Исторический путь возникновения, становления и развития украинской адвокатуры можно определить примерно с IX века нашей эры, со времен существования Киевской Руси, во времена действия на территории Украины обычного права в виде судебного представительства.
Представителями являлись родственники и знакомые, которые использовали для защиты интересов своих доверителей пояснения «послухов» — лиц, что-либо знавших о людях, представших перед судом, и «видоков» — лиц, видевших рассматриваемые судом факты и деяния. Характер действий представителей не был профессиональной деятельностью и представлял собой общественную, товарищескую и моральную поддержку своих родственников и знакомых.
Профессиональная адвокатура появилась в Украине в XI—XVII веках, в период действия в Украине Магдебургского права и Литовского Статута, так как земли Украины в это время были присоединены вначале к Литовскому княжеству, а затем к Польше.
Название специальности «адвокат», «поверенный» впервые появилось в памятнике Казацкого права в 1743 г. в «Правах, по которым судился малороссийский народ» — это был проект кодекса украинского права, которым пользовались украинские суды.
Этот проект предусматривал обязательную регистрацию адвокатов в судах, где они осуществляли свою деятельность, обязанность принятия присяги, не допускал в адвокатуру несовершеннолетних, не христианского происхождения, женщин. Обязанностью адвоката было служение справедливости и оказание помощи людям. При этом запрещалось принимать дела, которые противоречили праву и справедливости, которые «без повреждения совести производить невозможно». Деятельность адвоката оплачивалась клиентами, однако дела вдов, сирот и малообеспеченных граждан адвокат проводил бесплатно.
К адвокату за совершаемые нарушения могли быть применены очень жесткие наказания, такие, как отрезание языка, заключение в тюрьму на 4 недели, а за неявку в суд без уважительной причины — смертная казнь. За причинение клиенту имущественного вреда адвокат обязан был возместить его в двойном размере, причем еще и с лишением права занятия адвокатской деятельностью.
Судебная реформа 1864 года
Создание адвокатуры, отвечающей европейским стандартам организации и деятельности, в Украине начинается с Судебной реформы Российской империи 1864 г., учредившей новое судопроизводство, основанное на равенстве и состязательности сторон в судебном процессе, а также основавшей новый правовой институт — присяжную адвокатуру.
До введения в действие Судебной реформы 1864 г. юридическую помощь населению оказывали так называемые стряпчие, ходатаи по делам, которых в народе называли «крапивным семенем», т.е. лица, для которых ни образовательного, ни нравственного уровня не требовалось. Как писал профессор В. Лохвицкий, определяя уровень действующих в то время поверенных для граждан: «Самым невинным недостатком этих «аристократов» тогдашней адвокатуры являлось то, что они, в одно и то же время, пишут бумаги истцу и ответчику, получая с обеих сторон деньги».
Такое бедственное состояние как правосудия, так и защиты прав и интересов граждан вынудило государственную власть в 1855 г., после вступления на престол Александра II, начать подготовку к проведению судебной реформы.
Ученые-юристы, студенты юридических университетов, их преподаватели изучали опыт судопроизводства в странах Европы по деятельности судов присяжных, участия в рассмотрении дел представителей обвинения и защиты, рассмотрения дела судом на принципах гласности, состязательности, равенстве сторон и независимости судей. Кроме изучения теоретических основ деятельности судебных органов европейских стран, в России создавались специальные юридические кружки, в состав которых входили видные юристы, студенты и преподаватели юридических университетов, проводившие «постановочные» судебные процессы, в которых участники выполняли обязанности судей, прокуроров, адвокатов. Такая подготовительная работа способствовала тому, что после принятия Судебных Уставов новые образования — суд присяжных, прокуратура, адвокатура — практически сразу начали работать.
Судебные Уставы называют памятником, создавшим адвокатуру, с сотворения которого зародилось сословие адвокатуры, т.е. определенных групп людей, выполняющих особую функцию — защиту и представительство граждан. В этом документе регламентировались условия деятельности адвокатского сословия: кто и при каких условиях может быть принят в состав присяжных поверенных, их права и обязанности, формы объединения, контроль за деятельностью членов сословия, дисциплинарная практика, оплата труда. Можно сказать, что и сегодня законодательство об адвокатуре немногим отличается от положений Судебных Уставов.
Однако после введения судебной реформы в действие Советы присяжных поверенных, а такой орган адвокатского самоуправления являлся совершенно необходимым для функционирования адвокатуры в определенном территориальном округе, были созданы только в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Харькове, а затем, на долгих 30 лет, создание Советов присяжных поверенных было приостановлено.
В 1869 г. был издан Высочайший Указ о введении гласного суда в Новороссийском крае, после чего в Одессе были открыты судебные установления, однако после их открытия в Одессе продолжали действовать временные правила приема в присяжные поверенные особыми комитетами.
До учреждения Советов присяжных поверенных предпринимались попытки объединения, для чего проводились общие собрания присяжных поверенных, на которых избирался старшина, занимавшийся проблемами, возникающими в деятельности присяжных поверенных. В Новороссийском крае дольше всех, с 1894-го по 1905 год, обязанности старшины выполнял известный одесский адвокат Василий Яковлевич Протопопов.
Наконец, 10 ноября 1904 г. Высочайшим повелением императора Николая II «Об образовании Совета присяжных поверенных в округе Одесской судебной палаты» был создан Совет присяжных поверенных. Первым председателем Совета абсолютным большинством голосов был избран Осип Яковлевич Пергамент, а товарищем председателя (заместителем) — Тит Осипович Куликовский.
О. Я. Пергамент был широко известным в Одессе адвокатом и в этом же, 1905 году был избран в Государственную Думу от Одессы. За блестящее ораторское искусство О. Я. Пергамента называли «Одесским Златоустом».
В состав округа Одесской судебной палаты были включены присяжные поверенные из Елисаветграда, Херсона, Симферополя, Севастополя, Каменец-Подольского, Винницы, Кишинева. Численность присяжных поверенных в Одессе на дату образования Совета составляла 298 присяжных поверенных, и число их постоянно увеличивалось — к 1913-му составило 440 присяжных поверенных.
Адвокаты практиковали «на дому», принимая клиентов по месту своего жительства, и данные о месте жительства адвокатов граждане узнавали из путеводителей и справочников по Одессе.
На Советы присяжных поверенных возлагались вопросы, связанные с вступлением в сословие присяжных поверенных, исключением из него, надзор за соблюдением присяжными норм профессиональной деятельности, морально-нравственных принципов. Совет также назначал присяжных для оказания бесплатной правовой помощи, привлекал присяжных к дисциплинарной ответственности, а также решал иные вопросы организации и деятельности сословия. Так как государство не выделяло средств для оплаты труда адвокатов за оказание бесплатной помощи, то Советы взимали с адвокатов, которые этой работой не занимались, определенные средства для оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам такую помощь.
Совет присяжных поверенных разработал своеобразную «таксу», т.е. установил размер гонорара, который мог получить адвокат за оказание определенной юридической помощи клиенту. Размеры гонорара, предусмотренные «таксой», изменялись каждые три года, после чего Совет утверждал и публиковал в прессе установленные размеры гонорара присяжных поверенных для всеобщего обозрения.
Нагрузка на адвокатов по обслуживанию населения была весьма значительной и по Одесскому округу составляла 23,7 тыс. человек, что свидетельствовало о явно недостаточном количестве присяжных поверенных, что вынудило власть в 1874 г. учредить институт частных поверенных.
В 1889 г. был издан Указ, согласно которому евреи могли быть приняты в адвокатуру только с разрешения министра юстиции, однако в 1912 г. принятие евреев в адвокатуру было запрещено. Только в апреле 1916 г. на собрании представителей Советов присяжных поверенных России был высказан решительный протест против ограничений принятия в адвокатуру лиц нехристианского происхождения, однако, вместе с тем, было принято решение о запрещении приема в адвокатуру женщин.
Каждому принятому в адвокатское сословие выдавалось соответствующее свидетельство, а после принятия присяги лицо включалось в специальные списки, которые периодически публиковались для общего сведения.
Общественная деятельность Одесского совета присяжных поверенных в адвокатском сообществе была весьма плодотворной. Так, одесские адвокаты Г. В. Блюменфельд и Я. Э. Либерман вошли в состав редакционного совета по изданию «Истории русской адвокатуры», а адвокат А. Я. Пассовер учредил в Одессе Мемориал одесских присяжных поверенных для «сохранения письменных удостоверений, которые относятся к нашей профессии, ко всему сословию или к отдельным ее деятелям».
В 1913 году, к 50-летию создания присяжной адвокатуры, были изданы «Правила адвокатской профессии в России» на основе дисциплинарной практики четырех Советов присяжных поверенных: Московского, Санкт-Петербургского, Харьковского и Одесского. К этому времени уже было учреждено достаточно большое количество Советов, и то, что авторы включили в этот сборник практику Одесского совета, свидетельствует об авторитете Одесского совета присяжных поверенных.
Описывая историю адвокатуры Украины, нельзя не вспомнить одного из самих известных присяжных поверенных того времени — Ивана Михайловича Ковшарова, родившегося в Одессе в 1878 г., а в 1903 г. закончившего юридический факультет Новороссийского университета. В 1908 г. Ковшаров переезжает в Санкт-Петербург, где вначале состоит помощником известного адвоката К.И. Валицкого, а затем его принимают в присяжные поверенные округа Санкт-Петербургской судебной палаты.
С 1912 г. Ковшаров начинает работать юрисконсультом Александро-Невской епархии, с 1916 г. состоит в правлении Общества объединенных петроградских православных приходов, а в 1918 г. на Петроградском епархиальном съезде его избирают уполномоченным по общеепархиальным делам.
Ковшаров много времени посвящает делам по защите церкви, священнослужителей и имущества церквей от большевистского грабежа и действий власти по разграблению церквей. Служители церкви, преподаватели учебных заведений, студенты юридических факультетов, ученые-юристы осуждали уничтожение церквей, грабеж и уничтожение церковных святынь, после чего власть приняла декрет «Об изъятии церковных ценностей».
Протестующим были предъявлены обвинения в организации «преступной контрреволюционной группы, поставившей себе целью борьбу с советской властью», с привлечением к уголовной ответственности более 80 человек, из которых расстреляли четырех, а остальных приговорили к различным срокам лишения свободы. Были расстреляны Митрополит Вениамин, Архимандрид Сергий, профессор Ю. П. Новицкий и юрист церкви И. М. Ковшаров. Все они в 1992 г. Архиерейским собором были признаны Мучениками, причислены к лику святых за мученическую смерть во имя веры и Православной церкви, в том числе и адвокат И. М. Ковшаров.
Продолжение следует
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |