ОДЕССА, 14 МАРТА 2013 ГОДА, КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ — Народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий считает, что если бы свободные экономические зоны продолжали существовать на момент начала мирового экономического кризиса, их деятельность позволила бы во многом смягчить влияние кризиса на экономику Украины, передает корреспондент ИА «Контекст-Причерноморье».
Такое заявление С. Гриневецкий сделал сегодня, 14 марта, в ходе круглого стола на тему «Свободные экономические зоны — перспективы для Одесской области».
«Прежде чем начать разговор о роли и перспективах свободных экономических зон, стоит, наверное, напомнить немного и об истории вопроса. Тем более, что в нынешнем году исполняется 250 лет со дня рождения Александра Ланжерона, Одесского градоначальника и генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии. Именно в период его правления, в 1819 году, Одесса получила режим «порто-франко», обеспечивший расцвет города и превращение его в крупный торговый порт. Этот расцвет был настолько впечатляющим, что на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века появление идеи возрождения свободной экономической зоны в Одессе было вполне естественно.
Напомню, что в нашем городе даже был проведен референдум о создании СЭЗ, и это предложение получило поддержку большинства горожан», — заявил политик.
«Существовало, как известно, несколько проектов свободных экономических зон. Некоторые из них даже предполагали включение в СЭЗ территории всего города. Однако в итоге остановились на так называемых «точечных свободных экономических зонах». В Одесской области, как известно, в 1998-1999 годах были созданы СЭЗ «Порто-франко» и «Рени».
Как человек, который стоял у истоков создания СЭЗ в Одесской области, я помню, насколько сложно проходил этот процесс, сколько времени и сил ушло на то, чтобы убедить центр в их необходимости. Наши усилия увенчались успехом. Но в столице все равно ревниво относились к самой идее существования на региональном уровне островков экономического развития, не подконтрольных центральным чиновникам. Как результат, уже в 2003 году региональная власть была лишена права на утверждение инвестиционных проектов в СЭЗ.
Если создание свободных экономических зон имело под собой экономическую основу, то замораживание их деятельности произошло исключительно по политическим мотивам. Причем сделали это те политики, которые на словах объявляли себя самыми ярыми поклонниками рыночных преобразований.
Конечно, в деятельности СЭЗ не все было идеально, были, наверняка, и промахи и злоупотребления. Однако «оранжевые», как говорится, вместе с водой выплеснули и ребенка.
Впрочем, их разрушительная деятельность коснулась не только свободных экономических зон, но и других сфер экономики. Достаточно вспомнить о Комплексной программе развития Украинского Придунавья до 2010 года, которая не была выполнена по тем же политическим причинам. И, к сожалению, с теми же долгосрочными негативными последствиями.
Думаю, если бы СЭЗ продолжали существовать на момент начала мирового экономического кризиса, их деятельность во многом позволила бы смягчить его влияние на отечественную экономику», — отметил он.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |