Если в начале карантина украинцы достаточно резво перешли на удаленную работу, то спустя полгода даже ее сторонники были вынуждены констатировать: все не так хорошо, как казалось поначалу.
Все течет, все меняется…
Удаленная работа прочно вошла в нашу жизнь. И если весной о кардинальных изменениях на рынке труда говорили лишь профильные эксперты, то в сентябре в ВР был зарегистрирован законопроект№4051, предлагающий урегулировать дистанционную и надомную формы работы.
Большинство украинцев, перешедших весной на удаленку, очень быстро адаптировались, найдя для себя плюсы в домашнем времяпровождении. Но спустя полгода выяснилось, что и минусов в этом немало.
Начнем с того, что малоподвижность и холодильник на расстоянии вытянутой руки самым пагубным образом отражаются на внешности и здоровье. Люди массово толстеют, депрессируют от этого, заедают депрессию вкусняшками и еще больше толстеют.
Причем, что примечательно, многие настолько привыкли не делать лишних движений и не отходить далеко от дома, что надеются продолжить такую же жизнь и после карантина. Недавнее исследование показало, что большинство наших сограждан хотят работать в пешей доступности от места жительства.
Эффективность, о росте которой тоже много говорилось в начале карантина, также начала снижаться. Многие поняли, что дистанционка – это не для них, не говоря о том, что люди просто устали от однообразия окружающей обстановки.
Директор по странам Восточной Европы компании World Staff Виталий Михайлов констатирует: эффективность на удаленной работе действительно падает. Оказалось, что работать без начальственного «пинка» могут не более 10% людей. Причем многие из них, зная свою способность к самоорганизации, уже давно занялись собственным бизнесом. Остальным же нужны внешние стимулы – их нужно либо хвалить (не похвалишь – нет настроения работать), либо «пинать» (не подтолкнешь – нет желания работать).
- Понятно, что, когда человек сидит в четырех стенах, у него нет того драйва, который люди испытывают, работая в одном помещении, — продолжает Михайлов. – Человек — существо социальное, ему нужно общаться с коллегами, получать мотивацию, самоутверждаться. Всего этого на удаленке нет, и совещания раз в неделю, а то и раз в месяц не спасают ситуацию. Причем есть прямая зависимость: чем ниже должность и чем скромнее IQ, тем сложнее человеку работать удаленно.
Пришел – должен работать!
- Человек так устроен, что не будет искать дополнительных трудностей, — говорит психолог Виктория Егорова. — Например, все мы знаем, что правильное питание, физическая активность и в целом здоровый образ жизни укрепляют здоровье и продлевают жизнь. Но придерживаются ЗОЖ очень немногие, потому что это дополнительные движения и неудобства.
Словом, резюмировала психолог, если человек имеет возможность сделать себе поблажки, он ее, как правило, использует. И при работе дома таких возможностей больше. В офисе есть масса мобилизующих факторов, и это не только прямой «пинок» от шефа.
- Уже присутствие руководства в непосредственной близости само по себе является мобилизующим фактором, — говорит Егорова. — Подталкивает к работе наличие коллег, под бдительным взглядом которых тоже особо не посачкуешь. Еще один фактор – наличие гораздо большего числа коммуникаций: все же одно дело позвонить или написать и совсем другое — озадачить, проходя мимо. Часто случается, что новое задание сотрудник получает только потому, что лоб в лоб столкнулся с шефом. А не столкнулся бы – не получил. Рабочему настрою способствует и сам факт присутствия на работе: пришел – должен работать!
Что касается удаленки, то, говорит психолог, здесь все работает по-другому, и нам еще только предстоит наработать систему мотиваторов и поощрений, которые помогут эффективно работать из дома.
А что там с темпераментами?
По словам Виктории Егоровой, эффективность на удаленной работе в немалой степени зависит от темперамента. Легче всего в таких условиях работается холерикам и флегматикам. Холерики легко устанавливают себе режим дня и так же легко его придерживаются, у них не вызывает затруднений переключение между различными действиями. Если вы слышите о том, как вам рассказывают, что за рабочий день «я и поработать успела, и в магазин сходить, и обед приготовить, и пылюку вытереть, и с детьми позаниматься», можете не сомневаться – перед вами холерик.
Флегматики тоже достаточно хорошо планируют свой день, но переключаемость у них ниже. Если холерик может переключаться каждые час-два, а то и чаще, то флегматику для того, чтобы войти в рабочий ритм и показать эффективный результат, без переключения на другую деятельность надо работать 4-5 часов.
Сложнее приходится сангвиникам, которые в силу темперамента легко отвлекаются, и для продуктивной работы им нужны дополнительные стимулы.
А хуже всего на дистанционке меланхоликам, которые не приемлют режим. Это люди настроения: они могут работать сутками, а могут так же сутками ходить в пижаме и вообще ничего не делать.
Все вышесказанное, конечно, не означает, что абсолютно все холерики на домашней работе эффективны, а все меланхолики – нет. Сангвиник и меланхолик тоже могут быть продуктивны, просто им нужно приложить для этого гораздо больше усилий.
– Темперамент – это основа, на которую уже «достраивается» все остальное, — подытожила психолог. – Важную роль играют наш характер, привычки, уровень самоорганизации и самодисциплины. Для дистанционной работы этот уровень должен быть очень высоким, но большинство людей этим похвастаться не могут. И нужно быть очень чутким и компетентным руководителем, чтобы не устанавливать единые правила для всех, а оценить потенциал каждого и предоставить своим сотрудникам возможность работать в удобных для них условиях и при этом демонстрировать максимальную эффективность.
ВОПРОС РЕБРОМ
Так чего же больше в удаленке – плюсов или минусов?
- Общего ответа на этот вопрос не существует, поскольку он касается многих факторов, — отметил в беседе с «КП» в Украине» генеральный директор ESCADRA Recruitment Agency Ltd Юрий Гороховский. – Кому-то на удаленке хорошо уже потому, что не надо тратить 2-3 часа на дорогу. А если дома еще и есть возможность уединиться и организовать рабочее место – вообще отлично. Понятно, что в одном помещении с женой, двумя детьми и внезапно приехавшими в гости родственниками много не наработаешь.
По словам эксперта, в начале карантина, когда «массовая удаленка» в Украине только зарождалась, многие обрадовались и были склонны видеть в дистанционной работе сплошные плюсы: не надо рано вставать, ехать в переполненном транспорте, стоять в пробках, нервничать из-за постоянного надзора начальства. Однако постепенно выяснилось, что эти плюсы работают не для всех, а только для организованных и мотивированных людей. Если же человек привык, что утром шеф должен дать ему конкретное задание, а потом еще и каждые два часа спрашивать, как продвигаются дела, он вряд ли сможет работать дистанционно.
Нет однозначного ответа на вопрос и с точки зрения начальства, продолжает Гороховский. Одно дело, если начальник весь рабочий день сидит запертый в своем кабинете – в этом случае ему по большому счету все равно, в офисе его сотрудники или на удаленке. Возможно, здесь дистанционная работа даже выглядит лучшим вариантом – это даст возможность сэкономить на аренде офисных помещений.
Но совсем другое дело, если начальник привык общаться с сотрудниками, ходить по кабинетам, здороваться, перебрасываться парой слов. Все это позволяет ему чувствовать климат в коллективе, и эти несколько минут регулярного личного общения не заменят переписка в чате или телефонный разговор.
- На мой взгляд, наиболее приемлем в нынешних условиях компромиссный вариант – дать возможность людям приходить в офисы один-два раза в неделю, а остальное время работать из дома, — считает Юрий Гороховский. – Это позволит экономить на аренде, снимая меньшие помещения, но в то же время даст сотрудникам более свободный график и возможность выбрать наиболее эффективный вариант работы именно для себя.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |