщин и мужчин. Скажем, Евросоюз подписал, но пока что не ратифицировал Стамбульскую Конвенцию. Надеюсь, что он сделает это после того, как эту Конвенцию ратифицируют все страны — члены ЕС. Пока что ратифицировало абсолютное большинство стран, но не все. Тут есть над чем работать.
С другой стороны, мы видим представительство женщин и в правых, и в консервативных партиях, например, в политической группе «Идентичность и демократия», которая насчитывает 73 депутата, или 9,72 % мест в Европарламенте. Для них одна из главных тем политической борьбы — миграция, которая является действительно серьезной проблемой в Европе. Одновременно и взгляды на гендерное равенство, права женщин, на семью и на свободы, которые есть у женщин и мужчин, являются в значительной степени такими, которые не всегда содействуют развитию человеческой личности.
- Какую конфигурацию имеют современные семьи?
- Недавно ООН-Женщины — структура Организации Объединенных Наций, которая занимается тематикой прав женщин и гендерного равенства, провела исследование «Семьи в мире, который трансформируется». По ее данным, 38 % всех домохозяйств в мире являются семейными парами с детьми разного возраста. 27 % — это расширенные домохозяйства, включающие дедушек, бабушек, теток, дядей, и все они живут вместе. Есть немало домохозяйств, которые имеют только одного из родителей. В 84 % — это мать, которая воспитывает детей или сама, или с бабушкой. Возрастает количество единоличных домохозяйств. И важно знать, что по международному определению и по определению украинского Семейного Кодекса один человек также составляет семью.
Мы не можем сегодня говорить о стандарте в конфигурации семей, потому что в современном мире существует очень много их структурных моделей. Но они существовали и в прошлом, это связано с разными традициями, с условиями, с экономикой и пр. Для чего это важно понимать? Для того, чтобы правильно выстраивать семейную политику, которую должны проводить и государство, и общественные организации, и международные организации.
- Почему вопросы семейной и гендерной политики приобретают такую важность в современном мире?
- Общества трансформируются, государственная политика должна вовремя реагировать на новые вызовы, предлагать современные подходы к их решению. Речь идет о разных сферах, но вопросы семейной и гендерной политики — это очень важный и актуальный взгляд в будущее.
Современная семейная политика государства не должна предусматривать вмешательства в дела семьи. Она прежде всего должна быть направлена на усиление институтов, инфраструктуры, которые помогают семье эффективно жить. И тут мы видим, насколько семейная политика гармонизируется с гендерной. Потому что семейная политика, будучи направленной на поддержку семьи, также должна быть направлена на расширение возможностей каждого из ее членов, реализацию их как личностей.
К примеру, когда мы говорим о создании доступной среды, речь идет не только о людях с инвалидностью, но и о малоподвижных группах населения, в частности, и о людях с детскими колясками.
Когда мы говорим об аудите безопасности, это предусматривает безопасные территории с освещением на улицах и в подъездах, удобными переходами через дорогу.
Очень важным является развитие разнообразных социальных услуг. Сегодня одной из самых существенных проблем является гармоничное сочетание семейных и профессиональных обязанностей. Сейчас же они непропорционально ложатся на женские плечи. Например, если кто-то из членов семьи нуждается в постоянном уходе, этой работой преимущественно занимаются женщины. За нее они не получают заработной платы, трудового стажа, возможности для пенсии и, соответственно, составляют наибольшую группу бедных людей.
Такие вещи должны находить реагирование в государственной политике. Будучи профессиональным юристом, я люблю ссылаться на законы. Так вот, статья 3-я закона «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», который мы еще называем базовым законом для гендерной политики, определяет ее основные направления. Среди них — недопущение дискриминации по половому признаку, применение положительных действий, предупреждение и противодействие насилию, в том числе, и домашнему насилию, насилию в семье, обеспечение равных возможностей женщинам и мужчинам относительно сочетания профессиональных и семейных обязанностей, формирование ответственного материнства и отцовства, воспитание и пропаганда среди населения Украины культуры гендерного равенства.
Поэтому поддержка семьи является составляющей государственной гендерной политики, и это отражено в законодательстве. И это очень современный и актуальный подход. Ведь, например, нельзя решить проблему расширения участия женщин в Вооруженных Силах или в секторе безопасности и обороны в целом, снизить уровень бесплатной работы женщин и повысить уровень занятости, не развивая инфраструктуры, направленной на поддержку семьи — детских садиков, групп продленного дня для школьников, социальных учреждений для лиц старшего возраста, для людей с инвалидностью, а также вообще для проведения семейного досуга.
- Какова конфигурация современных украинских семей?
- Они также разноструктурные. И государственная политика должна брать во внимание все группы. Ведь раньше она рассматривалась преимущественно как политика поддержки семей с детьми или семей в сложных жизненных ситуациях. В то же время без внимания фактически оставались семьи с людьми старшего возраста или семьи самих людей старшего возраста. А это серьезный вопрос, особенно в обществах, которые стареют и где возрастает длительность жизни. И поэтому перед государством стоит задача формирования концепции государственной семейной политики, и очень важно, чтобы в ней учитывались все виды и типы семей. Я буду подавать свои предложения к этим документам, которые являются важными.
18 июля Всеукраинская общественная организация «Национальный совет женщин Украины» вместе с Киевской городской государственной администрацией при поддержке ООН-Женщины в Украине и Аппарата Правительственной уполномоченной по вопросам гендерной политики провели круглый стол «Семейная политика в Украине в контексте Целей Устойчивого Развития». Я также участвовала в этом мероприятии. На нем была создана одноименная Платформа как постоянно действующая площадка для обмена мнениями и предложениями, помогающими формировать актуальные подходы к государственной семейной политике и государственной политике обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. Это хороший механизм для сотрудничества с общественным сектором в этих вопросах. Надеюсь, что к работе с ним будут присоединяться и новоизбранные депутаты, и новое сформированное Правительство. Это усилило бы адвокацию в пользу семейной и гендерной политики.
Подготовлено по материалам, предоставленным Национальным пресс-клубом «Украинская перспектива».
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |