ИА «Контекст Причерноморье»
Одесса  >  Мониторинги
Кино уходит на карантин: как спасти украинскую киноиндустрию
23.10.2020 / Газета: Вести / № s / Тираж: 350000

После второго локдауна некоторые кинотеатры просто исчезнут

Судя по всему украинской коммерческой киноиндустрии пришел конец потому что, в производство отечественных фильмов стало бессмысленно вкладывать деньги. Если год назад появилось пять отечественных картин, которые принесли доход, и еще десяток фильмов взяли планку в один миллион гривен кассовых сборов, то теперь индустрия просто застыла.

После того как кинотеатры в девяти городах повторно закрылись из-за попадания в «красную зону», топ-менеджеры харьковских офисов Multiplex и «Планета кино» заявили о том, что их отрасль после второго локдауна не выживет. Для кинокомпаний остро встал вопрос выживания.

Vesti.ua вместе с киноэкспертами разбирали возможные варианты дальнейших путей развития событий.

Какие жанры фильмов выживут

Пострадали не только кинотеатры, но и кинопроизводители, которые также сейчас терпят убытки из-за ограниченной рассадки зрителей. А с закрытием целых сетей кинотеатров они теряют еще больше зрителей в перспективе.

Уже сейчас понятно, что когда карантин закончится, залов будет меньше, а значит, и прибыль получить сложнее. Придется либо сокращать бюджеты картин, соответственно — терять в зрелищности, либо изначально забыть о миллиардных кассовых сборах.

По мнению кинопродюсера Александра Роднянского, произойдет селекция жанров кино, которое останется в кинотеатрах. В первую очередь речь идет о ярких, зрелищных проектах, построенных на спецэффектах.

Такие фильмы, как «Мстители» или «Люди Х» прекрасно смотрятся на больших экранах и теряют свою привлекательность на домашнем экране. Второе направление, которое будет востребовано — артхаус, то есть картины, рассказывающие глубокие и интересные истории. С одной стороны, таким картинам совсем не обязателен большой экран. Но у такого рода творчества есть своя постоянная аудитория, которая ходит смотреть такие фильмы именно в кинотеатры.

Создание украинского Netflix

Угроза банкротства целой индустрии — сейчас это проблема не только Украины, но и всего мира. Голливудские компании уже перенесли с 2020 года на 2021 премьеры всех высокобюджетных картин. А те, которые не успели доснять, вообще заморозили.

Причина та же — закрытые кинотеатры. Поэтому в 2020 году активизировались стриминговые платформы. Они начали активно снимать не только сериалы, но и полнометражные фильмы. Только по заказу Netflix, правда, еще до карантина, было снято не менее десятка картин, показ которых состоялся в онлайн-платформе. Самый громкий фильм из них — «Ирландец» с Робертом Де Ниро и Аль Пачино, который вышел еще в 2019 году.

А уже в этом году из-за карантина премьеры нескольких высокобюджетных картин и мультфильмов прошли на стриминговых платформах. Вначале студия DreemWorks показала в апреле мультфильм «Тролли. Мировой тур» на нескольких онлайн-платформах. А компания Walt Disney Pictures, после того как несколько раз перенесла премьеру фильма «Мулан» в кинотеатрах, решила эксклюзивно показать его на стриминговой платформе Disney+.

Насколько эти переносы были успешны с точки зрения коммерции, компании информацией не делятся. Однако, после того как Walt Disney Pictures пришлось перенести уже во второй раз за год премьеру блокбастера «Черная вдова», ряд диснеевских топ-менеджеров открыто стали говорить, что задумываются о показе фильма на Disney+. Кроме этого, они уже решили окончательно, что мультфильм «Душа» выйдет не в кинотеатрах, а на их стриминговой платформе.

Киноэксперты уверены: если карантин продолжится, то отток фильмов из кинотеатров на стриминговые платформы будет увеличиваться.

А вот для украинских кинопроизводителей дела обстоят гораздо хуже. «На данный момент появление в Украине своей платформы, подобной Netflix, которая будет заказывать и показывать фильмы, невозможно. И дело даже не в том, что большинство украинцев смотрит кино на пиратских платформах — это только часть проблемы. Главная проблема в том, что покрытие у них невысокое. Даже если все украинцы подпишутся на эту платформу, денег все равно будет недостаточно для того, чтобы снимать такое количество качественных фильмов и сериалов», — говорит кино-аналитик Артем Вакалюк.

На сегодняшний день в Украине самая успешная платформа Megogo хоть и начала вкладывать деньги в производство сериалов, но делает это не индивидуально, а совместно с телеканалами, поскольку производство дорогого сериала украинская компания единолично «отбить» не сможет. В частности, директор по стратегии развития этой компании Иван Шестаков в интервью «Детектор медиа» сказал: «Мы начали снимать украиноязычный контент… Но если бы мы сделали сериал эксклюзивно для Megogo и оставили бы его только на нашей платформе, то ни за какой период он бы не окупил свои затраты. Полнометражные фильмы зарабатывают основные деньги в прокате, а сериалы — за счет продажи прав как можно большему количеству платформ».

Например, они вложили деньги в сериал «Ангелы», премьера которого состоится для подписчиков Megogo, и только спустя время он появится на «2+2».

А СЕО FILM.UA Group Виктория Ярмощук считает, что развивать локальную стриминговую платфоморму целесообразно только в синергии с большим вещателем и производителем.

Если развивать стриминговую украинскую платформу, то выход только в том, чтобы сделать ее международной. «А точнее — начать конкурировать с российскими аналогичными платформами, чтобы бороться за покрытие всего постсоветского пространства. Однако для этого нужно будет поступиться несколькими принципами. Первое — вновь на главные роли взять популярных российских актеров. Второе — снимать на русском языке. Только в этом случае украинские фильмы и платформы смогут конкурировать с российскими», — считает Вакалюк.

Сотрудничество с телеканалами

Производить специально под телеканал дорогой полнометражный фильм в Украине никто не будет, потому что он себя не окупит. По словам одного из кинопродюсеров, телеканалы сейчас готовы давать на производство одной серии не более 50 тыс. долларов. Правда, несколько самых популярных каналов получили деньги от Министерства культуры Украины в качестве гранта на съемку патриотичекого кино. Один из таких — сериал «Сага», который вышел на телеканале «Украина» 5 октября, — его бюджет составляет более 1 млн долларов.

Снимать вместо полнометражных фильмов больше сериалов кинокомпании не будут, потому что на телеканалах эфирное время четко распланировано, и все оно не отводится исключительно под кинопродукцию. Может только ужесточиться конкуренция.

«Если кинокомпании, которые занимались полнометражным кино, переключатся на производство сериалов, то может начаться демпинг. Компании могут начать занижать стоимость сериалов и выигрывать тендеры. Но это впоследствии скажется на качестве продукции», — говорит Артем Вакалюк.

По словам некоторых кинопродюсеров, все украинские телеканалы и так не окупают себя и находятся на дотации у своих владельцев. Это является причиной того, что эфирная сетка часто наполнена продукцией невысокого качества. Но тратить средства на производство дорогих сериалов или фильмов они не собираются. Все идет к тому, что через 20-25 лет, после ухода нынешней телеаудитории 45+, на которую ориентируются украинские телепродюсеры, телевидение перестанет быть актуальным и влиятельным.

Работа на другие рынки

Для украинской киноиндустрии единственным выходом остается поиск сотрудничества с другими странами.

«Внимание стоит уделить тому, чтобы стать полноценным игроком мирового рынка контента. Тренд «глокал», который мы наблюдаем, истории успеха в мире как наших проектов, например, сериал «Прятки», так и мировых примеров, например, история испанского сериала «Бумажный домик», который благодаря Netflix стал мировым хитом, универсальность хорошей истории, которая не имеет ментальных или географических границ, сам принцип устройства современного медиапространства, когда контент мгновенно «перемещается» из одного конца мира в другой, — все это говорит о том, что запираться в собственных границах сейчас смысла нет. Нам есть что сказать миру», — говорит СЕО FILM.UA Group Виктория Ярмощук.

По мнению Ярмощук хоронить кинотеатральный прокат как способ монетизации контента еще рано. Но все, что происходит в мире, заставляет задуматься кинопродюсеров над новыми путями дистрибуции контента от производителей к зрителям. «Хорошая история может и должна раскладываться на множество форм существования: кино, телесериал, арт-проект, книга, мерч, компьютерная игра. И в этой многоплатформенности, мне кажется, будущее», — подводит итог Виктория Ярмощук.

Как считают наши киноэксперты, пауза, на которую стал кинотеатральный прокат, — это не драма, а время для того, чтобы подумать стратегически.

Автор: НИКОЛАЙ МИЛИНЕВСКИЙ

© 2005—2020 Информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
Свидетельство Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины №119 от 7.12.2004 г.
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
© 2005—2020 S&A design team / 0.009
Перейти на полную версию сайта