В марте этого года была принята «Стратегия развития Одесской области до 2027 года». Это не декларативный документ, а четко прописанная траектория, прежде всего, реализации крупных инфраструктурных проектов, в которых так нуждается регион. Или, как точно сразу в начале интервью заметил мой собеседник — директор департамента экономической политики и стратегического планирования Одесской областной государственной администрации Дмитрий Радулов, — проекты «перспектив качественного развития Одесчины».
Так о каких же стратегических проектах идет речь? И насколько реальна их реализация? А вдруг возведение «потемкинских деревень» запланировано?
— Хочу сразу подчеркнуть: большинство из тех проектов, что я назову, возникли не вчера и даже не позавчера, — Дмитрий Радулов сразу же переводит наш разговор в предметную, конкретную плоскость. — Другое дело, что на серьезные проблемные вопросы, что стояли перед областью, лет 10-15 вообще никто не обращал внимания. И только сейчас, когда команду специалистов Одесской областной государственной администрации возглавил Сергей Гриневецкий, дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки. И не просто сдвинулось, а сразу же началось движение вперед.
— Можете ли назвать проекты, реализация которых имеет первоочередное значение?
— Трудно выделить, что нужно сделать в первую очередь — все важно. Возьмем, к примеру, проект строительства воздушной линии электропередачи «Новоодесская — Арциз». Это не просто новая ЛЭП, а гарантия стопроцентной энергетической безопасности украинской Бессарабии и Придунавья. Вспомните, как совсем недавно в этой части Одесской области произошло массовое отключение электричества, более 100 населенных пунктов остались без света. Причина — прекращение подачи электроэнергии с территории Молдовы. В соседнем государстве случилась аварийная ситуация. Но повлиять на ее разрешение, к примеру, оказать помощь в ликвидации аварии, естественно, не было никакой возможности. А если бы, не дай Бог, произошло бы преднамеренное отключение электроэнергии? Понятно, что система, по которой украинская Бессарабия получала электричество с территории Молдовы с запиткой в Арцизе, была придумана очень давно, в рамках энергосистемы единой страны. Но времена-то другие! Проект постройки ЛЭП «Новоодесская—Арциз» возник давно. Есть проектно-сметная документация, ее сейчас дорабатывают. Ведется работа по оформлению земельных участков. Реализация проекта рассчитана на три года. Но это не все. Линию электропередачи будем строить параллельно с автодорогой в обход Паланки. То есть реализация данного проекта предполагает уход от транспортной и энергетической зависимости от соседнего государства.
— Среди наиболее важных для нашего региона инфраструктурных проектов — строительство двух мостов: через Днестровский и Сухой лиманы. Первый только предполагается возвести, второй — практически достроен, но появились, как говорится, нюансы. Прокомментируйте эти проекты.
— Строительство моста через Днестровский лиман имеет большое стратегическое значение. Ведь существующий разводной мост в Затоке эксплуатируется уже давно, а нагрузка на него только увеличивается. Опять-таки новый объект необходим для обеспечения транспортной безопасности Украинской Бессарабии. Предполагается, что мост соединит Овидиополь с Белгородом-Днестровским, и дальше дорога пройдет через село Монаши и выйдет на международную трассу М-15 Одесса—Рени. То есть при реализации проекта строительства дороги в обход Паланки данный регион получит сразу две новенькие автодороги, которые соединят центр региона с югом области.
Что же касается мостового перехода через Сухой лиман, то, действительно, завершить строительство собирались в этом году, но возник достаточно серьезный вопрос. Дали о себе знать неустойчивые иловые грунты, необходимо принять правильное инженерное решение, чтобы исправить ситуацию. Нужна корректировка проекта, дабы гарантировать абсолютную безопасность движения по мосту.
— Дамба Хаджибейского лимана. Недавний ливень заставил вновь серьезно обеспокоиться о судьбе объекта. Не будем говорить о возможных последствиях прорыва дамбы — это, увы, общеизвестно. Что предполагается сделать, дабы не допустить катастрофы?
— Опять-таки отмечу, что данная проблема имеет множество подтекстов и задач. Так, размышляя над тем, как спасти дамбу от разрушения, следует вспомнить, что у нее нет хозяина. То есть вначале необходимо определить балансодержателя объекта. Когда у дамбы появится собственник, то он сможет сам определить, какие ремонтные работы необходимо провести. Что построить, что укрепить, может, расширить возможности движения по дамбе вплоть до реализации проекта по строительству еще одной дороги через лиман. Но все это возможно, когда у дамбы появится балансодержатель. Второй пункт в этом же проблемном вопросе — переполненность Хаджибейского лимана. По оценке специалистов, воды в нем в 2,5—3 раза больше нормы. При этом Куяльницкий лиман стремительно мелеет. Плюс увеличивается соленость воды в Куяльнике. Что с этой проблемой делать? Третий вопрос — глубоководный выпуск хотя и готов на 95 процентов, так и не запущен. Данные факторы также влияют на приток воды в Хаджибейский лиман, усиливая давление на дамбу. Таким образом, успешное решение этой проблемы кроется в синергии работы различных служб и ведомств. Добавлю, что очень серьезная работа предстоит и по восстановлению водной системы Дуная и придунайских озер, что жизненно необходимо для решения многих экологических, экономических, социальных задач, стоящих перед югом Одесской области.
— О некоторых дорогах, которые необходимо построить, вы уже немного сказали. Что еще намечено сделать?
— Без нормальных дорог невозможно полноценно раскрыть туристический потенциал нашей области. А он огромен! Да и мы сами, жители региона, с удовольствием будем путешествовать родным краем, если будут нормальные дороги. Активная работа в этом направлении уже ведется. Все больше туристов едет на курорты Рассейка, Лебедевка, Приморское, в Сергеевку, нужны хорошие дороги на систему Тузловских лиманов. А там, где нормальная дорога вроде есть, как в Затоке, необходимо формировать соответствующую дорожную и логистическую инфраструктуру, учитывая возрастающий из года в год наплыв туристов и отдыхающих.
— Аграрный сектор. Юг Одесской области исторически считается зоной рискованного земледелия. Однако в последнее время климатические сюрпризы буквально «облюбовали» наш регион. Как с этим фактором справляются аграрии, какая помощь им нужна?
— Главный вопрос — восстановление системы орошения сельскохозяйственных земель региона. Об этом много уже сказано, поставлены задачи. В свое время, когда строилась оросительная система, было понимание того, что без орошения сельское хозяйство Одесчины, прежде всего, на юге области, развиваться не может. Потом пришло время в этом убедиться. Площадь орошаемых земель сократилась с около 250 тысяч гектаров до 30-40 тысяч. Опять-таки долгие годы — при понимании важности и актуальности проблемы — ничего не делалось. И только сейчас, при Сергее Рафаиловиче Гриневецком, решение проблемы сдвинулось с места. Понятно, что восстановление системы орошения — масштабный инфраструктурный проект, реализация его потребует и времени, и средств. Но это делать надо, ибо возрождение мелиорации потянет за собой качественные изменения не только в растениеводстве, но и в овощеводстве, животноводстве…
— И в виноградарстве?
— И в виноградарстве, хотя у данной отрасли есть свои, специфические проблемы.
— А в чем они заключаются? Почему, кстати, ряд аграриев, фермеров отказываются от выращивания технического винограда, собираясь выкорчевывать виноградники?
— Первая проблема заключается в том, что многим посадкам технического винограда, из которого производится так называемый виноматериал, по 30 лет. То есть ягода уже прошла пик своих качественных характеристик. Второй нюанс — закон сегодняшнего рынка таков, что, занимаясь исключительно первичным виноделием, прибыли не получишь. Максимум, чего можно добиться, это сработать в ноль. Какой это бизнес? Шансы на предпринимательский успех есть только у тех, кто занимается полным циклом производства вина, начиная от выращивания винограда до разлива готового продукта в бутылку с акцизной маркой. Правда, тут начинаются другие проблемы. По заверению виноделов, наличие акциза, который для сухих вин — вообще одна копейка с бутылки, которую производители платят в бюджет, приносит отрасли колоссальные затраты. Ведь сам процесс наклейки акцизной марки обходится за каждую бутылку в 2-6 гривен. И при этом Украина с 1 января полностью открыла свой рынок для импортного вина, убрав любые заградительные пошлины. В итоге получилось, что продукция итальянских, французских, испанских виноделов и иже с ними поставляется по максимально низкой цене, а на свое вино мы накручиваем дополнительные платежи, которые, повторюсь, никакого ощутимого экономического эффекта для бюджета не имеют. Поэтому сейчас в парламенте зарегистрировано несколько законопроектов — 5306, 5307, 5119. Они призваны устранить препятствия для развития украинского виноделия. В частности, отменить акцизный сбор, перевести вино в разряд продуктов питания. Отмечу, что все народные депутаты, избранные от Одесской области, обещали поддержать эти законопроекты. И, безусловно, отрасль нуждается в комплексной поддержке государства. Ведь Украина, к примеру, может полностью обеспечить себя столовым виноградом. Но, чтобы развивать этот сегмент рынка, нужна господдержка. Ведь это длинный бизнес. Чтобы сохранить качество столового винограда не только в сезон, но и на зиму и весну, нужны холодильники. Но далеко не каждый аграрий готов вложить длинные деньги сначала в виноградники, потом в покупку холодильного оборудования. Тут нужна помощь государства — так, как это делается во многих странах.
— В завершение хочу задать, возможно, неожиданный, но очень конкретный вопрос. Проезжая недавно дорогами области, вновь обратил внимание на обилие рекламных конструкций вдоль трасс. Причем было видно, что эти конструкции позаброшены-позабыты: проржавели, рекламные носители разорваны и висят лохмотьями. Кто-то будет наводить порядок?
— Безусловно. Но опять-таки, справедливости ради замечу, что последние лет 10 рекламными конструкциями вдоль дорог области, за пределами населенных пунктов, никто не занимался. Сейчас данная задача стала зоной ответственности возглавляемого мною департамента экономической политики и стратегического планирования. Что выяснилось по итогам предпринятого обследования? Мы проехали километров 60 от Одессы по различным направлениям, оказалось, что даже те конструкции, на которые были выданы разрешения, стоят уже незаконно, ибо срок действия разрешительных документов давно истек. А подавляющее большинство из них — аварийноопасные, проржавевшие, с оборванными рекламными полосами, без информации о собственнике. Повторюсь: за городом практически нет ни одной конструкции, которая бы полностью отвечала требованиям законодательства. Поэтому начали наводить порядок. Примерно 30—40 конструкций подали на снос. Справедливости ради замечу, что до недавнего времени не было понятных законодательных механизмов по установке рекламных конструкций, поэтому многие проблемы объяснимы. Теперь механизм есть. И появилось понимание и желание туристических, транспортных, рекреационных предприятий области обзавестить легальными рекламными конструкциями. Всех консультируем, помогаем. Ну, а первопроходцами выступила паромная переправа «Орловка — Исакча». Так что очень скоро вдоль автотрасс области появятся новенькие рекламные конструкции, установленные по всем правилам. Кроме того, Сергей Гриневецкий постоянно делает акцент на том, что к 30-летию Независимости Украины каждый должен сделать что-то хорошее для нашей области, начиная с наведения чистоты и порядка у себя в громадах, а также на дорогах Одесской области, — поскольку это наше с вами лицо.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |