ИА «Контекст Причерноморье»
Одесса  >  Мониторинги
Владислав Блюмберг: «Задача — продвигать украинское вино как бренд»
10.12.2020 / Газета: Вечерняя Одесса / № 134—135 (10981—10982) / Тираж: 10407

С этим человеком читателей «Вечерней Одессы» мы уже знакомили. Владислав Блюмберг — основатель винного дома «Шато Грона», относительно недавно коллеги по отрасли выбрали его президентом «Ассоциации виноградарей и виноделов Одесской области».

В номере газеты за 3 сентября рассказывалось о заседании межведомственной группы по вопросам развития виноградарства и виноделия, созданной при Министерстве развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины. Владислав Блюмберг был одним из участников этого заседания, многие из его предложений получили поддержку. Тогда же мы и договорились, что на исходе осени, когда завершится горячая пора для виноградарей и виноделов, обязательно встретимся в гостиной «Вечерней Одессы», дабы обстоятельно поговорить о том, чем живет украинское виноделие, и какие у отрасли перспективы — как в масштабах всей страны, так и в рамках нашего региона.

Итак, встреча состоялась. Очень интересная и познавательная для нас. Замечательным собеседником оказался Владислав Блюмберг. Постараемся это передать.

— Какое значение для Украины и Одесской области имеет виноградарство и виноделие? — наш гость повторяет первый вопрос. — Для нашего региона эта отрасль — визитная карточка. Ведь вино невозможно произвести в холоде. Центр мирового виноделия располагается вдоль теплых 46–47-й параллелей северной широты, которые пересекают Европу, Азию, Северную Америку. Одессе повезло родиться на винодельческой широте. Грех этим не пользоваться, когда к тому же есть многовековые традиции, есть история винодельческого ремесла, есть люди, знающие, как производить Великое Вино. Если говорить об Украине, то винодельческими регионами являются Херсон, Николаев, Закарпатье, часть Донецкой области. В связи с изменением климата возможности заниматься виноградарством и виноделием появляются и у других регионов страны. И все равно Одесщина дает две трети украинского производства.

— И как же мы используем улыбку судьбы, подарившей нам возможность заниматься виноделием?

— Плохо используем, — Влад Блюмберг не скрывает огорчения.

Интересно, что в качестве сравнения наш гость не стал приводить пример Франции, Италии или еще какой-нибудь другой ведущей винодельческой державы. Увы, но по темпам развития нас обогнали и бывшие союзные республики — Молдова и Грузия. Да, для этих стран виноделие является бюджетообразующей отраслью. Для Украины — нет. И тем не менее: если бы мы делали то, что делает Молдова, наше отечественное виноделие было бы на совершенно ином уровне.

— В Молдове в один «прекрасный» момент поняли, что если государство не повернется к отрасли лицом, то она просто вымрет, — рассказывает Владислав Блюмберг. — В итоге было создано государственное агентство, главными задачами которого являются развитие национального виноделия и продвижение молдавского вина за границей. Примечательно, что для такой формы работы не нужны многомиллиардные инвестиции. Я не помню, сколько производителей вина в Молдове. Допустим, двести. Каждый из них вносит в фонд разумную сумму, исчисляемую с гектара виноградника. И ровно ту сумму, которую внесли виноделы, добавляет государство. В итоге собранные деньги тратятся не на поддержку того или иного конкретного производителя, а на продвижение бренда «Молдавское вино».

Традиционное фото в музее редакцииТрадиционное фото в музее редакции

И как же происходит продвижение? Как это выглядит? Президент «Ассоциации виноградарей и виноделов Одесской области» привел простой пример. Допустим, проходит крупная международная винодельческая выставка. В самом «козырном» месте, в центре зала, стоят стенды территорий, которые славятся производством вина на весь мир. К примеру, провинций Бордо (Франция), Риоха (Испания), Тоскана (Италия). За одним стендом может находиться несколько десятков производителей. Они — конкуренты друг другу. Но вместе представляют и продвигают свой винодельческий регион. Дорогое и видное место на выставке забронировала ассоциация, она же оплатила участие, доставку образцов, рекламу. Производителю остается только купить билет и приехать, чтобы постоять за стендом. По такому же принципу работают Молдова и Грузия. На всех крупных винодельческих выставках есть стенды этих стран, объединяющие различных производителей.

А что Украина? Увы, госагентства, как в Молдове, у нас нет. Поэтому организованного представительства на выставках не получается. Стенды украинских виноделов стоят на задворках, куда нечасто заглядывают посетители. Нет, наших крупнейших производителей знают, часто их продукция получает престижные награды. Но у массового потребителя за границей нет понимания того, что Украина — это тоже винодельческая держава. Хотя производителей у нас, повторимся, не меньше, чем в той же Молдове.

— Никак не получается достучаться до государства, — сетует Владислав Блюмберг. — А помощь нужна. Этот год был очень сложным для аграриев, наша отрасль — не исключение. Заниматься виноградарством — чем дальше, тем сложнее. Площади под качественными посадками винограда уменьшаются из года в год. Урожай — из-за длительной засухи — получился совсем не тот, который ждали. Длительный карантин очень серьезно отразился на настроении потребителей, вино — все-таки не товар первой необходимости. Сложности со сбытом. Рынок России потерян, а на него было ориентировано 90 процентов экспорта украинских виноматериалов.

— Но сдаваться нельзя, — продолжает президент «Ассоциации виноградарей и виноделов Одесской области». — Как та лягушка, что бултыхалась в молоке и не утонула, потому что сбила масло, так и мы, виноделы, должны бороться, ведь благородным же делом занимаемся. И возвращаясь к теме помощи, которую ждем от нашего государства, замечу, что, в первую очередь, ждем создания фонда или агентства, которое возьмет на себя все организационные и материальные расходы по продвижению украинского вина за границей.

В этой связи мы задали нашему гостю вопрос об Офисе простых решений, который возглавляет Михеил Саакашвили. Как известно, эта структура была создана для быстрого продвижения реформ во всех сферах общественной и экономической жизни страны.

— Я считаю Саакашвили очень энергичным человеком, который сможет сдвинуть ситуацию с разрешением проблем винодельческой отрасли с мертвой точки, — отметил Владислав Блюмберг. — Но сотрудничеством с Офисом простых решений ограничиваться не намерены. Мы стараемся стучать абсолютно во все двери. Я являюсь членом рабочей группы при Министерстве экономики, занимаемся нормотворчеством. Будем обязательно обращаться к областным и городским властям, очень рассчитываю привлечь на сторону виноделов и виноградарей народных депутатов, избранных от Одессы. Пытаюсь внушить всем, что в поддержке винодельческой отрасли нет политической подоплеки. К счастью, и в Офисе простых решений, и в рабочей группе при Министерстве экономики собралось много практиков, специалистов, которые также прекрасно понимают, в какой поддержке нуждается отрасль. Так что есть надежда на позитивные перемены.

— Но на пути развития украинского виноделия есть еще одно препятствие: засилье недорогих импортных вин на полках магазинов. Как с этим бороться? — задали мы следующий вопрос.

— Давайте будем реалистами: запреты на импорт какой-то группы вин невозможны по той причине, что у Украины есть обязательства по Ассоциации с Евросоюзом, — говорит Владислав Блюмберг. — Более того, мы должны быть готовы к тому, что с 1 января на рынок будет заходить импортная продукция уже без пошлин. И это факт.

— И какое же вино везут в Украину?

— Если грубо, то продукцию двух категорий. Первая — это высококлассные, всемирно известные вина, они продаются во всех странах. Эти вина в массе своей лучше, чем любое наше вино. Ну, кроме самых удачных, когда при их производстве все совпало: хороший год для урожая винограда, удача винодела. Но между качественными импортными винами и обычными — громадная пропасть. Продукция известных винодельческих территорий Испании, Италии, Франции, Чили, Австралии, которая продается в наших магазинах от 60 до 100 гривен, — это простые и невыразительные вина. Это не фальсификат, их произвели в строгом соответствии с технологией, но в них нет особого букета, нет купажной тонкости. И украинские вина в этой ценовой категории гораздо лучше импортных. И вот тут мы упираемся в вопрос потребительских предпочтений. Ведь когда мы, в основном, покупаем вино? По торжественному случаю, на свидание, к приему гостей, на праздник. И здесь на первый план выходит внешний вид бутылки, на каком языке этикетка… Поэтому сейчас в борьбе за вкусы покупателя на первый план выходит просветительская миссия, воспитание культуры потребления вина. Эта задача также станет одним из направлений работы «Ассоциации виноделов и виноградарей Одесской области».

— Говорят, что длительный карантин пошел на пользу украинскому виноделию, мол, граждане смогли больше узнать об отечественной продукции?

— Это действительно так. Ведь многие обеспеченные люди, привыкшие путешествовать по Европе с посещением тамошних виноделен, остались дома. Они начали путешествовать по родной стране. И «вдруг» выяснилось, что вина Болграда, Тарутино, Закарпатья, Херсона и других регионов совсем не хуже импортных. И закуски у нас — ту же брынзу, сыры, копченое мясо, морепродукты — могут предложить не хуже. У многих моих знакомых дома в винных шкафах до 90 процентов уже локальной продукции — как крупных производителей, так и крафтовиков. Таким образом, в 2020-м произошел резкий рост эногастрономического туризма. Я очень надеюсь, что в наступающем году это получит логическое продолжение, и отечественной винодельческой отраслью и виноградарством заинтересуются уже серьезные инвесторы. Одни могут увидеть возможность быстрой реализации продукции, другие захотят создать туристический объект наподобие того, где они побывали. А для кого-то самым важным станет патриотический мотив — быть причастным к производству продукта, который может стать гордостью украинского виноделия.

Так как же помочь местным производителям? У президента «Ассоциации виноградарей и виноделов Одесской области» Владислава Блюмберга готов ответ на этот вопрос.

Первое. Максимальная дерегуляция отрасли. Простой пример — акцизные марки. Их вводили для контроля оборота спирта. Но в виноградное сухое вино спирт не добавляют. Каким образом тогда эта продукция стала подакцизной — загадка. Стоит акцизная марка для сухого вина одну копейку. А администрирование этого налога — стоимость самой марки, наклейка, работа специально выделенных сотрудников налоговой службы — обходится в одну гривню! Все уже понимают абсурдность этой ситуации, подготовлены соответствующие законопроекты. Но когда дойдет дело до их рассмотрения — неизвестно.

Второе. В отрасли действует еще старый советский закон, который определяет, в какую тару можно заливать вино. Но это же были требования того времени! Как заметил Владислав Блюмберг, итальянцы и молдаване наливают, во что хотят: специальные пэт-бутылки, кеги наподобие пивных. А в Америке и Англии категорией тары номер один по темпам роста являются металлические баночки.

— Почему мы должны растущий рынок отдавать импортным производителям? — недоумевает президент «Ассоциации виноградарей и виноделов Одесской области». — Если материал разрешен для пищевых продуктов — значит, можно вино наливать.

Наконец, третье. Всем известен закон о поддержке малого и среднего бизнеса, который предусматривает кредитование предпринимателей под 5—7—9. Правда, есть одно исключение. Льготное кредитование не могут получить казино, пункты обмена валют и… производители алкогольных напитков. Причем всех алкогольных. Но во многих странах вино — это пищевой продукт. А в Украине сухое вино по-прежнему считается алкогольным напитком, что закрывает производителям возможность получить льготные кредиты.

— Мы просим выделить из списка вина без содержания этилового спирта, ведь их производством занимаются как раз малый и средний бизнес, — говорит Владислав Блюмберг.

В завершение разговора мы не могли не спросить нашего собеседника о том, как он сам пришел к виноделию. Оказалось — интересный поворот судьбы. Сам Владислав — одессит, вырос на Пушкинской угол Ярославского (сейчас Троицкой). Семья — научные работники. Отец — экономист и технолог пищевого производства, мать — математик. Оба кандидаты наук. В начале 90-х, когда наука оказалась на задворках жизни, решили заняться бизнесом.

Так появилось семейное предприятие в сфере виноделия, производственные мощности находятся в селе Ламбровка Тарутинского района на месте бывшего винзавода, который был создан еще в 1927 году и чуть было не исчез с карты отрасли одновременно с распадом СССР. История винного дома «Шато Грона» — это отдельный рассказ. Что же касается нашего гостя, то он подключился к семейному бизнесу двадцать лет назад, после учебы в нархозе, службы в армии, работы в финансовой компании.

Сегодня в продуктовой линейке винного дома «Шато Грона» порядка 25 наименований вин, которые являются визитной карточкой Тарутинского района: мерло, каберне, бастардо, одесский черный, совиньон, шардоне, мускаты, сухолиманский, изабелла… Плюс полусладкие вина, которые готовятся по оригинальной рецептуре, предусматривающей добавление концентрированного виноградного сока. В этом году впервые «Шато Грона» занялось освоением производства кошерного вина.

Ну и продукт, который выпускает каждый уважающий себя винодел, — божоле. Легкое молодое вино. Признаемся — наш гость презентовал редакции 10-литровый образец этой продукции. Что ж, будет теперь чем Новый год встретить.

Автор: Олег Суслов

© 2005—2021 Информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
Свидетельство Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины №119 от 7.12.2004 г.
Использование любых материалов сайта возможно только со ссылкой на информационное агентство «Контекст-Причерноморье»
© 2005—2021 S&A design team / 0.009
Перейти на полную версию сайта