Опрос, который провели наши авторы Анна МАРУЩЕНКО и Кирилл ЧУМАЧЕНКО, стал откликом на статью «Европейские новации в одесском суде» (см. «Порто-франко» от 10 августа с. г.). Молодым одесситам предложили поразмыслить над тем, почему в Украине так низок авторитет судебной системы и что нужно сделать для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему?
Мария, 18 лет, студентка: «В нашей судебной системе все покупается и продается. Если у человека нет денег, то можно даже не пытаться доказать свою правоту. Я сама не сталкивалась с судом, но у семьи моей подруги была ситуация, когда нужно было выложить немалую сумму, чтобы выиграть суд. И они просто не смогли найти столько денег. Бесплатно никто ничего не будет делать, поэтому какой там может быть имидж суда?! Надо убрать коррупцию, и все будет хорошо».
Наталья, 19 лет, студентка: «Я не очень хорошего мнения о наших судах. Считаю, что там все слишком коррумпированно. У меня примеров нет, а вот у знакомых есть опыт, когда реально виновных людей не наказывали потому что они дали взятку. Чтобы улучшить имидж суда, надо начать бороться с коррупцией».
Елена, 20 лет, студентка: «Я от этой темы далека. Но в моих глазах украинский суд — очень коррупционная схема, где трудно найти справедливые решения. Нужно минимизировать коррупцию, и все будет классно».
Михаил, 22 года, актер: «Пока сам с судом не сталкивался. Но слышал много негативных историй о продажности судей (кто больше денег предложит — тот и выиграл). Моя тетя работала судьей. Убежала оттуда из-за коррупции, не хотела принимать их правила.
А что касается имиджа...
Быть честным — главное для судьи. Действовать только в рамках закона. Но я пока не могу представить такое в нашей стране».
Андрей, 22 года, механик: «Пока действующая власть не начнет сажать коррупционеров за решетку, то уровень доверия к суду как к одной из ветвей власти будет очень низкий. Пока коррупционеры, аферисты, люди, которые обворовывали Украину, не будут сидеть за решеткой, имидж не поднимется».
Владислав, 22 года, программист: «Как по мне, то судьи такие же люди, как и все. Значит, ошибок не избежать. Есть продажные, а есть честные. Есть те, кто нейтрален, и те, кто выполняет указания старших. Многие держатся за кресло, потому что нужно кормить себя и семью. Или свой «Мерседес». К счастью, дел с нашими судами у меня не было.
Мне кажется, что локальные и точечные изменения ситуацию кардинально не переменят. Стоит надеяться только на полную перезагрузку системы и постоянное обновление. Во что я верю слабо».
Анастасия, 22 года, студентка: «Судебная система нуждается в доработках. Поскольку она не такая уж и плохая в основе, но люди, которые существуют в этой системе, полностью обесценили и осквернили ее. Имидж суда в Украине уничтожен полностью. Чтобы его улучшить, нужно, во-первых, скорректировать законодательство, во-вторых, обеспечить его выполнение, в-третьих, полностью поменять кадры в судебной системе и значительно ужесточить наказание для судей за нарушение закона».
Виктория, 22 года, продавщица: «До недавнего времени я была плохого мнения о суде. Но хозяйка нашего магазина рассказала, как несколько лет назад у нее пытались отобрать помещение за мифические долги. Но в суде ей удалось доказать свою правоту. Судья рассматривал дело объективно, ни разу не обмолвился о взятке. Эта история заставила меня задуматься, и я поняла, что, не имея опыта общения с судебной системой, я делала неверные выводы».
Евгений, 23 года, журналист: «Судебная система в Украине не работает так, как должна работать. Вместо полноценной ветви власти она превратилась в рудиментарный придаток исполнительной и законодательной власти. Она не работает на благо народа. Она обслуживает интересы олигархов.
Для того, чтобы улучшить имидж судей в глазах народа, нужно, чтобы судебная власть работала без взяток, круговой поруки, коррупции и договоренностей. После этого мнение народа о суде начнет улучшаться, поскольку они перестанут поддерживать тех, кто платит, и начнут поддерживать тех, кто действительно прав в той или иной ситуации».
Владислав, 23 года, журналист: «Судебная система катастрофически печальная, поскольку судебная ветвь власти, к сожалению, подчинена правительству. Об этом свидетельствуют процессы по антиправительственныи активистам времен Порошенко. Чтобы улучшить судебную систему, необходимо провести полную зачистку всех судов, включая высшие. А потом провести конкурсный отбор, проверяя каждого кандидата на связь с действующим правительством и прошлым».
Александр, 24 года, активист: «Учитывая то, что происходит ротация, так сказать, судебной системы и должностей, то могу сказать, что надежная система есть. Еще плюс в том, что у нас появился антикоррупционный суд. Поэтому я лучшего мнения о суде, чем подавляющее большинство народа. Но то, что у нас остается много судей с прошлой и позапрошлой власти, однозначно тормозит реформы. Вот мне не нравится недоделанный конкурсный отбор, который предусматривает субъективную оценку некоторых явлений судьями, что может влиять на члена конкурсной комиссии, у которого есть свое видение того или иного явления.
Реформировать суд очень трудно, поскольку любое упоминание о чиновниках у людей вызывает возмущение и негатив. Поэтому надо сделать сверхусилия, чтобы люди думали хорошо о нашем суде. Я бы усилил отбор и повысил меру наказания за противоправные действия».
Олеся, 24 года, психолог: «Мой старший брат уже семь лет работает юристом. Как-то я его спросила, неужели в нашей стране все судьи такие плохие, как об этом думает подавляющее количество людей? И он мне рассказал, что существуют исследования, которые обнаружили, что плохо о судьи думают или те, кто никогда не имел дело с судебной системой, или те, кто судился и проиграл свое дело. Поэтому, на мой взгляд, судьям нужно больше уделять внимания разъяснению своих решений, чаще выступать на телевидении, в соцсетях. Тогда люди будут лучше думать о суде и его работниках».
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |