ОДЕССА, 16 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА, КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ — Народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий заявил, что Леонид Кучма, заняв президентский пост в 1994 году, «не побоялся взять на себя ответственность за ситуацию в стране», передает корреспондент ИА «Контекст-Причерноморье».
Такое мнение С. Гриневецкий выразил в отзыве на книгу украинского ученого-экономиста Анатолия Гальчинского «Записки советника Президента. Десять лет с Президентом Леонидом Кучмой».
«Человеческая память избирательна. Сегодня, на фоне нового, глобального экономического кризиса, мы уже как-то забыли, какую Украину принял в 1994 году Леонид Кучма. Кто вспоминает сегодня о гиперинфляции того года, когда люди стремились потратить свои миллионы карбованцев сегодня, потому что завтра цены обязательно вырастут, о том, как зарплату рабочим вместо денег выдавали продукцией предприятий — мылом, игрушками, инструментами и прочим, о том, как «челночники» ездили в Польшу, Румынию, Турцию и в другие страны за товаром? Да и о многом другом. Страна находилась в условиях системного экономического кризиса, центробежные тенденции грозили подорвать территориальное единство, политическая система работала в состоянии конституционного и правового вакуума…
И в этих условиях требовалась серьезная политическая воля для того, чтобы начать масштабные экономические и политические реформы. Но даже один волевой человек не смог бы справиться с этими задачами без команды профессионалов. Леониду Кучме такую команду удалось сформировать. И мне приятно сознавать, что я был членом этой команды», — отметил политик.
«К сожалению, в оценке того периода превалируют субъективные оценки, которые опираются чаще не на факты, а на эмоции. Однако история не знает сослагательного наклонения, она не дает ответа на вопрос «Что было бы, если?». Подобные рассуждения напоминают ненаучную фантастику. Леониду Кучме как политику приходилось действовать в конкретных объективных обстоятельствах. В этой связи следует обратить внимание еще на один момент. Анатолий Гальчинский в своей книге не считает крайне сложную (если не сказать – катастрофическую) ситуацию в стране лишь следствием просчетов власти докучмовского периода. Он справедливо утверждает, что это была, прежде всего, плата за независимость страны, за избавление от обанкротившихся советской политической системы и системы административной экономики. И здесь его позиция полностью совпадает с позицией Леонида Кучмы, который пытался понять объективные причины сложившейся в стране ситуации, а не искать крайних. При вступлении на должность Президента он продемонстрировал пример уважения к своему предшественнику, отметив в инаугурационной речи вклад Леонида Кравчука в становление украинской государственности», — добавил С. Гриневецкий.
«При этом Леонид Кучма не побоялся взять на себя ответственность за ситуацию в стране (чего, к сожалению, нельзя сказать ни о его предшественнике, ни о преемнике). Уже в августе 1994 года – на втором месяце президентства – он подписал два Указа, возложив на себя контроль за основными направлениями деятельности правительства, а также подчинив себе председателей областных советов, которые в то время одновременно возглавляли исполкомы советов», — отметил нардеп.
«Следующим важным шагом стало подписание в июне 1995 года Конституционного соглашения, которое дало возможность легитимно разграничить полномочия законодательной и исполнительной ветвей власти, а также сформировать управленческую вертикаль. В результате Президент получил возможность назначить Премьер-министра и сформировать новое правительство, что позволило создать условия для влияния власти на экономические процессы.
И, безусловно, ключевой была роль Леонида Кучмы в принятии новой Конституции Украины. Да, она возникла в результате компромисса, что зачастую становилось причиной возникавших время от времени противоречий между Верховной Радой и Президентом. Но утверждение Конституции ознаменовало завершение переходного этапа становления Украины и обеспечено создание целостного государственного механизма. Уже только на основе этих фактов можно представить сложность, а порой и драматизм процессов нашего государственного строительства в тот период», — подчеркнул С. Гриневецкий.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.010Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |