ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«Odessa Classics»: европейская презентация музыкальной Одессы
30.06.2022 / Газета: Вечерняя Одесса / № 50-51(11187-11188) / Тираж: 10407

Алексей Ботвинов (слева направо), Томас Хэмпсон, Даниэль Хоуп и мэр города Салоники Константинос Зервас

Начнем с сенсационной новости. Когда в газете за 9 июня мы обещали подвести итоги Международного музыкального фестиваля «Odessa Classics», который в этом году проходил в Таллинне и Салониках (о его подготовке «Вечерняя Одесса» подробно рассказала в номере за 12 мая), то даже предположить не могли, что точку ставить рано!

Фестивальную эстафету вслед за Эстонией и Грецией теперь принимает Германия, бывшая столица страны — Бонн. С 5 июля, по вторникам, до 23 августа, в Доме Бетховена, будут проходить концерты. Название проекта — «Odessa Classics» в Бонне».

Таким образом, презентация Одессы, как города, способного проводить масштабные музыкальные фестивали мирового уровня и представлять себя, как неотъемлемую часть европейского культурного пространства, продолжается.

Примечательно, что, по признанию Алексея Ботвинова, основателя и художественного руководителя «Odessa Classics», продолжение фестиваля стало неожиданностью и для него самого. Идею, оказывается, подал президент Дома Бетховена, большой друг Одессы, британский скрипач и дирижер Даниэль Хоуп. Проект поддержала уполномоченная по культуре и медиа федерального правительства Германии Клаудия Рот. Напомним, что в начале июня она была в Одессе, один из главных итогов ее визита — заявление о том, что правительство Германии поможет с реставрацией здания Одесской филармонии. Проведение концертов в Доме Бетховена Клаудия Рот взяла под свой патронат.

Братья Федюрко — гордость УкраиныБратья Федюрко — гордость Украины

Так что, говорит Алексей Ботвинов, фестиваль «Odessa Classics» продолжит звучать в одном из самых сакральных музыкальных мест Европы. Билеты уже активно продаются! Как пройдет музыкальная презентация нашего города в Доме Бетховена, газета обязательно расскажет.

А сейчас — итоги фестиваля в Таллинне и Салониках. Мои собеседники — Алексей Ботвинов и председатель Фонда культурного партнерства (Эстония) Меэлис Кубитс.

Общий вывод авторов нового формата «Odessa Classics» — фестиваль на европейских локациях превзошел все ожидания. Большие переполненные залы, приятная проблема «лишнего билетика», воодушевление музыкантов — участников концертов, всемерная поддержка Украины со стороны как политиков, так и простых людей, прямые телевизионные и интернет-трансляции, участие в освещении одной из самых авторитетных европейских телекомпаний Arte (в ее архиве сейчас можно посмотреть весь прошедший фестиваль), внимание пишущей и снимающей прессы.

Организаторы и вдохновители фестиваля — Меэлис Кубитс и Алексей БотвиновОрганизаторы и вдохновители фестиваля — Меэлис Кубитс и Алексей Ботвинов

И самое главное — отметил Меэлис Кубитс. Одесса знаменита во всем мире как портовый, торговый город. Как морской курорт. Как место, где волшебным образом рождается искрометный юмор. Но все эти черты одесского образа жизни сформировались достаточно давно. И вот теперь, благодаря фестивалю «Odessa Classics», прежде всего, его концертным площадкам в Эстонии, все увидели еще одну грань европейской Одессы — города, где ценят и развивают высокую музыкальную культуру.

К слову, успех нового формата проведения фестиваля, к которому пришлось прибегнуть вынужденно, натолкнул организаторов на новую идею. И Алексей Ботвинов, и Меэлис Кубитс искренне верят в грядущую победу Украины. И в следующем году фестиваль «Odessa Classics» вернется в Одессу. По традиции — в первых числах июня. Но перед этим, в конце мая, фестиваль возьмет старт в Эстонии. Интересно, что Эстонский национальный симфонический оркестр (ERSO), который приложил огромные организационные усилия, чтобы фестиваль «Odessa Classics» прошел успешно на балтийской земле, и который мечтает выступить в Одессе (это давно бы произошло, если бы не ковид и не война…), уже зарезервировал в своем гастрольном графике майские-июньские дни следующего года. Таким образом, «Odessa Classics» — фестиваль европейский по своей творческой сути и по составу исполнителей — становится таковым и по географии концертных площадок.

Играть в зале, которому почти две тысячи лет, — это непередаваемое ощущение, признался Алексей БотвиновИграть в зале, которому почти две тысячи лет, — это непередаваемое ощущение, признался Алексей Ботвинов

Интересно, что в Эстонии и Греции подход к организации концертной программы получился разный. Было только одно сходство — все приходилось делать очень быстро. Но если в Эстонии бюджет фестиваля составляли частные вложения, то в Греции расходы на себя взяло государство.

«Меэлис Кубитс блестяще все организовал», — Алексей Ботвинов подводит итог эстонской части фестиваля. Сам председатель Фонда культурного партнерства скромничает: «В принципе, формировать бюджет было несложно». Затраты в Эстонии покрывали из нескольких источников. Часть денег принесла продажа билетов, также помогла мэрия Таллинна. Остальное — пожертвования эстонцев. В том числе, проводился сбор средств с помощью телефонных звонков. Но Одесса для наших балтийских друзей — это особое место на земле и в мирное время. А в военное — подавно. «Поэтому организационных сложностей не было, — констатирует Меэлис Кубитс. И добавляет: — Да и для Эстонии проведение такого масштабного фестиваля стало настоящим событием в культурной жизни страны». В итоге, за полтора месяца успели все организовать: и программу, и разные концертные площадки, причем не только в Таллинне — просто фантастика!

Большую помощь с формированием творческой части «Odessa Classics», подчеркивает Меэлис Кубитс, оказал Национальный эстонский симфонический оркестр. Ведь, что любопытно: все звезды фестиваля — Даниэль Хоуп, Майкл Гуттман, Цзин Чжао — до этого ни разу не были в Эстонии! «Но в итоге им очень понравилось — и сам Таллинн, и зрители, и организация концертов», — к разговору подключается Алексей Ботвинов. Что же касается дебютантов фестиваля — братьев Федюрко, Романа и Александра, а также эстонского скрипача Ганса Кристиана Авика, то они тоже оказались на высоте.

В Греции роль «двигателя» проекта сыграл известный скрипач и композитор Симос Папанас. В Одессу на фестиваль «Odessa Classics» он приезжал дважды с музыкой барокко. В Греции к нашему городу также особое отношение. Вот Симос Папанас и предложил обратиться с идеей провести продолжение фестиваля на греческой земле к министру культуры и спорта Лине Мендони. Реакция последовала мгновенная — готовьте программу, какая помощь нужна? Ну а выбор Салоник объясняется просто — этот город очень похож на Одессу.

В итоге — пять концертов, два из них прошли в древневизантийской ротонде, построенной в 271 году нашей эры, приглашение многих известных греческих музыкантов, выступление знаменитого американского оперного певца Томаса Хэмпсона, который 9 июня должен был петь в Одессе, фантастическое исполнение Алексеем Ботвиновым одной из мелодий великого украинского композитора Мирослава Скорика, когда зрители — а среди них были украинские беженцы, которым билеты купил греческий бизнесмен Пантелеймон Бумбурас (об этом наша газета рассказала в номере за 16 июня) — буквально в одном порыве поднялись со своих мест. О фестивале в Салониках готовится большой документальный фильм. По признанию Алексея Ботвинова, местные телевизионщики отслеживали буквально каждое мгновение «Odessa Classics» на греческой земле. Ну и самый главный итог концертов в Салониках — Эллада продемонстрировала полное единство с Украиной в ее борьбе за сохранение независимости и территориальной целостности государства.

«А будет ли какой-то специальный проект фестиваля «Odessa Classics» к дню победы?» — спрашиваю Алексея Ботвинова. «Обязательно будет», — отвечает он. И добавляет: оказывается, с основными участниками фестиваля идея проведения специальных концертов к дню победы в различных городах Украины уже обсуждалась. Музыканты с мировым именем готовы играть на наших улицах и площадях. В честь победы над рашистской нечистью. И этот день обязательно настанет.

Автор: Олег Суслов


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.009
Перейти на повну версію сайту