ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Новая повестка страны: санкций и зрелищ!
16.03.2021 / Газета: Вечерняя Одесса / № 29(11019) / Тираж: 10407

Украина на всех парах движется в сторону очередного масштабного политического кризиса с неочевидными последствиями. СНБО фактически подменил собой Кабмин, став не конституционным органом принятия властных решений. В Раду внесены законопроекты, по которым в стране можно без труда запретить любую партию, общественную и религиозную организацию. В международный розыск объявлен блогер Анатолий Шарий. Закрыты три оппозиционных телеканала. 426 сайтов угодили под запрет. И, по слухам, это не конец. Под угрозой национализации собственность одного из лидеров «Оппозиционной платформы — За жизнь» Виктора Медведчука.

Прокомментировать эти и другие события согласился лидер одесской городской организации ОП–ЗЖ, депутат Верховной Рады Николай Скорик.

— Николай Леонидович, на днях президент страны обратился в своем видеоблоге к крымчанам с призывом вернуться домой. Мол, мы любим вас и ждем. Нужно сказать, что говорил эмоционально убедительно. Вместе с тем и почти одновременно фракция «Слуг народа» лоббирует принятие парламентом законопроектов №5143 и №5144 о коллаборационизме. В которых не то, что любви, нет даже прощения, например, учителям Крыма. Неужели президент не видит противоречия между собственным призывом и откровенной демотивацией, которую подобные законы создают у тех, к кому он взывает?

— Упомянутые пируэты действительно невозможно объяснить рационально. Так, по этим законам, например, крымским учителям, при возврате полуострова в нашу юрисдикцию, грозит тюремное заключение, а также запрет заниматься педагогической деятельностью до 15 лет. За «осуществление пропаганды в учебных заведениях» и «внедрение образовательных стандартов государства-агрессора». Ну и кто из крымских учителей после предложения в качестве «любви» подобных репрессий захочет домой, в Украину? А фактически — в тюрьму. Откровенный абсурд. А как трактовать недавнее заявление представителя президента в Крыму Антона Кориневича, который предложил лишить крымчан всяческой возможности получать днепровскую воду через достройку дамбы на Северо-Крымском канале? И после всего этого наш президент сравнивает Крым с сердцем Украины, которое у нее вырвали. Честно, даже подобрать приличные слова, чтобы охарактеризовать подобное раздвоение политического поведения, не могу. Точно скажу, что при Зеленском и его команде нам не стоит ждать наступления мира и режима диалога между Киевом и теми, кто в силу исторических обстоятельств оказался на территориях, не подконтрольных нам. Скорее, наоборот. Неприязнь и ненависть будут только обостряться. А это будет вести к дальнейшему отчуждению жителей Крыма и части Донбасса от материковой Украины.

— А как вы прокомментируете закрытие трех оппозиционных каналов указом президента, введение санкций в отношении Виктора Медведчука, Оксаны Марченко, Тараса Козака, закрытие доступа к 426 сайтам, слухи о национализации дизельпровода «Самара — Западное направление», украинская часть которого якобы принадлежит Виктору Медведчуку, и якобы с доходов этой «трубы» лидер вашей политсилы финансирует терроризм в нашей стране?

— Давайте разберем все по порядку. Резкий обвал рейтингов Зеленского с его партией и одновременный рост популярности нашей политической силы вынудил президента и его окружение искать «простые решения» для переформатирования процесса утраты собственной легитимности на фоне ее роста у оппозиции. Не нашли ничего лучшего, как в обход судебной и следственной процедуры выносить приговоры через решения СНБО и указы президента. Естественно, незаконные. Что рано или поздно всех участников этого «шабаша» приведет на скамью подсудимых. Причем первоначально их действия будут осуждены в Европе. На уровне ЕСПЧ. А потом и на родине, когда к власти придут те, для кого базовые права человека, закрепленные в нашей Конституции: свобода слова, право на защиту и другие — не пустой звук. К сожалению, нашу власть ничему не научил прецедент в ЕСПЧ по делу экс-премьера Николая Азарова, санкции против которого признаны политически мотивированными, а потому незаконными. Уверен, что со временем такой же вердикт получат санкции в отношении моих однопартийцев и членов их семей. Но это будет только начало процесса осуждения всех тех, кто эти санкции наложил. А финиш будет, как у господина Стерненко, которого долгие годы выводили из-под справедливого судебного приговора внутри страны. В итоге, благодаря усилиям таких принципиальных людей, как Андрей Портнов, Елена Лукаш он свои семь лет лишения свободы получил. И надеюсь, еще добавят по прочим делам.

Что касается обвинений моих однопартийцев в финансировании терроризма, то если бы у правоохранителей были малейшие фактические основания, которые можно было бы предъявить в суде, то и Медведчук и Козак были бы давно лишены депутатской неприкосновенности и заключены под стражу. По-моему, это очевидно даже для человека, не обладающего юридическим образованием.

Закрытие телеканалов — всего лишь демонстрация страха перед свободой слова, которая неминуемо ведет к разоблачению двойных стандартов власти. А значит, и ее популярности. Никаких других оснований тут нет. Об этом мотиве свидетельствует и демарш в отношении «Первого независимого», который создали журналисты трех закрытых телеканалов. И часа он не провещал, как был отключен от спутника и кабельных сетей. Причем даже без решения СНБО и указа президента. Кто принял такое незаконное решение? На каком основании? Что в течение часа вещания прозвучало такого, что позволило кому-то это вещание остановить? Все эти вопросы открыты для будущего следствия. И неизбежности наказания.

Теперь по поводу национализации нефтепродуктопровода «Самара — Западное направление». С моей точки зрения, это акция устрашения и возможность наживы для узкого круга лиц под прикрытием борьбы с мифическими террористами. Если бы дизельпровод каким-то образом заработанные деньги мог использовать, чтобы финансировать подрывную деятельность на территории нашей страны, то довольно было бы ввести заградительные пошлины на поставки дизеля через этот маршрут и экономическую деятельность вывести в минус. Однако на этот шаг не пошли, поставив вопрос о национализации. А зачем и кому она нужна? Ведь вся ценность нефтепродуктопровода в поставках через него дизельного топлива из РФ в Украину и Европу. Проведем национализацию — и поставки прекратятся. Дизельпровод превратится в бесполезную груду железа, на поддержание которой в рабочем состоянии нужно будет тратить сотни миллионов гривен из госбюджета. В Европу же поставки пойдут из Беларуси, по территории которой этот дизельпровод также проходит. Кто выиграет от такого шага: Киев? Нет. Минск! А нашу часть постигнет судьба нефтепровода «Одесса — Броды». «Труба» просто умрет за ненадобностью. С моей точки зрения, вся эта возня затеяна с единственной целью. Сейчас в самом дизельпроводе находится 130 тысяч тонн дизеля, который просто украдут по схеме кражи нефтепродуктов Курченко на одесском НПЗ. Рыночная стоимость дизеля, закачанного сейчас в украинскую часть, около 80 млн. долларов. Вот кто-то и погреет руки. А потом, как с зерновыми госрезервами, власть заявит, что «мыши съели». Виновных, естественно, не найдут. Вот весь смысл «спецоперации» борьбы с «террористом» Медведчуком. Украсть и поделить. Правда, в данном случае почти весь дизель в украинской части нефтепродуктопровода законтрактован европейскими трейдерами. Так что нас еще ждут суды с ними, оплата убытков по контрактам, проценты за неустойки, выплаты судебных издержек. И все это за счет госбюджета. Хотя со временем все эти иски могут быть переадресованы инициаторам санкций и национализации. Боюсь, что они пока такой для себя перспективы не видят. Напрасно. Когда наша политическая сила придет к власти, мы разберемся со всеми незаконными действиями прошлой и нынешней власти. Особенно с теми, что нанесли прямой ущерб казне.

— Николай Леонидович, ходят упорные слухи о возможном запрете вашей политической силы и партии Шария. Насколько, по-вашему, они имеют под собой основания? Может ли президент пойти на такой шаг?

— После того, как глава государства вместе с СНБО взял на себя функции Верховной Рады, Кабмина, суда и следствия в нашей стране, с точки зрения нарушений закона и здравого смысла, может быть все что угодно. Вот возьмите того же Шария и объявления его в розыск. Причем на основании того, что он по повестке не явился на допрос. У меня к инициаторам подобного шага простой вопрос: сколько раз на допросы не являлся Петр Алексеевич Порошенко? И почему его не объявляли в розыск?

Как госизмена может быть инкриминирована человеку, не имевшему в своей жизни никакого отношения к гостайне? Я опять же о Шарие. Есть ли во всем этом логика здравого смысла? Нет. А что есть? Банальная логика политических репрессий. Те же законы, внесенные сейчас «слугами» в Раду, которые предполагают упрощенные основания для закрытия партий, общественных и религиозных организаций, выписаны под «заказ» запрета в Украине нашей партии, партии Шария и православной церкви. Той, что недавно силовым способом через отъем храмов, преследование священников и прихожан пытался закрыть Петр Алексеевич. Еще недавно носившей название УПЦ (МП). И преследовавшейся только за то, что не хотела изменять своим канонам. Теперь вот, с учетом прошлых неудачных попыток закрыть де-факто, создается почва для закрытия де-юре. С точки зрения «европейских» ценностей, которые предполагают и свободу вероисповедания и право на политическую деятельность, это абсурд. Но в Украине европейские ценности давно вступили в конфликт с «революционной» целесообразностью. И, увы, принесены в жертву последней. Так что исключить сценарий, при котором власть запретит нас или еще кого-то, нельзя. Правда, при этом она должна отдавать отчет, что запрещает право на свое мнение как минимум четверти населения страны, которая по всем соцопросам, на любых выборах готова отдать нам свой голос. Фактически наши сограждане будут поражены в своих конституционных избирательных правах.

— Уйдете в подполье? Станете оппозицией в изгнании?

— Надеюсь, что все-таки до подобных сценариев выживания оппозиции в нашей стране не дойдет. Уверен, что европейские лидеры подобные действия осудят и остановят. Все ведь помнят, как один звонок Ангелы Меркель Петру Порошенко накануне его попытки объявить в стране военное положение и отсрочить проведение президентских выборов заставил Порошенко поменять решение. А тут будет речь об уничтожении системы парламентаризма, движении в сторону авторитаризма, личной диктатуры и фактической узурпации власти, которая в Европе не мыслима без сильной оппозиции. Не потерпят этого без последствий для киевского режима. Уже сейчас отдельные евродепутаты выступают с жесткой публичной критикой последних действий Зеленского. И это только начало его делигитимизации в глазах Европы. А если президент начнет запрещать партии и церкви, то очень быстро станет нерукопожатным изгоем. Надеюсь, Зеленский и его окружение отдают себе в этом отчет.

Все эти санкции и прочие акты демонстрации силы пока имеют одно реальное политическое последствие — управление повесткой общественного мнения со стороны президента. Обратите внимание, как закрытие каналов, санкции в отношении наших однопартийцев и членов их семей, розыск Шария и прочие шумовые эффекты отвлекли людей, например, от темы недовольства ростом коммунальных тарифов. Многие ведь прочили «тарифный майдан». Но власть отвлекла внимание людей от этой общей национальной беды своими репрессиями. На время это действительно сняло угрозу выражения широкого недовольства украинцев в адрес президента и его команды. Но надолго ли? Едва ли. Уверен, что и последующие запреты, санкции и репрессии будут приурочены к социально-экономическим обострениям в стране. На сегодняшний день это политтехнологический инструмент для удержания у власти. Но его ресурс — короткий. Максимум — до осени, когда тема выживания при многократном росте коммунальных тарифов снова станет в повестку дня миллионов украинских домохозяйств.

Фактически президент попытался вместо знаменитого римского «хлеба и зрелищ!» предложить народу свою редакцию повестки жизни страны: санкций и зрелищ. Но надобность в хлебе насущном она точно не отменит.

Автор: Беседу записал Валерий Викторов


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту