Примерно так мы сформулировали тему нашего разговора с молодыми учителями одесских учебных заведений, которую провели в коммунальном учреждении «Одесский центр профессионального развития педагогических работников».
Место встречи предложил большой друг газеты, эксперт наших публикаций на темы образования и воспитания Сергей Пеняев — консультант «ОЦПРПР». Он же и пригласил для разговора педагогов, к которым, как сам признался, «давно присматривается» и находит их перспективными, знающими, ответственно относящимися к своей профессии.
Итак, в разговоре о современной школе и современном учителе приняли участие Илья Лучинский, учитель истории и гражданского образования школы №43, Константин Голобородов, учитель истории и гражданского образования школы №56, Анастасия Косарева, учитель гражданского образования юридического лицея, заместитель директора по воспитательной работе. Помогали нам в проведении встречи консультанты КУ «ОЦПРПР» Сергей Волковский и Анна Асманская.
Партнерские отношения помогают успешной коммуникации
Относительно небольшой педагогический стаж все же позволяет участникам нашего разговора сформулировать свой рецепт для работы с современными детьми. И они охотно им поделились.
— Идет четвертый год моей работы в школе, и на самом деле я использовал много путей в работе с детьми, — делится Константин Голобородов. — Главное — я не хотел быть таким учителем, какие были в моей школьной жизни, с авторитарной моделью поведения. Сейчас авторитарная модель — это наихудшая форма построения работы, она сегодня уже не будет работать вообще. Поэтому я использую модель сотрудничества с учениками. Я для них не какой-то жесткий учитель, слово которого должно расцениваться как последняя инстанция. Я, в первую очередь, старший товарищ, который помогает проложить дорогу в страну знаний. На уроках для меня главное, чтобы дети не боялись высказывать собственные мысли, какими бы они ни были. А я пытаюсь найти в их ответах максимальное приближение к ответу правильному, тем самым создавая каждому ученику ситуацию успеха, которая, согласно концепции Новой украинской школы, является одной из основных. И еще — сегодня учителю нужно конкурировать с гаджетами, уметь интегрировать материал в цифровую платформу. Без гаджетов современного ученика невозможно представить…
Момент обсужденияМомент обсуждения
— Современное поколение — это цифровое поколение, которое постоянно находится в публичном пространстве, — продолжает Анастасия Косарева. — Чтобы работать с такими детьми, нужно их заинтересовывать. Они постоянно в поиске. Эту привычку у них сформировали гаджеты. У них низкий уровень эмпатии, умения вести живой диалог, распознавать жесты. Более всего на них влияет визуальный материал — иллюстрации, фото, видео, киноматериал. Поэтому излагать материал нужно с использованием визуализации, коротко, без длинных лекций. Учитывая то обстоятельство, что дети неохотно обращаются к учебнику, нужно приспосабливаться и отсылать их на поиск материала в интернет-пространство.
По мнению Анастасии Косаревой, педагогам нужно постоянно пребывать в творческом поиске, развиваться, быть в курсе существующих возможностей. Современных детей учить понимать свои и чужие чувства, обращать внимание на сложность и уникальность личности.
Илья Лучинский поделился: в своей педагогической практике он сторонник партнерских отношений с учениками и уверен, что именно это — путь к успешной коммуникации с современными детьми. «Я — помощник ученика в получении им знаний, и мне нужно экспериментировать, не ругать гаджеты, как делают многие, а использовать различные приложения, объединять их с разными способами обучения», — говорит он.
Как говорить на сложные темы?
Есть ли запрещенные темы в школе, о чем можно говорить, а о чем — нельзя? Участники разговора в целом сошлись на том, что запрещенных тем нет, но есть такие темы, которые дети понять и принять не могут в силу своего уровня развития, багажа знаний, жизненного опыта, в конце концов. Как быть учителю?
Мнение Анастасии Косаревой:
— Если ребенок сформулировал вопрос, он имеет право получить правдивый ответ. И нельзя перенаправлять его к другому, если он подошел с этим вопросом именно к вам. Значит, и ответ он хочет получить именно от вас. Учитель в этой ситуации становится связующим звеном, помогает ребенку разобраться в своих чувствах, сделать правильный жизненный выбор и быть счастливым. Если он будет знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, то будет чувствовать себя уверенно. Нам нужно формировать доверие к полиции, службам безопасности, как к институциям, которые могут защитить.
Есть сложные и даже страшные вещи, которые нужно объяснить ученикам, в частности, преподавателям истории. Геноцид, Голодомор, Холокост…
— Ничего не может быть табуированным, если не противоречит Конституции и Законам Украины, — считает Илья Лучинский. — У педагогических работников сегодня есть широкие возможности для раскрытия эмоционально-сложных тем истории. В помощь учителю — деятельность разных международных, государственных, общественных организаций, видеоматериалы, постеры, инфографика, статьи, разработки уроков в соответствии с возрастными особенностями.
Наш национальный исторический календарь наполнен трагическими темами, которые с детьми обязательно нужно проговаривать, сложные темы — минимизировать, разбить на простые составляющие и, по возможности, показать их в реальной жизни. Я провожу воспитательные часы с учениками от 2-го до 11-го класса, и знаю, что в младшей школе важно не напугать, завершать объяснение на позитивных аспектах, героических историях, чтобы показать — люди даже в сложных условиях остаются людьми. В старшей школе проще, но все же надо помнить, что это все равно дети. С ними можно говорить открыто о трагедии, объяснить ее без прикрас, но главное — проанализировать причины и последствия этого явления. Разумеется, акцентировать внимание на том, что это никогда не должно повториться.
Патриотизму не учат, патриотизм воспитывают
— Я воспитываю через призму собственного опыта и примера, через любовь к украинскому слову, фильмам, песням, героическим историям, — делится Константин Голобородов. — Работа по воспитанию патриотических чувств должна идти постоянно и этот процесс должен быть общей целью всей школы, чтобы не противоречить друг другу. Это зона ответственности всего педагогического коллектива, а не только учителя истории.
Не только в школе, но и дома важно продолжать формирование национальной идентичности, уточняет Анастасия Косарева. По ее мнению, патриотизм нужно воспитывать без принуждения, ненужных лозунгов и постоянной спекуляции на национальности. Только так можно говорить о формировании гражданского сознания, в основе которого лежат общие ценности и готовность брать ответственность на себя. Патриотизм — одна из них.
Дистанционное образование — зло или благо?
Общаясь с учителями, мы не могли не спросить, как они относятся к такой вынужденной форме работы, какие преимущества и недостатки отмечают.
— Проблемы современного образования — цифровизация, и пандемия — стали тем фактором, который ускорил этот процесс, — сказал Илья Лучинский. — Переход к дистанционному образованию стимулировал учителей к освоению новых и усовершенствованию привычных методов и форм обучения. Но ограниченность технического обеспечения, как у тех, кто учит, так и у тех, кто учится, мотивация и эмоциональное выгорание — это вызовы, которые возникают в условиях дистанционного обучения.
Анастасия Косарева перечислила преимущества «дистанционки»: мобильность, выбор собственного темпа освоения материала, неограниченные временные рамки, охват большой аудитории, доступность разных инструментов обучения с использованием минимальных денежных ресурсов. Но и отметила недостатки, среди которых — неполная социализация, мотивация для работы в условиях самостоятельного освоения материала, качество…
— На самом деле, дистанционное образование — это ужас! — восклицает Константин Голобородов. — Как для детей, так и для учителей. С утра до вечера я перед компьютером — провести уроки, подготовить новые, проверить задания… Но в ситуации, в которой мы все оказались, дистанционное обучение — это выход. Да, сложно, но новые обстоятельства дарят и новые возможности. Например, в формате онлайн можно посетить с учениками любой музей Украины и мира, пообщаться с интересными людьми. Поэтому «дистанционка» — это не совсем зло. Но злоупотреблять ею нельзя…
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |