ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса
Одесса: НЕДЕЛЯ 46. 12.11.2012 — 18.11.2012
14:22 / 17.11.2012

• Подготовка к зиме
• Градсоветы
• Выбираем маршрутки

Подготовка к зиме

На минувшей неделе некоторые одесские чиновники вспомнили о том, что скоро начинается зима.

• Более полутора тысяч единиц техники и оборудования готовятся к ликвидации последствий возможных ЧП в зимний период в Одесской области. Об этом 14 ноября на пресс-конференции сообщил начальник Управления по вопросам чрезвычайных ситуаций Одесской областной государственной администрации Александр Михеев. По его словам, для проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций возможно использование имеющейся инженерной техники — 1613 ед., водоперекачивающих агрегатов — 173 ед., автономных источников электропитания и освещения — 431 ед., плавсредств — 345 ед. В областных службах гражданской защиты (гражданской обороны), областных организациях и учреждениях, в городах областного значения и районах области созданы и готовятся к ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций в осенне-зимний период 1374 аварийно-восстановительные команды, бригады и другие формирования общей численностью 9464 человек и 1592 единицы техники и оборудования. Чиновник отметил, что для обеспечения безопасного движения автомобильного транспорта в зимний период дорогами области ГП «Одесский облавтодор» проводятся мероприятия по подготовке к работе в зимних условиях, заготовка противогололедных материалов: соли — 4,05 тыс. тонн (81% необходимого кол-ва) и песка — 23,05 тыс. м куб. (85%). Также проводятся работы по заготовке 10-дневного неуменьшаемого запаса горюче-смазочных материалов: дизельного топлива — 108 тонн (72%) и бензина — 75 тонны (150%). Кроме того, к работе в зимних условиях подготовлено 43 пункта обогрева. Приводится в надлежащее эксплуатационное состояние и ремонтируется дорожная техника и оборудование: готовы к работе в зимних условиях 83% техники и оборудования. Проводится работа по заключению договоров со сторонними организациями на привлечение техники при возникновении чрезвычайных ситуаций.

• Одесские коммунальные службы готовы к зиме – вся спецтехника, предназначенная для уборки улиц от снега, прошла тестирование. Об этом 16 ноября агентству сообщили в Управлении информации Одесского городского совета. По сообщению Управления, коммунальное предприятие «Городские дороги» закончило подготовку уборочной техники к эксплуатации в зимний период. Осмотр уборочной техники коммунального предприятия произвел заместитель городского головы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Анатолий Орловский. «В распоряжении предприятия находится 69 единиц уборочной техники: снегоуборочные машины, пескоразбрасыватели, тротуароуборочные механизмы, автогрейдеры, экскаваторы, погрузчики, снегоуборочные машины «Глобус» и комбинированные дорожные машины. Вся техника прошла осмотр и профилактический ремонт: где необходимо, были заменены аккумуляторы и резина. Кроме того, вся специализированная техника, предназначенная для уборки улиц, прошла тестирование на территории коммунального предприятия», — подчеркнул директор КП «Городские дороги» Виталий Батурин. «Все уборочные машины КП «Городские дороги» отремонтированы, покрашены и оснащены необходимым оборудованием. В течение месяца завершится заготовка песчано-солевой смеси. На базах участков были созданы дежурные пункты по снегоуборке, на каждом из них круглосуточно будет работать по 5-6 человек. Во время снегопадов дежурные команды готовы оперативно очищать улицы от снега», — сообщил А. Орловский.

И городские, и областные чиновники вроде бы отчитались — все якобы к зиме готово. Вот только погода наших чиновников удивляет каждый год. И снега они, похоже, каждый год не ждут. Так что пора либо климат в городе менять, либо подход к подготовке. А пока одесситам можем советовать запасаться терпением, свечками, а, возможно, и отгулами на несколько дней для жителей дальних районов. Потому как, например, поселок Котовского, Ленпоселок, Таирова и некоторые другие районы города рискуют при более-менее серьезном снегопаде вновь остаться отрезанными от цивилизации. А аварийные и не очень отключения света в городе уже происходят, причем, как показала практика, для того, чтобы оставить без света 200-тысячный район (включая больницы и станции скорой помощи) не надо даже непогоды. Одесские энергетики справляются сами.

Градсоветы

7 ноября состоялось одно заседание градсовета. На 21 ноября уже назначено очередное заседание. А еще руководство совета успело отметиться ущемлением прав журналистов, когда их не пускали 7 ноября в здание до начала совета.

• Народный архитектор Украины Владимир Глазырин считает, что за основу развития территории от парка Шевченко до 16-й станции Большого Фонтана можно взять несколько линий, однако лучше всего там оставить только зеленую зону без какой-либо крупномасштабной застройки. Такое заявление В. Глазырин сделал 14 ноября в ходе очередного заседания архитектурно-градостроительного совета при Управлении архитектуры и градостроительства Одесского городского совета. «На данные момент есть решение о разработке детального плана территории приморских склонов от парка Шевченко до 16-й Фонтана. Для того чтоб определиться, в каком направлении двигаться при разработке данного детального плана территории, какую линию принять за основу архитектурно-планировочного решения данной территории, мы объявили конкурс на общественных началах среди наиболее известных и опытных архитекторов Одессы. В течение 3 недель они проработали предварительные концептуальные идеи», ― сообщил в ходе заседания начальник Управления архитектуры и градостроительства Одесского городского совета – главный архитектор города Николай Базан. «За основу развития территории от парка Шевченко до 16-й станции Большого Фонтана можно взять несколько линий – это может быть и плотная застройка, как это сделано в городе-курорте Майами, она может быть выражена в разумном соотношении сохранения зеленой зоны и умеренной застройки. Также можно оставить только зеленую зону без какой-либо крупномасштабной застройки. Именно такой концепции придерживаюсь я в своем проекте. Главное сейчас на этом отрывке закрепить Трассу здоровья, парковые склоны и разбить настоящие парки», ― отметил В. Глазырин.

• Народный архитектор Украины Владимир Глазырин считает, что строительство 15-километровой автодороги вдоль моря от парка Шевченко до 16-й станции Большого Фонтана поможет разгрузить поток автотранспорта на Французском бульваре. Такое заявление В. Глазырин сделал 14 ноября в ходе очередного заседания архитектурно-градостроительного совета при Управлении архитектуры и градостроительства Одесского городского совета. «Во всех приморских городах есть идущая параллельно морю дорога. Поэтому я предлагаю в своем проекте на самом верху приморских склонов, где склоны соприкасаются уже с городом, сделать четырехполосную автомобильную дорогу районного значения. Эта дорога позволит разгрузить улицу Белинского, Французский бульвар, которые сегодня перегружены автомобилями. Дорога получится протяженностью около 15 километров. Она будет идти в нашем понимании от парка Шевченко до «Золотого берега»», ― отметил он.

• Народный архитектор Украины Владимир Глазырин считает, что при развитии прибрежной зоны города от парка Шевченко до 16-й станции Большого Фонтана необходимо будет провести работу по расширению пляжей намывом. Такое заявление В. Глазырин сделал 14 ноября в ходе очередного заседания архитектурно-градостроительного совета при Управлении архитектуры и градостроительства Одесского городского совета. «При развитии территории от парка Шевченко до 16-й станции Большого Фонтана, прибрежной зоны города, надо учесть вопрос, касающийся наших пляжей. Они у нас очень узкие. Решать проблему надо намывом по всей протяженности побережья», ― отметил он.

• Начальник Управление архитектуры и градостроительства Одесского городского совета – главный архитектор города Николай Базан заявил, что задача по выведению Французского бульвара из исторического ареала города Одесса пока не поставлена перед Управлением. Такое заявление Н. Базан сделал 14 ноября в ходе очередного заседания архитектурно-градостроительного совета при Управлении архитектуры и градостроительства Одесского городского совета. Отвечая на вопрос журналистов «Стоит ли задача о сужении исторического ареала Французского бульвара?», Н. Базан ответил: «Пока задача по выведения Французского бульвара из исторического ареала города Одесса не стоит. Есть разные мысли по этому поводу, но мое мнение таково – лучше не трогать границы ареалов в сторону уменьшения. Перемены, безусловно, нужны, но не надо забывать, что перемены не всегда к лучшему».

• Начальник Управление архитектуры и градостроительства Одесского городского совета – главный архитектор города Николай Базан заявил, что власти Одессы и Одесской области в одинаковой степени заинтересованы в скорейшем решении проблемы размежевания границ между Одессой и Одесской областью. Такое заявление Н. Базан сделал 14 ноября в ходе очередного заседания архитектурно-градостроительного совета при Управлении архитектуры и градостроительства Одесского городского совета. «Я поднимал этот вопрос, подавал запрос за подписью мэра и вице-мэра губернатору и председателю областного совета, для того чтоб создать совместную группу для рассмотрения проблемы расширения границ города Одесса. Нам ответили, что это процедура очень сложная, что перенос границ города надо поднимать на уровне Верховной Рады, Кабинета министров и это занимает очень много времени. И областной архитектор Ерохина Наталья Александровна, и я выступаем за то, чтоб как можно в кратчайшие сроки была начата разработка проекта конгломерации. И область, и город заинтересованы в таком решении этой проблемы», ― отметил он.

• Народный архитектор Украины Владимир Глазырин заявил, что на приморских склонах от парка Шевченко до 16 станции Большого Фонтана можно разбить пять парков общей площадью около 200 гектаров – примерный проект этой зеленой зоны уже разработан. Такое заявление В. Глазырин сделал 14 ноября в ходе очередного заседания архитектурно-градостроительного совета при Управлении архитектуры и градостроительства Одесского городского совета. «На приморских склонах от парка Шевченко до 16 станции Большого Фонтана можно разбить пять парков: парк Золотой берег, парк Аркадия, парк Отрада, парк Лермонтовский и парк Ланжерон. Каждый парк около 40 гектаров по площади. Всего получится парковый комплекс на 200 гектаров. Притом парки – это не просто посадка. Там должна быть соответствующая инфраструктура, должно быть соответствие требованиям», ― отметил он. «В развитии зоны прибрежных склонов от парка Шевченко до 16 станции Большого Фонтана надо делать упор именно на парковой зоне, а не на застройке. Именно на парках, потому что в Одессе так сложилось, мы привыкли так жить: парки – это положительные эмоции, это отдых от городской суеты, это здоровье и красота», — подчеркнул архитектор.

• Народный архитектор Украины Владимир Глазырин считает, что Одессе нужна красивая набережная. Такое заявление В. Глазырин сделал 14 ноября в ходе очередного заседания архитектурно-градостроительного совета при Управлении архитектуры и градостроительства Одесского городского совета. «Одессе нужна красивая набережная. Например такая, как на Брайтон-Бич, где живут много одесситов. Сделать набережную планируется из палубного бруса – 15 километров набережной, мощеной камнем — это очень дорого. Набережная будет проходить там, где пляжи пересекаются с берегом. Приподнять её на 120-180 сантиметров, и у одесситов будет прекрасная площадка для прогулок с видом на море», — отметил он.

• Начальник Управления архитектуры и градостроительства Одесского городского совета – главный архитектор города Николай Базан заявил, что утверждение Генерального плана города Одесса, возможно, состоится в конце первого квартала 2013 года. Такое заявление Н. Базан сделал 14 ноября в ходе очередного заседания архитектурно-градостроительного совета при Управлении архитектуры и градостроительства Одесского городского совета. «Сейчас идут подготовительные работы к корректировке Генерального плана Одессы. То есть сбор исходных данных, завершается аэрофотосъемка города. После утверждения задания на корректировку Генерального плана, она будет выполнена. После этого будет выставлена на общественное обсуждение, на экспертизу, ну и, соответственно, на утверждение. Мы планируем, что до конца текущего года киевский институт выполнит корректировку. Дальше идут процедурные вопросы — и их очень сложно планировать. Думаю, что в конце первого квартала следующего года реально выйти на утверждение генплана», — отметил он. «Пока представлены три концепции Генплана, хотя должно было быть представлено восемь – кто-то не успел. На следующем градсовете мы рассмотрим еще несколько концепций», — добавил Н. Базан.

Градсоветы в нынешнем ноябре стали модными. Три заседания за 2 недели – это, похоже, рекорд. Конечно, утопичных идей было озвучено, как всегда, много. Но была при этом рассмотрена и жизненно важная для города-миллионера тема пересмотра границ.

Одесса фактически уперлась в существующие границы, а в некоторых местах их уже и перешагнула. И хотя новому составу Верховной Рады возможно будет не до того, но увеличившееся одесское представительство, возможно, хотя бы поставит этот вопрос на повестку дня. Попробуем предположить, насколько же возможно расширение города. В фантастические идеи по поводу присоединения Южного и даже Ильичевска пока верится с трудом. А вот расширение границ по незаселенной зоне и включение в состав города уже фактически сросшихся с городом сел типа Крыжановки, Авангарда или Таирово вполне осуществимо. Но кроме увеличения численности населения тысяч на 50 и территории с нынешних 237 квадратных километров до 260-270, это принесет еще и серьезные административные изменения. К примеру, необходимость передачи «Седьмого километра» городу в таком случае вполне может стать одним из стопорящих факторов в случае с Авангардом, да и в других местах могут всплыть вполне себе адекватные экономические причины. Поэтому в осуществление грандиозного проекта в ближайшие годы верится мало. Но и обсуждается он уже не первое десятилетие…

Выбираем маршрутки

16 ноября Департамент транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городского совета провел конкурс по перевозке пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования.

• На конкурс были выставлены 18 маршрутов: маршруты №№9, 100а, 108а, 110, 117, 124, 130, 133, 141, 142а, 145, 190, 197а, 215, 223, 232а, 242, 259л. Для участия в конкурсе подавали документы 8 городских предприятий-перевозчиков: ПАО «Севертранс», ООО «Турист», ООО «Вираж», ЧП «Старс Транс», ЧП «АТП Киностудии», ООО «АТП-15106», ООО «Автотранс-Украина», ООО «Экспресс». Предприятие-перевозчик ООО «Экспресс» сняло свою кандидатуру с участия в конкурсе. В итоге на каждый конкурсный объект подали заявки по одному конкурсанту, кроме объекта №5, в который входили маршруты №108а и №124. На этот объект претендовало ООО «Турист» и ЧП «Старс Транс». В итоге по сумме балов комиссия определила победителем по этому объекту ООО «Турист». ПАО «Севертранс» подавало заявку сразу на три конкурсных объекта. Комиссия под руководством и.о. директора Департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городского совета Павла Стерлядова единогласно утвердила все кандидатуры предприятий-перевозчиков, выигравших конкурс. По маршрутам №№145, 142а, 197а перевозки будет осуществлять ООО «Вираж». Победителями по маршрутам №№108а, 124 признаны ЧП «Стартранс» — номер первый, ООО «Вираж» — под номером два. Маршруты №№ 133 и 259л будет обслуживать ООО « Автотранс-Украина». Право обслуживать маршруты №№110 и 117 получило ЧП «АТП Киностудии», а маршруты №9 и №223 будет обслуживать ООО АТП-15106. Победителем на маршрутах №№141, 215, 100а, 232а, 130, 242, 141 признано ПАО «Севертранс». Теперь предприятиям предстоит заключить договор о предоставлении услуг пассажироперевозок.

• 1 тыс. 31 нарушение правил дорожного движения водителями автобусов выявили сотрудники Госавтоинспекции в ходе длившейся 29 дней проверки предприятий, предоставляющих услуги пассажироперевозок. Об этом 16 ноября агентству сообщили в отделе по связям с общественностью Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Одесской области. Как отметили в отделе, Госавтоинспекция Одесского региона за Неделю безопасности дорожного движения подвела итоги проверки готовности перевозчиков к предоставлению услуг в осенне-зимний период, когда работа водителей из-за погодных условий усложняется, соответственно возрастает вероятность различных неприятностей на дороге. Заместитель начальника УГАИ ГУМВД Украины в Одесской области полковник милиции Александр Ткаченко сообщил, что за 29 дней сотрудниками Госавтоинспекции выявлено 1 тысячу 31 нарушение Правил дорожного движения со стороны водителей автобусов: 4 водителя управляли автобусами в состоянии алкогольного опьянения, 22 водителя превысили скорость, 319 водителей перевозили пассажиров сверх установленного количества, 89 – не придерживались требований дорожных знаков и разметки, 179 – нарушили правила остановки во время высадки и посадки пассажиров, 19 водителей управляли без необходимых документов, в том числе 8 – без лицензионной карточки, 3 – перевозили пассажиров на маршруте протяженностью свыше 500 км одним водителем, 3 – нарушили законодательство при перевозке организованных групп детей, 8 водителей осуществляли перевозку пассажиров с 22:00 до 06:00 в режиме нерегулярных перевозок автобусами, не оборудованными тахографом. По выявленным нарушениям в соответствии со ст. 265-2 КУоАП временно задержаны 3 автобуса и согласно ст. 265-3 КУоАП временно изъяты 3 лицензионные карточки на автобусы.

• И. о. директора Департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городского совета Павел Стерлядов заявил, что значительного повышения цен на проезд в общественном транспорте «просто не может быть в принципе». Такое заявление П. Стерлядов сделал 16 ноября в ходе общения с журналистами. Комментируя по просьбе журналистов сообщения ряда СМИ о том, что с января в Одессе ожидается существенное повышение цен на проезд в общественном транспорте, П. Стерлядов заявил: «Самое интересно, что я сам об этом узнал из СМИ – это первое. Второе: значительного повышения цен просто не может быть в принципе, потому что с одной стороны люди не вытянут такого вот экономического пресса на свои доходы. А с другой стороны, если люди не сядут в маршрутки, пострадают перевозчики. Это же бизнес – мы это прекрасно понимаем. То есть эти вещи должны быть сбалансированы. Они должны быть сбалансированы так, чтобы это было интересно перевозчику, но при этом не страдал рядовой потребитель этих услуг». «Документов официальных мы пока не получали никаких, так что сказать, насколько повысятся тарифы, я не могу – давайте я сначала взгляну на документы, поработаю с ними, а потом уже можно будет о чем-то говорить», — отметил он.

• И.о. директора Департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городского совета Павел Стерлядов заявил, что предприятия-пассажироперевозчики «физически не могут закупить полностью новый передвижной парк». Такое заявление П. Стерлядов сделал 17 ноября в ходе общения с журналистами. «Предприятия-пассажироперевозчики сегодня физически не могут закупить полностью новый передвижной парк. Да, среди подающих заявки на конкурс по осуществлению пассажироперевозок по городу некоторые предприятия не соответствуют всем выдвинутым требованиям. У некоторых нет специального автобуса для инвалидов, у некоторых вместимость автобусов не соответствует требованиям — это все есть, и мы это все видим. Мы, безусловно, можем разорвать контракт со всеми перевозчиками, но тогда город просто встанет. Это не выход! А закупить полностью новый парк автобусов они не могут. Чтобы подавать заявку на конкурс на маршрут, у предприятия должно быть 40-50 автобусов. Соответствующий всем требованиям и нормам автобус «Богдан» стоит 40 тысяч долларов, а автобус для перевозки инвалидов – 50-60 тысяч долларов. Это суммы сейчас неподъемные для перевозчиков», — отметил он.

• Департамент транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городского совета будет осуществлять контроль за движением городского общественного транспорта через GPS-навигаторы, которые должны быть установлены во всех рейсовых маршрутках. Об этом 16 ноября в ходе общения с журналистами сообщил и. о. директора Департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городского совета Павел Стерлядов. «Пассажироперевозчики Одессы должны оборудовать подвижной парк GPS-устройствами. Мы прописали эту норму, потому что перевозчику необходимо осуществлять функции контроля над самим собой, чтобы он мог в режиме реального времени контролировать перемещение своих автобусов. Также Департаменту транспорта надо контролировать действия перевозчика. Сейчас представители Департамента выходят на линию, тратят полдня, чтобы пересчитать все автобусы, потом приходят в Департамент — оформляют акты. На это уходит очень много времени. С установкой GPS-устройств просто нужна будет распечатка с местоположением автобусов», — отметил он.

• И.о. директора Департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городского совета Павел Стерлядов заявил, что в следующем году на остановках общественного транспорта в Одессе будет устанавливаться система оповещения о передвижении маршрутного транспорта. Такое заявление П. Стерлядов сделал 16 ноября в ходе общения с журналистами. «В следующем году мы планируем установить на остановках общественного транспорта, прежде всего – трамваев и троллейбусов, системы, которые позволяют следить пассажирам, когда конкретно подойдет его трамвай, его маршрутка. Эту программу мы начнем с центра города и будем постепенно перемещаться к периферии. У нас есть программа «Безопасный город», мы в комплексе посчитали эти вопросы и стоит это примерно около 5 миллионов гривен. Для бюджета это достаточно дороговато», — отметил он.

• Директор научно-производственного центра «Экономинформ», консультант Департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городского совета Георгий Хаскин считает, что на городских маршрутах Одессы «работает очень однотипный подвижной состав» — такого нет ни в одном городе Украины, кроме Киева. Такое заявление Г. Хаскин сделал 16 ноября в ходе общения с журналистами. «В городе Одесса, по сравнению с другими городами, очень однотипный подвижной состав. У нас более 80% автобусов, работающих на маршрутах, это автобусы класса «Богдан» и «Эталон». Такого нет ни в одном городе Украины, кроме города Киев. Вот, например, Харьков – там на маршрутах ещё «Газели» орудуют, и во всех остальных городах то же самое. Так что у нас ещё ничего…», — отметил он.

• И.о. директора Департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городского совета Павел Стерлядов заявил, что перенести конечную остановку 232 маршрутки с пересечения улиц Вильямса и Королева «пока реально некуда». Такое заявление П. Стерлядов сделал 16 ноября в ходе общения с журналистами. Журналисты озвучили просьбу жителей поселка Таирова о перенесении конечной остановки 232 маршрутки, которая останавливается на островке безопасности на пересечении улиц Вильямса и Королева. Чиновник ответил, что сотрудники Департамента знают об этой проблеме и неоднократно выезжали на место. «Мы все это видим, прекрасно понимаем. Но, если пойти от обратного: уберем мы маршрутки — на этом месте встанут другие. Реально, конечную, место отстоя, оттуда перенести пока просто некуда… Единственное, что мы хотим сделать вместе с работниками ГАИ — обозначить места для отстоя автобусов и путем создания ограждений ограничить туда подъезд других транспортных средств. Но опять-таки, над этим надо работать…», — сказал он.

• И.о. директора Департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городского совета Павел Стерлядов заявил, что все переделанные маршрутки, осуществляющие пассажироперевозки в Одессе, имеют сертификат соответствия этого автобуса стандартам перевозки пассажиров. Такое заявление П. Стерлядов сделал 16 ноября в ходе общения с журналистами. На вопрос корреспондента агентства «насколько безопасно ездить в разношерстном наборе переделанных маршруток, которые представлен на дорогах города, где невозможно нормально сесть – расстояние между сидениями слишком узкое?», П. Стерлядов ответил: «для того, чтобы эксплуатировать автобусы, которые переделаны, перевозчик обязан получить сертификат соответствия этого автобуса стандартам перевозки пассажиров. У наших перевозчиков такие сертификаты есть. Коленки не помещаются? Ну, это вопрос к центрам сертификации. На некоторых маршрутах, действительно, такие маршрутки ходят, но других нет…».

На фоне предстоящего повышения цен на проезд в общественном транспорте любая информация об изменениях в ситуации становится актуальной. Вот и достаточно обыденное конкурсное мероприятие привлекло к себе повышенное внимание одесских журналистов. Однако прошло все на удивление чинно и спокойно. Маршруты переделили, а точнее, фактически все оставили на своих местах — пожалуй, единственным серьезным выпавшим игроком стали предприятия Павла Серебреника.

Но конкурс при всей свое малоинформативности приоткрыл пару интересных моментов. Во-первых, повышению быть, но будет оно небольшим (30 процентов – это до 3-3,5 гривен). А во-вторых то, что маршруты отдаются перевозчикам даже при несоответствии требованиям – попросту больше некому. Поэтому нормальных условий перевозки одесситам ждать не следует, а жаловаться, как мы уже говорили, некуда…

Автор: Валерий Болган

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту