С интересом читаю публикации Валентины Гайдаенко. Но некоторые меня просто настораживают (к примеру, «Вирус пофигизма»), а публикация под названием «Держите вора» (газета от 5.11.20) меня удивила и задела. Символично, что читал ее 7 ноября. Удивила тем, что, с одной стороны, гордясь своим отцом, который в то, советское, время пытался мужественно бороться с системой, а, к сожалению, таких людей тогда было мало, с другой стороны — просто прославляет то время нашей «бесплатной жизни».
Бесплатного ничего не бывает. Действительно, бесплатно работали тогда десятки миллионов советских людей, наполняя «закрома Родины». А оттуда уже Госплану было легко распределять средства. На эту тему не так давно я написал статью «И все-таки не хочу в светлое прошлое!», поэтому повторю ее практически полностью. А в том, что мы пользовались «бесплатными» услугами, мы не виноваты. Мы жили по правилам, установленным тогдашней властью.
«И все-таки не хочу в светлое прошлое!
Просматривая недавно свой архив, обнаружил статью, напечатанную в «Одесском вестнике» в середине 90-х годов. В ней я напоминал приверженцам прежнего строя о «некоторых минусах» жизни в советскую эпоху, которые они очень быстро забыли, а помнят, правда, надо отдать должное, при бесплатном образовании и медицине в те времена, лишь колбасу за 2,20, проезд в транспорте за 5 коп. и что-то еще в этом роде.
Признаюсь, некоторые мои мысли носили романтический оттенок, а выводы и предложения иногда были наивными. Но согласитесь, что тогда даже самому проницательному предсказателю трудно было представить наше будущее лет через 15-20. Но даже сейчас я от того, что писал, не отступаюсь и хочу изложить практически в том же виде.
Так вот о том, как же хорошо жилось раньше.
Хочу напомнить, что относительно хорошо жилось лишь в крупных городах, и предложить людям, которым «хорошо жилось», поменяться местами с теми, за счет кого они жили, с теми, кто бесплатно на них работал. А это — десятки миллионов заключенных в лагерях, это — сотни тысяч солдат, это — студенты, и, наконец, более половины населения страны — крестьяне, которые и жили-то за счет своего подсобного хозяйства, получая жалкие «трудодни» натурой, жили как при феодальном строе — без прав, даже долгое время без паспорта. Но даже у тех, кто за свой труд получал гораздо больше, а именно, 1/6 (!) часть заработанного (по данным сравнительной статистики того времени, так вот откуда «бесплатное» образование и медицина!), отбивали охоту честно трудиться.
А государственная система воровства! Напомню, что в самый разгар застоя корреспонденты «Литературной газеты» написали статью, где привели следующие данные. Объездив Московскую область, они подсчитали, что у граждан сельской местности имеется столько труб, уголков, швеллеров и прочего в хозяйстве (мачты для антенн, арки, заборы и др.), что ими в масштабах СССР можно было бы опоясать земной шар. Но при этом в магазинах это не продавалось! А заводы, выпускающие эту продукцию, выпускали ровно столько, сколько было запланировано Госпланом. Потребляющие же предприятия потребляли ровно столько, сколько поступало на их склады для производства запланированной продукции. Следовательно, эти металлоизделия были украдены, но «без ущерба» для народного хозяйства. Воровство было запланировано!
Вспомним очереди за так называемым дефицитом, а на самом деле обычным, необходимым товаром. А поездки из Одессы в Москву, Киев, Кишинев за элементарными продуктами и промтоварами, а из глубинки — в ту же Одессу, потому что распределительная система распределяла несправедливо. Бывая в Москве в командировках, видел призывы на московских высотках: «Превратим Москву в образцовый коммунистический город!». И каждый раз хотелось приписать: «За счет других!».
А самое главное — человеку не давали заработать, даже если он хотел работать по совместительству. Для того, чтобы получать приличную зарплату, нужно было стать начальником. А чтобы им стать — нужно вступить в партию. Но служащему при этом нужно было для «разнарядки» подготовить для вступления еще двух «гегемонов», которым партия нужна не была, да и они партии тоже.
Несколько слов о «кормушке». Общаясь на эту тему с достаточно большим количеством людей, я убедился, что подавляющее большинство из тех, кто сожалеет о прошлом, не скрывая, признавались, что по служебному положению или даже на простой должности, но где можно было украсть, в разной степени имели возможность доступа к дополнительным благам.
Поэтому давайте не будем стонать и вздыхать о прошлом, которого не вернешь, а вместе с людьми, искренне желающими изменить нашу жизнь к лучшему, будем думать, как это сделать, а не бежать за границу от навалившихся проблем.
Да, реалии нашего дня оказались очень далеки от тех «мечт» начала 90-х. Большинство людей тогда не поверили бы, что лет через двадцать мы будем иметь то, что имеем сейчас. Но движение вперед есть, хоть и медленное. И давайте же сейчас, под лозунгом комсомольцев того времени «А кто же, если не я!» будем продолжать это движение.
А назад, в светлое прошлое, не хочу, хотя на него пришлась самая лучшая пора жизни — юность и молодость. Не хочу туда, где постоянно чувствовал унижение своего человеческого достоинства; туда, где ежемесячно до получки не хватало денег, заработать которые не давала власть, а воровать не давала совесть; туда, где Высоцкого и Жванецкого можно было слушать только подпольно; не хочу хотя бы потому, что за подобные высказывания вполне мог бы пополнить ряды тех, работающих бесплатно».
А теперь немного нынешней статистики. Подрабатывая на почте, я, по долгу службы, разносил пенсию. Контингент, все знают, от 60 до 95 лет. И 7 ноября 2017 г. (100 лет Октябрю!) я поздравлял своих подопечных с праздником. Большинство из них (по моим подсчетам 80%) спрашивали: «А с каким?»! А ведь это люди, которые носили на парадах знамена и транспаранты, которые стояли на трудовой вахте в честь очередного съезда и т. д.! Вот вам и ответ. Кому нужен был этот переворот?
Многие понимали фальшь и лицемерие, но терпели. Я тоже пытался тогда что-то изменить, правда, на более низком уровне. А мне говорили, что я дурак, только испорчу себе карьеру, но ничего не изменю.
Слава Богу, жизнь изменилась. И хотя мужчина на кладбище, о котором рассказывалось в статье «Держите вора», поступил бестактно, в целом я с ним согласен. Я очень рад, что мы вырвались из объятий СССР, и я сейчас в независимой Украине чувствую себя свободным. Вот если бы еще не мешали остатки этого монстра.
В чем беда ностальгирующих, которые живут еще и сейчас. Это отсутствие чувства патриотизма. Опять же сегодняшняя статистика. Когда об этом спрашивал — никто из них не отвечал положительно, только одна моя однокурсница, очень простая, но честная женщина, сказала:
— Я патриот СССР.
— Но ведь СССР нет.
— Ну, тогда не знаю.
Эти люди живут тогдашним прошлым, ныне виртуальным, не стараясь изменить сегодняшнюю жизнь к лучшему.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |