На днях Одесскому детскому дому-интернату для детей с инвалидностью исполнилось 70 лет. Примечательно, что практически всю свою жизнь коммунальное предприятие областного совета находится по нынешнему адресу — улица Макаренко, 20 (это район 15-й станции Большого Фонтана), занимая территорию в 1,5 гектара. Райский уголок — и до моря всего минут 10—15.
Возглавляет детский дом-интернат для детей с инвалидностью с сентября прошлого года — к слову, получается еще одна «круглая» дата в жизни учреждения — Андрей Печеный. На должности директора он сменил Михаила Полторака, который руководил этим коммунальным предприятием более 15 лет. Увы, очередная волна коронавируса оказалась безжалостной…Таким образом, Андрей Печеный, «человек из телевидения и журналистики», как он себя называет, депутат Нерубайской территориальной громады, делает, по сути, только первые шаги в руководстве таким непростым учреждением, как детский дом-интернат для детей с инвалидностью.
И эти шаги, как нам показалось в ходе общения и «экскурсии» по территории, делает уверенно, с пониманием того, чего он, как руководитель, отвечающий за жизнь и судьбу своих подопечных, хочет добиться.
— Моя мечта — создать этим детям такие условия, чтобы они могли жить максимально полноценной жизнью, — говорит Андрей Печеный.
Итак, Одесский детский дом-интернат для детей с инвалидностью. Живут тут только девочки — для мальчиков аналогичное учреждение находится в Белгороде-Днестровском. Воспитанницы дома-интерната имеют особые потребности, которые диктуются такими заболеваниями, как синдром Дауна, ДЦП, аутизм, умственная отсталость. До войны было 109 подопечных, сейчас 83 — кого-то забрали родители, некоторые оказались в эвакуации. Возраст воспитанниц — до… 35 лет.
Нет, это не опечатка. Увы, дожив до 35 лет (такой возраст государство установило максимально возможным для нахождения в домах-интернатах данного типа), воспитанницы остаются по умственному развитию на уровне пятилетнего ребенка. К примеру, подавляющее большинство не умеет ни читать, ни писать и, увы, уже не научится. А что их ждет потом — после 35 лет? К сожалению, выбора у таких детей особого нет — либо гериатрические учреждения, либо психоневрологический диспансер. Ведь многие из них — сироты, свое жилье отсутствует, никто их дома не ждет. И в свободное, как говорится, плавание без подготовки не выпустишь — девочки просто не готовы к жестким реалиям окружающего мира.
Кухня как учебный полигон для получения необходимых навыковКухня как учебный полигон для получения необходимых навыков
— Но давайте говорить честно: гериатрические центры или диспансер — это акцент на доживание, без каких-либо жизненных перспектив для человека, — говорит Андрей Печеный. И добавляет: — Воспитанницы детского дома-интерната — талантливые люди, часть из них дееспособны или частично дееспособны, хотя и имеют ту или иную степень умственной отсталости. Поэтому путь к социализации данной категории граждан лежит через трудовую адаптацию. То есть, мы должны делать все возможное, чтобы максимальное число наших воспитанниц овладевало простейшими профессиями, создавая себе, таким образом, предпосылки для успешного перехода в жизнь за стенами детского дома-интерната.
Мы беседуем с директором Одесского детского дом-интерната для детей с инвалидностью в его кабинете. И сразу обращаем внимание на картины, что висят на стене за его спиной. Приглядевшись внимательнее, обнаруживаем, что вытканы они бисером по ткани. «Кстати, вот пример того, что умеют делать наши воспитанницы», — комментирует Андрей Печеный.
Фонтан и часовня украшают территориюФонтан и часовня украшают территорию
А что они еще могут? Начали считать. Первое, что приходит на ум, — профессии дворника, уборщицы. Но это, как говорится, лежит на поверхности. А посложнее — осилят? «Я предложил готовить швей», — говорит Андрей Печеный. Обучение шитью, искусству вышивки входит в индивидуальный план развития воспитанниц детского дома-интерната. Но с началом войны дети подключились к волонтерскому движению — шили флаги и балаклавы. Получалось очень даже профессионально. Успех натолкнул на следующую идею — найти предпринимателей, которые будут поставлять давальческое сырье, которое, к примеру, надо обстрочить. Андрей Печеный уверяет: его воспитанницы справятся! А постоянные трудовые отношения — это тот жизненный якорь, в котором так нуждаются воспитанницы детского дома-интерната.
Еще одна интересная профессия — помощник повара. В детском доме-интернате для детей с инвалидностью есть кухня, которая является площадкой для социальной адаптации. Здесь воспитанниц учат зажигать газовую плиту, стирать и гладить белье, пользоваться электрочайником и холодильником. Кто-то остается на этом уровне, а кто-то готов идти дальше — осваивать премудрости работы помощника повара. «А профессия озеленителя?» — Андрей Печеный задает себе и нам вопрос. К слову, сделав первые шаги по территории детского дома-интерната, мы сразу обратили внимание, насколько тут все ухожено: кусты подстрижены, газоны чистые, без мусора и веток, деревья аккуратные. «Вот вам и ответ на мой вопрос о профессии озеленителя», — резюмирует директор детского дома-интерната для детей с инвалидностью, подтверждая, что в создании этой красоты есть вклад его воспитанниц. Дальше. На Западе очень ценятся различные изделия ручной работы. Подопечные Андрея Печеного и это могут. Были предложения, к примеру, по кожевенному производству.
Вот такие замечательные картины создают воспитанницы детского дома-интернатаВот такие замечательные картины создают воспитанницы детского дома-интерната
Таким образом, можно подобрать очень даже интересные профессии. Теми же помощниками поваров работают уже пять человек. Остается самый главный вопрос: а где будут жить воспитанницы по достижении 35 лет?
Андрей Печеный рассказывает: предыдущий директор, Михаил Полторак, уже начал заниматься этой проблемой. Шестеро трудоустроенных воспитанниц продолжают жить на территории дома-интерната — нашли такую возможность, создав социальное общежитие. Андрей Печеный предложил идти дальше: создать такие условия для 35–40 человек — для тех, кого удалось трудоустроить, чтобы они смогли жить полноценной взрослой жизнью. К реализации идеи уже подступились — в этом году дому-интернату должны были выделить деньги на проектно-сметную документацию на строительство социального общежития.
И тогда бы цепь замкнулась. Работа инклюзивно-ресурсных центров по предоставлению психолого-педагогических и коррекционно-развивающих услуг, реабилитационные мероприятия, проводимые в доме-интернате, лечебная физкультура, массажи, открытая в начале декабря прошлого года творческая студия, где дети танцуют и поют, спортзал дополнились бы возможностью трудоустройства и личными квадратными метрами в социальном общежитии. И тогда не страшно было бы выпускать воспитанниц во взрослую жизнь. Но началась война…
Бомбоубежище подготовлено в соответствии со всеми требованиямиБомбоубежище подготовлено в соответствии со всеми требованиями
Впрочем, к данному проекту в Одесском доме-интернате для детей с инвалидностью обязательно вернутся — как только в Украине воцарится мир. Вернутся, в том числе, и еще по одной причине. В соответствии с Национальной стратегией реформирования системы институционального ухода и воспитания детей, к 2026 году в Украине должны закрыться все детские дома. Понятно, война наверняка внесет коррективы в этот срок. Но реформа неизбежна. Другое дело, что мало кто сейчас представляет, к чему должна привести реорганизация. Декларируется, что государство будет поддерживать семьи и развивать семейные формы воспитания, для этого в громадах начнут создавать социальные услуги, чтобы детей не приходилось отдавать в интернаты. Звучит красиво — но как это сделать?
— Я внимательно изучал опыт других стран. Пожалуй, самым удачным является голландский вариант, — рассказывает директор Одесского детского дома-интерната для детей с инвалидностью Андрей Печеный. — Суть голландской схемы — работа на перспективу. По договору между громадой и домом-интернатом дети с особенными потребностями проходят реабилитацию, социализацию и получают специальность, которая нужна… громаде. То есть ребенок через определенное время возвращается домой, у него есть гарантия и места жительства, и трудоустройства. Государство, общество не переживает за судьбу такого ребенка. Возможна ли имплементация голландского опыта в Украине? Мне бы очень этого хотелось…
Тут девушек учат шить и вышиватьТут девушек учат шить и вышивать
У Андрея Печеного есть еще несколько идей относительно того, как уже сейчас можно реорганизовать работу учреждения, максимально приблизив оказываемые им социальные услуги к потребностям реальной жизни. Интересно, что директор детского дома-интерната рассказал об этих проектах главе представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине Мурату Шахину, когда тот был в Одессе. И — все идеи понравились!
Первый проект — инклюзивный детский сад. Утром родители привели ребенка, нуждающегося в особом уходе, вечером забрали. Удобно? Не то слово! Дальше — программа пятидневного пребывания детей. Она ориентирована, прежде всего, на жителей области. Этот проект — настоящее подспорье для тех семей, которые готовы активно трудиться, но вынуждены тратить очень много времени на уход за особенным ребенком. Тут же предоставляется возможность на пять дней в неделю оставлять его в специальном учреждении, где ребенок будет сыт (в доме-интернате пятиразовое питание), одет, с ним будут заниматься, играть. А на выходные его можно забрать домой.
Наконец, третий проект можно назвать «отдых для родителей». В соответствии с действующим законодательством, семьи, где есть особенные дети, имеют право на 28 дней в году оставить ребенка под надзором государства и поехать отдохнуть. К сожалению, программа эта не действовала — на 28 дней мало кто решался оставлять своего ребенка. «Но ведь можно разбить этот отпуск на две части, по 14 дней!» — предлагает Андрей Печеный. Попробовали — от желающих отбоя нет. А когда будет достроено детское отделение — опять-таки ЮНИСЕФ обещало помочь, тогда появятся все условия для успешной реализации данной программы.
…Мы идем по территории детского дома-интерната для детей с инвалидностью. Заходим в бывшую беседку, которая превратилась в арт-пространство. Работы воспитанниц — картины, рушники — поражают мастерством. «Моя идея — направить творческие возможности детей в нужную сторону, максимально открыть перед ним мир изобразительного искусства», — говорит Андрей Печеный.
Сад Победы: земля для сельскохозяйственного возделывания у дома-интерната есть. В этот сезон тут выращивали помидоры, огурцы, картошку, кабачки, баклажаны, перцы. Занятие сельским хозяйством входит в индивидуальный план развития ребенка. Но с началом войны появилась патриотическая составляющая. «Наши девочки делали кабачковую икру для бойцов территориальной обороны. Так сразу же начались просьбы — а дайте еще, так вкусно!» — рассказывает директор детского дома-интерната.
Проходим мимо беседок — они есть у каждой группы, тут проводятся занятия; мимо спортивной площадки с тренажерами, но в планах директора — построить павильон для занятий лечебной физкультурой, благо, что оборудование есть. Останавливаемся у котельной — дом-интернат отапливается газом, но подача воды городская. «Хотим сделать альтернативный вариант отопления», — делится планами Андрей Печеный. Сворачиваем к концертной площадке — недавно тут проводили конкурс красоты среди воспитанниц. Заходим в бомбоубежище — оно оборудовано по всем правилам: несколько комнат, вентиляция, запас воды и продовольствия, три биотуалета, медпункт, эвакуационный выход. Потом «экскурсия» по помещениям: везде чисто, аккуратно, новая мебель.
Андрей Печеный рассказывает о своей команде. В ней более 80 сотрудников. Назовем некоторых. Галина Ивановна Волочаева — инструктор по труду, она учит детей шить и вышивать. В доме-интернате работает 30 лет. Евдокия Михайловна Троян — бухгалтер, из 44 лет трудового стажа — 36 лет работы в интернате. Такой же приблизительно стаж у Татьяны Ивановны Паламарчук, заместителя директора по организации социальных услуг.
— Какой главный вывод вы сделали для себя после года работы? — интересуемся мы у Андрея Печеного по завершению «экскурсии».
— Знаете, обществу почему-то неудобно говорить о детях-инвалидах, мы как-то стесняемся, — отвечает директор Одесского детского дома-интерната для детей с инвалидностью. — А они — такие же дети, просто другие. И они натуральные люди. И абсолютно честные. Если они вам рады, то это искренне, если не в настроении — скрывать не будут. Эти дети — полноценные члены нашего общества, и они достойны лучшей жизни. Поэтому наша задача — создавать для них эту жизнь.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |