В нашем издании мы немало рассказывали об острове Малый Татару, который с 1993 года наряду с Малым и Большим Даллерами входит в состав регионального ландшафтного парка «Измаильские острова». Читатели узнали об удивительном живом мире этого заповедного участка суши, о завезенных туда в рамках экологических проектов редких животных. Думается, не менее интересной окажется информация и об истории этого и других островов дунайской дельты.
Помимо Малого Татару, Малого и Большого Даллеров, на украинской стороне Дуная расположены такие острова как Кислицкий, Степовой, Майкан, Катенька, Машенька, Ермаков, Лимба и другие. Границы и очертания островов, собственно, как и материковых частей, не являются постоянными, а меняются с течением времени. Особенно хорошо такие изменения можно проследить на протяжении длительного периода, скажем, за сто лет. Основным инструментом для анализа при этом будут географические карты разных лет: благо, в настоящее время возможности Интернета позволяют таковые найти. Давайте рассмотрим, как менялись на протяжении века конфигурации вышеперечисленных островов, а также их государственная принадлежность.
Вначале следует отметить, что дельта Дуная в различные периоды истории находилась под юрисдикцией разных государств. Так, с конца XV века и до 1770 года дунайские острова принадлежали Османской империи. Возможно, с тем почти трехсотлетним периодом владычества османов над дельтой и связано появление названий островов Татару, а также Татарский (на территории современной Румынии), так как местные буджакские татары – наследники Орды — стали вассалами султана.
Во время русско-турецкой войны 1770-1774 гг. Придунавье находилось в составе Российской империи, а потом вновь стало принадлежать Османской империи. С 1809 года Придунавье снова в составе императорской России. После заключения Адрианопольского мирного договора в 1829 году Российской империи отошла вся дельта Дуная. Но уже в 1856 году, по итогам Крымской войны, южная Бессарабия, прилегавшая к Дунаю и нижнему течению реки Прут, а также дунайская дельта вошли в состав Молдавского княжества, объединившегося в 1859 году с Валашским княжеством, которое в 1861 году стало называться Королевством Румыния. Берлинский трактат 1878 года вернул южную Бессарабию России вплоть до Килийского гирла. Большая же часть дельты была передана объединённой Румынии, которая получила независимость от Османской империи.
Чтобы наглядно проследить изменения дельты Дуная, в качестве условной отправной точки возьмем австрийскую карту 1910 года: на ней среди прочих отмечены острова Малый и Большой Татару, Малый и Большой Даллеры, Катенька, Машенька, Ермаков — названия их с тех пор не изменились.
А вот метаморфозы в истории острова Кислицкий хорошо просматриваются: сто лет назад он был меньше по площади, а рядом с ним, между Большим Даллером, Большим Татару и Катенькой располагался еще один остров под названием Солоник. Десятилетия спустя Солоник «прирастет» к Кислицкому и станет его неотъемлемой частью. Так, на карте ГШ РККА L-35 (Б и Г), датированной 1935-1941 годами, Солоника уже нет, а его территория обозначена как остров Кислицкий. На карте 1941 года еще отлично просматривается место соединения Кислицкого и Солоника – проходящая между ними протока. Со временем после прихода советской власти в Бессарабии началось «великое» сельскохозяйственное освоение дунайских островов. В тот период Кислицкий был почти полностью распахан, настолько, что и следа от бывшей протоки – шва, соединявшего его с Солоником, не осталось. Данный факт хорошо виден на карте Генерального штаба ВС СССР, относящейся к 1984 году.
Приблизительно такая же картина наблюдается у других дунайских островов, расположенных неподалеку от Килии. На карте 1910 года мы, помимо известного Ермакова, видим еще два российских острова – Салминов и Отнозина. Как и в случае с Солоником, к 1940 году Салминов и Отнозина «срастаются», став одним островом Салмановский, отделенным от материковой части лишь узкой протокой.
Если говорить о топонимике, то свое название поменял и остров Степовой: на картах 1910 и 1940 он значится как Кофа. Напомним, в настоящее время Кофой называется шлюзованный канал, соединяющий озеро Китай с Дунаем.
Что касается государственной принадлежности дунайских островов, то, судя по данным австрийской карты 1910 года, Российской империи на тот момент принадлежали острова Кислицкий, Солоник, Кофа, Катенька, Машенька, Салминов, Отнозина и Ермаков, а острова Малый и Большой Татару, Малый и Большой Даллеры, Черновка и Бабина были румынскими.
Осенью 1940 года после присоединения Бессарабии к СССР ряд островов Королевской Румынии становится советскими. Как сообщают румынские интернет-источники, 28 июня РККА захватила шесть островов к югу от Килийского рукава. Чтобы закрепить новую границу, в августе Румынии было предложено создать совместную комиссию в Москве. Румынско-советские переговоры по данному вопросу велись с 6 сентября по 24 октября и были очень трудными: советская сторона оспаривала румыно-российскую границу 1877-1918 гг. в Килийском рукаве Дуная. Поскольку договориться мирным путем не удалось, в ночь с 25 на 26 октября на спорные острова, в том числе на Большой Даллер, был высажен советский десант.
Произошло короткое боестолкновение, в котором погибли шестеро румынских солдат. Тогда румынские войска отступили. Днем 26 октября советские войска заняли Большой Татару, Малый Далер и Майкан, а 5 ноября — остров Лимба.
Министерство иностранных дел Румынии подало протест на такие действия, но безуспешно.
После вхождения румынской армии на территорию южной Бессарабии 22 июля 1941 года спорные острова вновь ненадолго стали румынскими. И уже после перемирия с СССР в 1944 году советские пограничники без боя заняли все острова к югу от главного водного пути Килийского рукава, доказательством тому служит карта ГШ РККА L-35(Б и Г) (1941 год).
На современной карте мы видим, что Украине (как государству-правопреемнику Советского Союза) принадлежат острова, которые когда-то были румынскими, — Малый и Большой Даллеры и Малый Татару. А вот Большой Татару все-таки оказался румынским. Когда же это произошло и по какой причине?
В феврале 1948 года в Москве был подписан Протокол об определении государственных границ между Румынией и СССР, подписантами его выступили премьер-министр Румынии Петр Гроза и министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов. Основанием для данного документа послужил Мирный договор с Румынией, вступивший в силу 15 сентября 1947 года, гласивший, что острова Малый Татару, Малый и Большой Даллеры и Лимба должны принадлежать СССР, а Большой Татару, Черновка и Бабина – Румынии. Таким образом, уже на протяжении более 70 лет Большой Татару является румынским островом.
Наверняка читателям было бы любопытно узнать, что представляет собой этот участок суши, ведь о его украинском тезке мы знаем достаточно много.
Итак, остров Большой Татару расположен в самой северной части дельты Дуная, занимает он 2500 га. Земли его используются под сельхозпосевы: тут выращивают пшеницу и кукурузу.
Есть у Большого Татару еще одна особенность: здесь когда-то располагалась исправительная колония Тулчи, нравы в которой считались одними из самых жестоких. Однако с 2014 года в учреждении всё поменялось: благодаря уникальному норвежскому проекту, финансируемому Осло, и при поддержке Ассоциации Ивана Пацаичина, румынского гребца, золотого призера четырех Олимпийских игр, на Большом Татару была создана колония совершенно нового формата. Сюда на три месяца привозят заключенных из тюрьмы в Старой Килии (особо опасных преступников) и учат традиционным ремеслам. Осужденные на острове строят эко-дома (с солнечными панелями и тростниковой канализацией), плетут изделия из тростника, делают деревянные лодки, лепят посуду из глины и т. д. Всё это делается в целях перевоспитания и для того, чтобы освободившимся заключенным было проще потом адаптироваться в обществе.
Норвегия затратила на данный проект в Румынии 580 тыс. долларов. Первым же местом реализации столь уникальной идеи был норвежский остров Бастой, а инициировал ее Арне Квернвик Нильсен, в прошлом начальник тюрьмы в Норвегии. Результаты проекта, реализуемого на норвежском острове, действительно позитивные: лишь 16 процентов освобожденных попадают за решетку повторно. За 15 лет были всего лишь две попытки побега.
Такой вот беспокойной оказалась судьба у дунайских островов: эти скромные молчаливые свидетели повидали на своем веку и турецких султанов, и российских императоров, и румынских королей, и бравых советских красноармейцев и краснофлотцев, и президентов современных государств. Проходя на теплоходе через дельту Дуная, вспомните об этих далеких эпохальных событиях.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |