ОДЕССА, 19 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА, КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ — Политик, народный депутат Украины III, VI, VII созывов Сергей Гриневецкий считает, что роль дунайского судоходства явно недооценивается, если не сказать просто игнорируется, передает корреспондент ИА «Контекст-Причерноморье».
Такое мнение С. Гриневецкий выразил сегодня, 19 января, в интервью агентству.
«Роль дунайского судоходства явно недооценивается, если не сказать просто игнорируется. Имея выход к Дунаю, Украина может наращивать объемы мультимодальных перевозок с использованием железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта (в первую очередь, за счет судоходства по Днепру).
Но Дунай имеет для Украины не только экономическое, но и политическое значение. Еще в июне 2011 года Советом Европейского Союза была утверждена Стратегия ЕС для Дунайского региона (Дунайская стратегия). К ее реализации были приглашены не только расположенные в Дунайском бассейне 9 стран-членов ЕС (Австрия, Болгария, Чехия, Германия, Венгрия, Румыния, Словакия, Словения и Хорватия), но и потенциальные кандидаты на вступление в ЕС: Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, а также две страны-партнера в рамках «Восточного партнерства» — Украина и Молдова. В контексте подписания Соглашения об Ассоциации между ЕС и Украиной Дунайская стратегия может стать тем инструментом, который ускорит процесс имплементации Соглашения и даст возможность продемонстрировать, что Украина и ЕС имеют общие интересы на региональном уровне, способны работать вместе и решать совместные проблемы устойчивого развития Дунайского региона как неотъемлемой составляющей европейского пространства», — сказал он.
«Существует и другой политический аспект — внутренний. Действие Стратегии распространяется на четыре региона Украины, расположенных в бассейне реки Дунай — Одесскую, Черновицкую, Ивано-Франковскую и Закарпатскую области. Каждая из этих областей имеет ярко выраженную экономическую, культурную и, как следствие, политическую специфику. Характерной особенностью трех из них — Одесской, Черновицкой и Закарпатской является многонациональный состав населения и приграничное расположение», — добавил политик.
«В условиях кризиса и ослабления государственных институтов значительно усиливаются риски внутренней дестабилизации, а тем более в условиях «гибридной» войны, которая ведется против нашего государства. В качестве яркого примера можно привести южные районы Одесской области — Украинское Придунавье или, если брать историческое название — Бессарабию. С одной стороны, благодаря выходу к Дунаю и соседству с ЕС этот регион имеет стратегическое значение, с другой — он представляет собой район компактного проживания этнических групп (болгар, гагаузов, молдаван, албанцев, старообрядцев-липован), узел социальных, экономических и экологических проблем, не решаемых годами», — отметил С. Гриневецкий.
«Неудивительно, что на этих факторах пытаются играть как внутренние, так и внешние игроки. В ноябре 2014 г. в средствах массовой информации со ссылкой на аналитиков из DaVinci AG распространили новость о том, что на юге Одесской области возможно создание Бессарабской (или Буджацкой) «народной республики». Естественно, что в условиях т.н. антитеррористической операции на Востоке и активности различных сепаратистских движений, стремящихся раскачать ситуацию на Юге, подобная информация не могла не вызвать дополнительный резонанс.
Попытки создать некое квазиобразование предпринимались еще в далеком 1991 году на волне центробежных тенденций, вызванных развалом СССР. Но тогда они не пошли дальше деклараций. Стоит учесть, что вначале 90-х была иная экономическая и социальная ситуация. А сегодня перед жителями региона стоит одна ключевая проблема — как выжить в сложнейших условиях», — сказал он.
«Придунавье действительно является «зоной риска», отчасти из-за соседства с Гагаузской автономией Республики Молдова, которая время от времени грозит Кишиневу «независимостью», отчасти из-за внутренней специфики самого региона, исторически сформировавшейся ментальности его жителей. Но не стоит сбрасывать со счетов и объективные факторы. На протяжении 23 лет независимости Придунавье оставалось практически без внимания со стороны центра. Даже Комплексная программа развития региона на 2004-2010 годы была профинансирована только на треть, из-за чего большинство проблем так и осталось нерешенными. В 2013 году была подготовлена Концепция новой Программы развития Придунавья на 2014–2017 годы, однако на полноценную программу она так и не вышла», — отметил политик.
«Вместе с тем, выводы о возможности создания БНР выглядят как информационный вброс, с каковыми нам уже приходилось неоднократно сталкиваться. Вопрос в том — что и кто за этим вбросом стоит? Пока что среди последовавших событий в Придунавье наиболее знаковым является создание всеукраинской партии «Наш край», имеющей конкретную региональную привязку. И это на фоне продолжающегося отсутствия внимания со стороны Киева к проблемам данного региона», — добавил С. Гриневецкий.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |