После возвращения с войны на востоке Украины участникам АТО порой бывает трудно адаптироваться в мирной жизни, найти общий язык с близкими, устроиться на работу: пережитое в окопах напоминает о себе, и невозможно заставить себя вычеркнуть войну из своей жизни. Но люди понимают: то, что было на войне, — осталось там, нужно все начинать заново, буквально с чистого листа. Практически у всех бойцов, когда проходит эйфория от встречи с близкими, возникают вопросы: как жить, где найти работу, чтобы обеспечить семью? Без решения этих проблем трудно думать о душевном спокойствии.
Первая проблема, с которой сталкиваются ветераны АТО, — поиски работы. Не секрет, что за время пребывания в зоне боевых действий многие теряют профессиональные навыки. Другие не могут найти работу с достойным уровнем оплаты. Психологи предупреждают: невозможность обеспечить себя и семью может подтолкнуть бойцов к противоправным действиям.
Есть и такие работодатели, которые отказывают участникам АТО в трудоустройстве. Якобы те очень эмоциональны, подвержены нервным срывам. Многие работодатели не скрывают, что им не нужен человек, которого «через полгода опять заберут воевать, а мы ему еще и платить будем». Пугает потенциальных работодателей и то, что по закону бывшего атошника не сократишь. А ведь очень важно помочь ребятам в это трудное для них время.
В декабре прошлого года Государственная служба занятости и Всеукраинская общественная организация «Объединение жен и матерей бойцов участников АТО» подписали Меморандум о сотрудничестве, который позволил расширить проект «Ветераны: от диалога к трудоустройству», начавшийся в Киеве, по всем регионам Украины. Цель данного проекта — создание благоприятных условий для трудоустройства ветеранов АТО, социальная и экономическая адаптация военнослужащих после участия в боевых действиях на востоке Украины. Проект реализуется при финансовой поддержке Министерства по делам ветеранов Украины.
В рамках проекта «Ветераны: от диалога к трудоустройству» во многих городах Украины прошли семинары-тренинги для демобилизованных воинов. Такой семинар недавно проводился и в Одессе, на него были приглашены бойцы АТО из Одесской и Николаевской областей. Из одесского региона заявку на участие подали 75 человек.
У участников семинара была возможность пообщаться с представителями «ПриватБанка», Ощадбанка, «Укрзалiзницi», спасательной службы и другими работодателями — на встречу с военными пришли представители 32 компаний. В течение трех дней для них проводились мотивирующие лекции от успешных ветеранов, которые нашли себя в бизнесе. Их учили навыкам качественного общения с работодателями, готовили к собеседованию. Полученные знания участники семинара закрепили на практике во время общения с работодателями на третий день семинара.
В свою очередь, работодатели имели возможность представить деятельность своих компаний, рассказать ветеранам об особенностях трудоустройства, имеющихся вакансиях и озвучить свои ожидания как от потенциальных членов команды.
Итоговым мероприятием стал «круглый стол», на котором участники семинара делились впечатлениями, обсудили дальнейшую работу проекта.
Директор областного центра занятости Сергей Гоценко проинформировал присутствующих о состоянии и основных тенденциях рынка труда, рассказал об услугах, которые предоставляет служба занятости — от правовой помощи, предоставления информации и консультаций до определения скрытых способностей, переобучения и трудоустройства. Также он рассказал о законодательных инициативах по стимулированию работодателей к созданию рабочих мест и трудоустройству безработных, в том числе и участников боевых действий. В частности, по Закону «О занятости населения» работодателю, который трудоустроит на новое рабочее место (по направлению Государственной службы занятости) участников АТО сроком не менее чем на 2 года, ежемесячно компенсируется сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Директор центра занятости подчеркнул, что работодатель не имеет права
безосновательно отказать участникам АТО, которые пришли к нему устраиваться на работу, ведь, согласно закону, они включаются в перечень граждан, на которых распространяется 5-процентная квота при трудоустройстве.
По словам С. Гоценко, с начала года в областной центр занятости обратились и получили статус безработного (с соответствующими выплатами) 352 человека, 87 — трудоустроены.
Как показывает опыт, отметил директор ЦЗ, наиболее востребованные специальности — это служба безопасности, IT-сфера. На рабочие специальности спрос только 10 процентов.
Для многих атошников решением проблемы трудоустройства может стать получение единовременного пособия по безработице для занятия предпринимательской деятельностью. Чаще всего атошники начинают бизнес в торговле, сельском хозяйстве, транспортной сфере, перерабатывающей промышленности.
Тему трудоустройства демобилизованных воинов продолжила директор Одесского городского центра занятости Татьяна Конова. Она отметила еще один аспект этой проблемы — завышенные ожидания атошников по заработной плате: «Почему многих не удается трудоустроить? Причина в том, что предлагается маленькая зарплата, или у человека нет требуемого образования, или люди с высшим образованием не соглашаются на низкооплачиваемую работу. Служба в АТО — преимущество только при трудоустройстве в силовые структуры. Многим нужны профессиональные курсы, так как если человек 5-6 месяцев не работает по специальности, он теряет профессиональные навыки. На рынке труда есть дефицит на рабочие специальности, но не все демобилизованные согласны на такую «непрестижную», по их мнению, работу. А уж тем более — не все готовы переучиваться на рабочую специальность. Для водителей транспорта, к примеру, или для охранников вакансий хватает, а вот для других профессий их не очень много...»
По мнению тренера проекта Андрея Ильченко, ситуация с трудоустройством бойцов АТО неоднозначна и достаточно сложна: с одной стороны, общество не знает, что делать с ветеранами, с другой — многие бывшие атошники не горят желанием что-либо менять в своей жизни. В качестве примера привел такие цифры: в прошлом году из 600 участников проекта нашли работу только 55 процентов. Он подчеркнул, что проблема трудоустройства демобилизованных бойцов существует давно, но только недавно государство занялось ее решением. Даже Министерство по делам ветеранов было создано на четвертом году войны.
Андрей Ильченко также отметил, что проблемы атошников должны решать люди, которые сами вернулись с фронта и понимают мысли и настроения своих побратимов. Также необходимо проводить тренинги для работников ЦЗ, которые бы работали с ветеранами.
Валентина Кулеба, представитель «ПриватБанка», рассказала, что компания охотно берет на работу ветеранов АТО, в основном, в инкассаторы. Но не всегда пришедшие настроены на работу, а в штате компании нет людей, которые бы занимались адаптацией военнослужащих. После 3-месячной стажировки кто-то остается на работе, а кто-то уходит «в никуда».
Интересно было узнать мнение участников семинара о проведенном мероприятии. Егор: «Мне понравилась психологическая атмосфера. Сначала люди были настороженными, а потом, благодаря тренерам, освоились и начали делиться своими проблемами. Через час я уже чувствовал себя комфортно. Узнал много интересного и полезного, по крайней мере, понимаю, как вести себя на собеседовании». Вадим: «Полезное дело: нам проще в своей среде понимать друг друга. Я для себя решил, что буду открывать свое дело и принимать на работу только ветеранов». Александр: «Мне не раз пришлось сталкиваться с тем, что к нам относятся, как к людям второго сорта. Но организаторы семинара помогли ребятам поверить в свои силы и, к примеру, начать собственное дело. Уверен: для помощи неустроенным участникам АТО нужно привлекать ветеранов, которые уже нашли свое место в жизни. Теперь наша задача — не пасть духом и найти в себе силы жить дальше...».
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |