ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
…И взгляд его пронзил мне душу
28.04.2022 / Газета: Вечерняя Одесса / № 32-33(11169-11170) / Тираж: 10407

Почти во всех городах мира храм Божий является одной из местных достопримечательностей. Здесь в значительной степени сосредоточены лучшие творения архитектуры и искусства, характеризующие не только вероисповедание местных христиан, но и их отношение к культуре, традициям, веяниям времени, трактовке библии… Лик Иисуса Христа всегда обращает на себя особое внимание. Его образ сразу узнаваем, но в зависимости от страны и художника имеет порой специфические черты и неповторимый облик.

В Европе Его Образ почти всегда одинаков, полон любви и сострадания к людям. В Бразилии и других странах Южной Америки Сын Божий выражает такие же чувства, но напоминает лица местных жителей. В самом северном городе Европы Хаммерфесте Иисус в местной церкви вы-глядит, как Икар, бросивший вызов земному притяжению. Он весь устремлен в небо, и его руки, прибитые к перекладинам, воспринимаются, как крылья, несущие его к Богу Отцу. Но из всех изображений Иисуса одно из самых больших впечатлений на меня произвела икона в Кафедральном Соборе Светицховели.

Этот храм, построенный в ХI веке в древней столице Грузии — Мцхете, впечатляет своим интерьером. Он прост и полон света. Во фрагментах фресок можно увидеть сцены из легенды о хитоне Господнем, связанной со строительством храма Светицховели. Среди известных исторических экспонатов храма эта икона не выделялась своей историей и древностью. Но, тем не менее, она произвела на меня впечатление своей необычностью и формой подачи.

Гид подвела нас к этой иконе, висевшей довольно высоко над головами, и сказала:

— Посмотрите на нее внимательно. Глаза у Иисуса закрыты. Но он в любом случае все видит и знает состояние вашей души. Если он чувствует, что вы хороший, добропорядочный человек, то лично для вас он откроет свои глаза.

В храме всегда царит особая атмосфера покоя и умиротворения. Люди разговаривают почти шепотом, чтобы не потревожить это благостное состояние души. Но после слов гида я почувствовал некоторое волнение. Я напряженно смотрел на Иисуса в тревожном ожидании, почти не мигая. Время тянулось очень медленно, мне казалось, что прошло уже несколько минут, а Сын Божий не открывал для меня свои глаза. Начали закрадываться нехорошие мысли: может, во мне есть какая-нибудь греховная червоточинка, и Он даже не хочет взглянуть в мою сторону.

Вдруг глаза у Иисуса открылись. Его взгляд, словно молния, пронзил меня выразительной энергией и суровостью. В отличие от привычного образа, любящего людей и прощающего им всё, в его глазах я читал жесткую критику моих грехов. Здесь не было прощения, а тем более любви. Это было осуждение. Насколько я понял, вся наша группа получила аналогичную оценку своей жизни, потому что дальнейший осмотр храма проходил в задумчивости, без комментариев, с периодическим оглядыванием на икону.

Теперь уже с любого пространства храма мы ловили на себе этот осуждающий взгляд, который хоть и дал нам надежду, что Иисус еще верит в наше благочестие, но заставил нас задуматься о поведении в будущем.

Лишь в конце экскурсии гид сказала, что икона написана с оптическим эффектом, который первоначально не позволяет разглядеть его открытые глаза. Играет роль и ее установка на то, что глаза у Иисуса закрыты.

Немало лет прошло после экскурсии в Мцхету, а тот взгляд Сына Божьего с осуждением и одновременно с верой в меня я вспомнил в эти военные дни перед Пасхой. Неисповедимы пути Господни. Эта шаблонная истина заставила задуматься о тех дорогах, которые ведут к Его Храму. Они отнюдь не равноценны и порой очень замысловаты. Точное количество религий, существующих сейчас в мире, неизвестно, насчитывается от 400 до 5000 в зависимости от многих факторов. В близком к нам православном христианстве при одинаковости молитв, атрибутики и обрядов, как мы видим, могут быть разные трактовки понимания нашей действительности, взгляды на войну и мир, ценности человеческой жизни, цели развития и т. д. И даже образ Иисуса Христа может вести верующих в совершенно разных направлениях.

Из сообщений СМИ стало известно, что на борту крейсера «Москва», который благополучно послали в определенном направлении одесские пограничники с острова Змеиный, находилась религиозная святыня — частица «истинного креста». По мнению верующих, этот крошечный деревянный обломок является частью креста, на котором был распят Христос. Фрагмент встроен в металлический крест XIX века и хранился в судовой часовне для моления моряков.

С этой божественной реликвией отправился флагман российского флота к одесским берегам на войну с Украиной. Здесь он и нашел свою подводную могилу в результате действий двух украинских ракет «Нептун».

— Бог на нашей стороне! — сказал я своему коллеге, когда мы обсуждали этот победный эпизод.

— Я тебе скажу больше. Бог по национальности украинец! — дополнил друг мои слова.

Я не силен в богословии, но думаю, что Бог един для всех землян. Каждый человек может признать Бога своим соплеменником. Ведь по Библии он любит всех, даже закоренелых убийц, насильников и тех, кто благословляет этих нелюдей на совершение преступлений против жизни и человека. Таких, как Путин и его окружение, его пропагандистов и, в частности, патриарха Московского и всея Руси Кирилла, дарящего икону Божией Матери российской гвардии, чтобы она покровительствовала войне России против Украины.

Это как бы одна сторона «божественной любви», а скорее — сатанизм, дьявольщина. Истинная любовь сейчас царит в развалинах Мариуполя и Бучи, Харькова и Чернигова, в других городах и селениях нашей страны, где матери и отцы плачут над своими погибшими детьми, и на полях сражений, где украинские воины клянутся отомстить за своих погибших побратимов и уничтожить войска агрессора на родной земле.

А где же истина? Со своим крестом идут с войной на Украину россияне, со своей божественной верой в победу и свободу отстаивают свою землю украинцы. Очевидно, отличие состоит в том, что россияне сейчас несут в своих душах и сердцах ложь и дьявольские ценности, которые они впитывали в себя на протяжении более двадцати лет. А выход Иисуса из гробницы — это как протест против страха борьбы за правду, за ценность человеческой жизни, за свободу и права каждого человека. На этом фундаменте морали и нравственности стоят сейчас Украина и ее народ!

Автор: Александр Федоров. Член Международной федерации журналистов


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту