Совсем скоро, 31 августа, исполнится ровно 35 лет со дня самой масштабной катастрофы в мирное время на Черном море.
Напомню, что в последний день лета 1986 года в Цемесской бухте, вблизи Новороссийска, после столкновения с балкером «Пётр Васёв» затонул всего за 7 минут пассажирский круизный лайнер «Адмирал Нахимов» (порт приписки — Одесса). В результате кораблекрушения погибло 423 человека, из которых 267 человек — жители Украины. История парохода «Адмирал Нахимов» и его крушение — это часть трагической истории нашего города и всей Украины, о которой нужно помнить, чтобы трагедия не повторилась вновь.
Благотворительный фонд «Нахимовец» ведет подготовку к памятным мероприятиям. Мы планируем 31 августа возложить венок и цветы к памятнику «Всем погибшим судам и морякам» в парке Шевченко. Затем на морвокзале пройтись памятной колонной к памятному знаку всем погибшим при кораблекрушении «Адмирала Нахимова». Затем на катере выйти в море, отслужить поминальный молебен над водой, опустить венок и цветы на воду, минутой молчания почтить память погибших, затем — поминальный обед.
Мы обращались за помощью к мэру Одессы, к губернатору Одесской области, в различные крупные организации, в том числе и в профсоюзную организацию ПРМТУ. Но по состоянию на вчера на счету фонда денег нет. Сегодня вновь звонила в отдел горисполкома, которому передали наше письмо. Ответ был таков: к сожалению, город НИЧЕМ помочь не может! Я в надежде спросила, а венок на воду из живых цветов город может выделить? И тоже — НЕТ!
На глаза навернулись слезы, а в душе — ярость! Неужели настолько нищий наш город? Нищий не только финансово, потому что нет денег даже на венок на воду в память о 423 погибших, а нищий духовно! Ведь есть же средства на проведение дня города и много чего другого, что подходит под категорию «Хлеба и зрелищ», и нет ни копейки на то, чтобы почтить память погибших.
Я тружусь директором фонда уже 15 лет! И за 15 лет ни один представитель городской администрации не принял участие в памятных мероприятиях. Ни один! А ведь порт приписки парохода «Адмирал Нахимов» — Одесса! И в трагедии погибло 267 жителей Украины, большинство из которых были одесситами.
Я хочу гордиться Украиной, но факты — вещь жестокая. Нет памяти, нет человека, нет будущего! Я, конечно, опять напишу письма и мэру, и губернатору, и в другие организации… Но времени до годовщины осталось мало, и надежды на помощь наших властей уже никакой.
Поэтому я обращаюсь к гражданам Одессы, ко всем неравнодушным, за помощью! Я уже договорилась об аренде катера на 31 августа, мне сделали скидку. Со своей зарплаты внесла залог, со следующей отложу оставшуюся сумму. Катер у нас будет. На достойные венки к памятникам дает деньги спасшаяся пассажирка пенсионерка Людмила Алексеева. Нам нужен венок из живых цветов на воду и кафе в центре города — ориентировочно на 50 человек. Сам обед мы организуем сами совместными усилиями. Я очень надеюсь, что в Одессе найдется хоть один владелец кафе, готовый предоставить нам помещение для поминального обеда. Я обращаюсь к предпринимателям и просто неравнодушным людям оказать нам помощь и содействие в организации памятных мероприятий. Очень надеюсь, что и на 35-ю годовщину мы сможем достойно почтить память всех погибших при кораблекрушении.
Фонд «Нахимовец» ведет активную работу по сохранению памяти о катастрофе и о погибших с 1997 года. Идея создания фонда принадлежит моей маме, Андриевской Галине Васильевне. Моя бабушка, Пархоменко Валентина Николаевна, проработала на пароходе «Адмирал Нахимов» 18 лет и погибла в катастрофе. Когда ЧМП перестало помогать родственникам погибших добираться до места крушения «Нахимова», моя мама очень сильно переживала. И в один из таких дней, сидя на кухне, мама со слезами на глазах сказала: «Я свою мамочку привезла и смогла похоронить. Но ведь там, в корпусе судна еще есть те, кого не смогли проводить в последний путь. И в этот день к ним никто не придет на их водную могилу и не опустит цветы. Так быть не должно, они же такие же люди, как мы все, нельзя все это так оставлять. Я организую фонд, мы поедем в Новороссийск, мы обязательно выйдем в море, отслужим поминальную службу в море над затонувшим «Нахимовым» и опустим цветы. Но если за мной никто не пойдет, и люди откажутся, я сама поеду и обязательно выйду в море…».
Но люди пошли за ней. И ежегодно, ценой неимоверных усилий, мама организовывала рейсы скорби и памяти в Новороссийск. Съезжались люди со всей Украины: родственники погибших, члены экипажа и спасшиеся пассажиры. Всех объединяла одна боль, одна трагедия.
Хочу заметить, что для всех, кто отправлялся в рейс Скорби и Памяти, поездка была бесплатной — все оплачивал фонд. Начиная с весны, каждый год мама обращалась за помощью в сотни организаций и по крупицам собирала деньги, чтобы в очередной раз люди могли посетить водную могилу своих родных и близких. После ее ухода в 2005 году я стала директором фонда «Нахимовец». И ежегодно, до начала военного конфликта с Россией, мы проводили памятные мероприятия.
Много лет наш фонд работает над сбором материалов для создания музея. Собраны, отредактированы и задокументированы сотни свидетельских показаний участников трагедии, огромный фотоархив п/х «Адмирал Нахимов», начиная с момента закладки судна на верфи в Лоббердарфе (Германия) немецкой фирмой «Бремен Вулкан» (1924-1925 г. г.), вплоть до последнего рейса и гибели судна. Множество предметов, поднятых с затопленного парохода: одеяло — с надписью «Адмирал Нахимов», посуда, спасательный круг, кинолента из рубки киномеханика, судовой компас, ключи от кают, с которыми спасшиеся члены экипажа и пассажиры прыгали в воду, и многое другое. Архитектор из далекого Новосибирска Сергей Моржаков изготовил и безвозмездно передал в БФ «Нахимовец» для будущего музея уникальный, единственный в мире, макет-модель парохода «Адмирал Нахимов».
Среди собранных для будущего музея экспонатов многие непосредственно связаны с трагедией и имеют свою печальную предысторию. В частности, мать погибшей на «Адмирале Нахимове» бортпроводницы Веры Федорчук передала в фонд будущего музея часы и ключи от служебных помещений, снятые с руки ее дочери. Писатель Николай Черкашин передал в будущий музей куклу, которая всплыла на пятый день проведения поисковых работ. По словам Николая Черкашина, кукла была вся в мазуте и краске, он ее отмыл, привел в порядок и спустя много лет передал фонду «Нахимовец» в будущий музей. Кроме этого, нами собрано много книг, статей и фильмов, посвященных этой трагедии, есть даже уже готовые стенды… При содействии фонда, были изданы книги членов экипажа Ирины Кулишкиной и Бориса Мороза.
Нет, к сожалению, только музея памяти о трагедии п/х «Адмирал Нахимов».
О трагедии «Титаника» помнят во всем мире уже более 100 лет. На место гибели «Титаника» ездят уже внуки и правнуки погибших. Создан огромный музей, на создание которого ушли сотни миллионов долларов. Историю «Титаника» знают все украинские школьники. Но, если спросить у нынешней молодежи, как называется наш Черноморский «Титаник», — ответа не последует. Грустно…
Получается, что мы, считающие себя европейцами, глупее и бездушнее англичан, которые бережно хранят память о трагедии «Титаника», на протяжении ста лет, заботливо передавая ее от поколения к поколению, и для которых создание музея — дело чести. У нас в Одессе нет не только музея, нет полноценного памятника погибшим во время крушения парохода «Адмирал Нахимов» — только памятный знак на морвокзале.
Кстати, в последние годы члены нашего фонда с сожалением замечали, что территория вокруг памятного знака находится в запущенном состоянии. Я была на морвокзале в последний раз в этом году 4 августа, подошла к памятному знаку и была очень огорчена. В непосредственной близости от памятника паркуются автомобили, территория вокруг памятника захламлена предметами и не обустроена. А ведь, памятный знак и музей якорей под отрытым небом — это же был единый органичный ансамбль, это частичка памяти о нашем морском прошлом. Теперь же музей якорей просто завален и заставлен непонятно чем. А напротив памятного знака, буквально в нескольких шагах, — возвышается синенький пластиковый туалет! Туалет поставили в музее якорей, прямо вплотную к старинной пушке. Другого места для биотуалета на морвокзале не нашлось! Получается, что, по мнению установщиков этого сооружения, морской истории нашего города место рядом с туалетом.
Меня, как одесситку, это очень возмутило и оскорбило! Я очень люблю свой город, я горжусь тем, что родилась и выросла в Одессе. В наш город приезжают отдыхающие со всех уголков Украины, из ближнего и дальнего зарубежья. И что они видят? Множество мелких кафешек на большой площади морвокзала и захламленный, заваленный непонятно чем музей якорей.
Это позор для Одессы! Поэтому я вновь обратилась с письмами в мэрию Одессы, в Одесскую областную государственную администрацию с просьбой принять меры для наведения надлежащего порядка. Я очень надеюсь, что к нашей просьбе прислушаются. И территория вокруг памятной доски и в музее якорей будет благоустроена, и надлежащий порядок сохранится не только 31 августа.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |