Адвокатура в период 1917—1991 годов
В 1917 г. после октябрьского переворота большевики уничтожили судебную систему России, присяжную и частную адвокатуру. И для придания законности своим действиям 4 января 1918 г. Народный секретариат принял постановление «О введении народного суда», которым прекращалась деятельность всех судебных установлений, а также присяжной и частной адвокатуры.
14. 02.1919 г. Совет народных комиссаров Украины своим декретом утвердил «Временное положение о народных судах и революционных трибуналах Украины», с созданием «коллегий правозащитников», которые избирались из числа граждан, отвечающих требованиям, предусмотренным для избирателей. Все «правозащитники» с этого времени приобрели статус государственных служащих с установлением определенной заработной платы.
Все эти действия свидетельствуют о полном уничтожении адвокатуры, как правозащитного института, и лишении граждан возможности на получение квалифицированной правовой помощи. В это же время создаются юридические консультации с возможностью получения оплаты от граждан за оказание юридической помощи, которая направлялась в доход Народного комиссариата юстиции.
Через несколько лет Всеукраинским центральным исполнительным комитетом было принято «Положение об адвокатуре Украинской ССР» и «Инструкция об организации губернских коллегий защитников при губернских народных судах». Положением была установлена видимая демократичность деятельности коллегий, с возможностью проведения общих собраний, избранием руководящего органа коллегии — Президиума, заведующих юридическими консультациями, с последующим их утверждением Президиумом. Вместе с тем, вся деятельность и Президиума, и юридических консультаций жестко контролировалась Народным комиссариатом юстиции, путем проведения постоянных проверок деятельности юридических консультаций и Президиумов коллегий. Также надзор за деятельностью коллегий адвокатов осуществляли и губернские суды, так что ни о какой демократизации деятельности коллегий речи не могло быть.
Само понятие «адвокат» было исключено из употребления и заменено определением «защитник», что также свидетельствует о решительной позиции власти по отношению к правовым институтам прошлого.
Наиболее существенным было принятие решения о ликвидации частных кабинетов адвокатов, с запрещением заниматься частной практикой, а также установление определенной численности окружных коллегий защитников, что устанавливалось судом и утверждалось народным комиссариатом.
26.06.1934 г. ВУЦИК и СНК Украины принял постановление «О расширении прав Верховного Суда», которым непосредственное руководство коллегиями защитников было возложено на этот суд. Как известно, 5 декабря 1936 г. была принята «Сталинская» Конституция СССР, самая «демократическая конституция» в мире, согласно которой всем гражданам предоставлялись свободы, в том числе собраний, высказываний, демонстраций, социальное обеспечение, право на труд и на отдых. Установленными положениями Конституции власть пыталась «замазать глаза» всему прогрессивному человечеству, которое знало, в каком состоянии находятся страна и люди, в ней проживающие, лишенные даже малейших прав на свободу слова, передвижения по миру, возможности получать достойную оплату за свой труд, а также о неисчислимых репрессиях.
Необходимо помнить о десятках миллионов людей, попавших под безжалостный каток большевистской системы истребления людей во время «красного террора» 1917—1920 годов, искусственно созданного голодомора начала
30-х годов, политических репрессий 1930—1950 годов. Не минула эта горькая чаша и одесских адвокатов, которые составили часть от 29 тысяч репрессированных за эти годы одесситов.
Открывает этот скорбный список адвокат В. П. Климович, расстрелянный в 1921 г., после чего в 1922 г. был расстрелян уже упоминавшийся Н.М. Ковшаров, а затем, уже в 1937 г., были расстреляны еще 5 адвокатов. Советская власть, как всегда, недолго думала над обвинением. И придумала, сформулировав кратко, но жестко: «За участие в составе контрреволюционной организации, состоящей из представителей юстиции старого царского суда и адвокатуры». Следует отметить, что адвокаты вели себя мужественно, не убоялись издевательств и пыток и не оговорили своих товарищей, тем самым спасли их от тюрьмы и расстрела.
30.01.1937 г. была принята Конституция Украинской ССР, в которой предусматривалась неприкосновенность граждан и право на защиту от обвинения со стадии судебного рассмотрения, что не препятствовало следствию предъявлять обвинение и получать от обвиняемых признания в совершении самых тяжких и абсурдных преступлениях.
16.08. 1939 г. Совет народных комиссаров СССР утвердил Положение «Об адвокатуре СССР». Определение профессии «защитник» было заменено на понятие «адвокат», что, естественно, с радостью было поддержано адвокатской общественностью. Во всех областях Украины были созданы коллегии адвокатов, которые являлись юридическими лицами, представляющими собой добровольные объединения специалистов в области права.
В эти годы, 1937—1940-е, начались массовые «чистки» коллегий адвокатов, с привлечением отдельных адвокатов к уголовной ответственности. Так, в 1937 г. по Украине было «вычищено» 203 адвоката, а в 1940 г. — около 300 человек, В Одессе были осуждены 10 адвокатов за создание контрреволюционных организаций, в т.ч., к расстрелу приговорили 50% из них.
В связи с началом Второй мировой войны и практически полной оккупации Украины немецкими войсками деятельность коллегий, как и отдельных адвокатов, была прекращена. Большое количество адвокатов принимало участие в боевых действиях. Среди воевавших адвокатов 5 человек стали Героями Советского Союза, в том числе и один одессит — Иван Никонович Бровченко.
На освобожденных территориях с 1944 г. начали возрождать коллегии адвокатов, для чего вначале организовывали бюро, куда поступали заявления от находившихся в областном центре и в районах области адвокатов. Существенно был ужесточен контроль власти за деятельностью адвокатов путем издания соответствующих приказов, инструкций, директивных писем. Такая «отеческая забота» власти за деятельностью адвокатов продолжалась постоянно и прекратилась только с развалом СССР и обретением Украиной независимости в 1991 году.
В 1946 г. на страницах центральных газет была начата полемика, в которой принимали участие известные ученые-правоведы, по поводу возможности и необходимости соблюдения членами коллегий адвокатской тайны. Ряд ученых, облеченных званиями кандидатов, докторов юридических наук и академиков, высказались за то, что адвокат не может использовать в своей деятельности одно из основных положений — необходимость строгого соблюдения адвокатской тайны. Эти «ученые» утверждали, что у адвоката не может быть никаких тайн от «наших» следственных органов и «народного суда», и все, что адвокату стало известно от его клиента, он обязан сообщить этим органам народной власти.
Полемика так ничем и не закончилась, однако сам факт ее появления на страницах центральных газет свидетельствует о попытках власти уничтожить адвокатуру, и что такого рода «полемика» не могла не быть инспирирована соответствующими органами власти.
В 1952 г. Министерство юстиции СССР утвердило Положение «О юридических консультациях коллегии адвокатов», регламентирующее порядок создания и организацию их деятельности. Однако в июне 1956 г. оно было отменено и заменено «Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка для адвокатов». Власть никак не могла отрешиться от стереотипа, по которому адвокаты не могут осуществлять свою деятельность иначе, чем трудящиеся на своих предприятиях, в связи с чем постоянно «награждали» адвокатуру бездумными инструкциями и положениями по строгому соблюдению их «трудовой деятельности».
Наступали новые времена, и в 1960 г. были приняты новые уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, введенные в действие с 1 апреля 1961 г. Однако и в этих новых законах власть не могла пойти дальше предоставления адвокатам ничтожных возможностей для защиты граждан. Хотя адвокатов и допустили к участию в предварительном следствии, но… не во всем, а только после его окончания, когда все доказательства собраны. На этой стадии процесса адвокат только мог заявить ходатайство о прекращении дела в связи с отсутствием состава или события преступления, неправильной юридической квалификацией и т.д. Наши следователи, верные последователи А. Я. Вышинского, считавшего, что следственные органы не ошибаются, а признание вины является царицей доказательств по делу, ходатайств адвокатов практически никогда не удовлетворяли, обоснованно полагая, что суд осудит обвиняемого при любых представленных доказательствах, что и происходило в действительности.
25 сентября 1962 г. Верховный Совет УССР утвердил новое Положение «Об адвокатуре», которое мало чем отличалось от предыдущих. С принятием этого Положения надзор за деятельностью адвокатуры был возложен не только на Министерство юстиции, но и на местные органы власти. Впрочем, были и отдельные прогрессивные обстоятельства, как, например, обязанность адвоката не разглашать сведения, которые ему стали известны от доверителя. Адвокат не мог быть допрошен в качестве свидетеля по обстоятельствам, которые ему стали известны в связи с выполнением поручения по делу. Ему также не запрещалось отказываться от принятой на себя защиты обвиняемого.
18..03. 1974 г. были приняты Правила «Внутреннего распорядка коллегий адвокатов», без которых адвокатам очень сложно было регулировать свое поведение в рабочее время. Этим положением предусматривались обязанности адвокатов, заведующих юридическими консультациями, время работы адвоката и использование этого времени, перечень поощрений и взысканий.
В 1975 г. в коллегиях адвокатов внедрили социалистическое соревнование между адвокатами, после чего в свои отчеты о проделанной работе часть адвокатов начала дописывать несуществующее количество советов, мероприятий по распространению правовых знаний среди населения и другую «липу». В Министерстве юстиции эти сведения обрабатывали и по их итогам награждали победителей соревнования переходящими красными знаменами и грамотами.
Завершали эту «трогательную заботу о качестве работы адвокатов» периодические проверки коллегий адвокатов специальными комиссиями, проводимыми Министерством юстиции в коллегиях силами адвокатов других регионов в количестве 40—50 человек. Отдельные адвокаты сразу «начинали болеть», откладывать дела в судах, прятаться от нашествия проверяющих. Все боялись попасть в «заключительный аккорд проверки» — справку по ее итогам, что грозило адвокатам весьма серьезными неприятностями.
Хочу напомнить, что профессия адвоката — свободная профессия. Адвокаты не являются ни рабочими, ни служащими. Несмотря на такой статус адвоката, власть все равно «втискивала» адвокатов в рамки тружеников, которых необходимо постоянно контролировать и которыми необходимо руководить.
В 1975 году были внесены изменения в порядок оплаты труда адвокатов. Максимальный размер гонорара, который мог получить адвокат, был увеличен до 220 руб., с 50-процентной надбавкой, т.е. до 330 руб., что существенно улучшило материальное положение адвокатов.
Небольшие изменения были внесены в уголовно-процессуальный кодекс в части допуска адвоката к участию в предварительном следствии — адвоката начали допускать к этой стадии процесса с момента предъявления обвинения. Впрочем, следователи и в этих случаях нашли способ минимизировать участие адвоката в предварительном следствии. Обвинение в большинстве случаев предъявлялось в самом конце предварительного следствия, после чего сразу избиралась мера пресечения, и адвокату предъявлялись материалы для ознакомления. Такое состояние «соблюдения прав человека» продолжалось до 1993 г., когда в результате забастовки адвокатов Украины власть вынуждена была внести изменения в УПК и допустить адвокатов к участию в предварительном следствии с момента задержания лица.
1 октября 1980 г. было принято очередное и последнее Положение «Об адвокатуре Украинской ССР», которое практически оставило прежними вопросы организации деятельности адвокатуры. В основном, его появление было обусловлено принятием Закона СССР «Об адвокатуре». Естественно, что все республики обязаны были принять свои Положения об адвокатуре, которые четко повторяли все то, что было предусмотрено указанным законом.
10. 04.1990 г. в УПК были внесены изменения, своеобразные полумеры, о времени допуска адвоката к участию на предварительном следствии — с момента оглашения протокола задержания, но не позднее 24 часов с момента задержания., что было изменено в 1993 г., когда допуск адвоката к защите производился без каких-либо ограничений с момента задержания. Были также определены случаи обязательного участия адвоката в защите определенного круга лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, при этом отказ от адвоката таких лиц для следователя и суда не был обязательным и во внимание мог не приниматься.
Наступали новые времена: горбачевская «оттепель», перестройка, гласность и ускорение, дали возможность адвокатской общественности принять определенные меры по реформированию адвокатуры. Все чаще звучали голоса о необходимости создания адвокатских ассоциаций как на уровне СССР, так и в союзных республиках, хотя до развала СССР оставалось совсем немного.
Продолжение следует
Иосиф Бронз. Председатель Совета адвокатов Одесской области
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |