ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Проверки продолжаются. Выиграет ли пациент?
07.09.2023 / Газета: Вечерняя Одесса / № 71-72(11311-11312) / Тираж: 10407

Как сообщала наша газета, для проверки того, как работает программа «Доступні ліки» в восемнадцати регионах страны, глава Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ) Наталия Гусак на днях уже в третий раз посетила Одесчину.

С начала года в области по программе «Доступні ліки» погашено 339 154 электронных рецепта, что составляет 78,11 от общего числа выписанных. Это хороший показатель, который выводит наш регион в число наиболее успешных в этом плане. Однако если говорить о сельских жителях, то им удалось лишь в 18% случаев получить выписанные лекарства.

Это объясняется просто. Если нет возможности с чьей-то помощью получить нужные препараты в одесской аптеке, человеку приходится самому добираться в райцентр или другой населенный пункт, где есть аптека, принимающая участие в программе «Доступні ліки». А это транспортные расходы, часто немалые, в обе стороны. Приходится считать: во сколько обойдется поездка и не выгоднее ли купить лекарства за полную стоимость? Потому большая часть выписанных сельским жителям рецептов (82%) так и остается нереализованной.

Наталия Гусак справедливо заметила: руководители на местах должны активнее искать варианты расширения сети аптек и аптечных пунктов, которые будут принимать рецепты по программе «Доступні ліки». Это ненормально, что 20 тысяч сел в Украине не имеют даже аптечных пунктов. Что людям до ближайшего аптечного пункта нужно добираться 20, 40 или даже 80 километров. Сколько жизней из-этого прервалось раньше срока, не знает никто.

Возможно, улучшить ситуацию с обеспечением доступности приобретения лекарств сельскими жителями поможет недавно принятое правительством постановление. Оно разрешает фирмам, которые получили лицензию на розничную торговлю лекарственными препаратами, открывать мобильные аптечные пункты. Они будут работать как автолавки, смогут участвовать в программе «Доступні ліки», добираясь в самые отдаленные населенные пункты. Этот же вариант рассматривается и для прифронтовых территорий, где аптечная сеть практически или вообще не работает.

На повестке дня — верификация кадров

Наталия Гусак подробно разъяснила, что пакеты помощи, на которые выделяет средства НСЗУ (нашей области было выделено порядка 5 миллиардов гривен), имеют совершенно четкие требования как к оснащению лечебного учреждения, так и к кадрам.

— Не может лечебное учреждение заниматься реабилитацией, если у него нет реабилитолога определенной квалификации, соответствующих условий и оснащения, — подчеркнула глава НСЗУ. — Так и отсутствие компьютерного томографа (или его временная поломка) означает, что многие пакеты помощи, где данное исследование является обязательным, не могут предоставляться больному.

В свои предыдущие визиты в Одессу Наталия Гусак предупреждала руководителей лечебных учреждений, что верификация персонала может привести к пересмотру условий сотрудничества с НСЗУ, в частности, к тому, что некоторые пакеты могут быть у больниц забраны.

Сейчас НСЗУ находится на стадии судебных рассмотрений ряда ситуаций с лечебными учреждениями из разных регионов, где помощь, предусмотренная пакетами, предоставлялась не в полном объеме. В частности, выиграны суды всех инстанций против крупнейшего медицинского объединения Львова.

— Не нужно обманывать государство и пациентов, — сказала Наталия Гусак.

Обманывать, конечно, плохо. Но возникает вопрос: если НСЗУ за те или иные нарушения у некоторых лечебных учреждений отберет пакеты оказания помощи, что будут делать пациенты? Им ведь в этом случае придется оплачивать лечение полностью из своего кармана. То есть крайним в ситуации, когда больница не выполнила определенных требований НСЗУ, окажется пациент. А это, по меньшей мере, несправедливо.

Деньги должны использоваться по своему назначению

Немало вопросов есть у Наталии Гусак и к использованию лечебными учреждениями средств, выделенных НСЗУ. Самыми серьезными были вопросы к областному онкологическому диспансеру, где на счетах оставались неиспользованными 100 миллионов гривен. Их можно было бы направить на закупку лекарств. И к городской больнице №1, где препараты для проведения тромболитической терапии при инсультах пациенты приобретали за свои средства, а не получали бесплатно, как предусмотрено пакетом оказания помощи при данном заболевании.

— Меня удивила реакция руководства городского здравоохранения Одессы на происходящее в больнице № 1, — подчеркнула Наталия Гусак. — Мне сообщили, что эту больницу попросту исключат из перечня тех, куда везут пациентов с инсультами. Разве это правильно по отношению к пациентам? Количество инсультов резко растет, значит, и количество тех, кому нужна своевременная и эффективная помощь, тоже станет гораздо больше. Потому не исключать больницу из перечня госпитальных баз надо, а разбираться с руководителями, которые допустили такие серьезные нарушения требований НСЗУ о бесплатном предоставлении препаратов для тромболитической терапии.

Вопросы, вопросы, вопросы…

По окончании пресс-конференции осталось немало вопросов. В частности, остался открытым вопрос о том, как организовать доставку в села мобильными аптечными пунктами именно тех препаратов, которые выписаны жителям этих сел по программе «Доступні ліки». Получается, сначала должна быть организована работа некой информационной службы: в нее люди подают заявку на выписанные препараты, а мобильный аптечный пункт затем доставляет их. В теории все понятно. А как будет на практике?

Кроме того, на мой взгляд, совершенно напрасно пока не используются возможности общественных советов при департаментах охраны здоровья облгосадминистраций и госпитальных советов при госпитальных округах. Да, идет война. Но именно сейчас особенно остро стоят вопросы рачительного использования средств. И именно на заседаниях общественных советов раньше вскрывались многие недостатки в работе лечебных учреждений. Тогда руководители здравоохранения узнавали бы о «зависших» на счетах деньгах или неправомерных поборах не во время своих визитов в регионы, а гораздо раньше. И реагировать на выявленные недостатки удавалось бы гораздо оперативнее.

И еще. Если пакет оказания помощи у больницы забирают, что ожидает пациентов, которые по нему получали помощь? Их переведут в другое лечебное учреждение? Тогда оно должно быть в зоне досягаемости, чтобы не создавать больному человеку дополнительных или вообще непреодолимых препятствий. Или таких пациентов «потеряют» на том этапе, когда прекратится действие пакета помощи? Очень хочется верить, что в процессе наведения порядка в использовании финансовых средств не забудут о людях, не оставят их в состоянии полной неопределенности, что же делать дальше.

Автор: Лана ВОЛИНА


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту