«Изучение прошлого дает только часть информации, необходимой для движения в будущее. Вряд ли можно четко сказать, чего можно ожидать в будущем в эту эпоху научно-технической революции».
Эти слова сказал вице-адмирал, кавалер орденов Британской империи сэр Артур Хезлет. Сэр Артур в свое время, в возрасте 36 лет, стал самым молодым капитаном королевских военно-морских сил, а позже, в 45, удостоился и чести стать самым молодым адмиралом. Несомненно, эта честь оказана была ему не зря. В особенности, если учесть, что практически всю свою карьеру Артур Хезлет посвятил подводному флоту.
В наши дни высказывание британского морского офицера приобретает новые смыслы. Сейчас, в начале нового тысячелетия, инженерная мысль помогает предвосхитить такие разработки в развитии подводного флота, о которых во времена Артура Хезлета, возможно, могли только мечтать.
Одним из передовых инженеров и популяризаторов внедрения новых технологий в подводном судостроении является наш земляк Юрий Сидорюк, автор внушительного количества исследований и рационализаторских предложений. Работая над этой проблемой, инженер в полной мере отдает дань афористической фразе британского вице-адмирала, а именно — обращает взор в прошлое, без которого, как он убежден, невозможно создать что-либо новое и более совершенное.
В частности, определяя вехи, благодаря которым подводное судостроение достигло нынешнего уровня развития, Юрий Сидорюк вспоминает о самых начальных этапах. Так, в 1938 году немецкие физики О.Ган и Ф.Штрасман открыли деление ядер урана при бомбардировке их нейтронами, а в 1939 году австриец Л. Майтнер дал научное обоснование этому явлению, В1942 году итальянским физиком Энрико Ферми впервые была осуществлена управляемая цепная реакция деления ядер урана. В Вашингтоне Ферми сделал доклад, на котором присутствовал ученый и офицер ВМС США Р.Ганн. Ганна поразили выводы Ферми — он пытался склонить профессора Рузвельта к принятию программы по созданию атомных энергетических установок (АЭУ), однако в те времена приоритет отдавался изобретению атомной бомбы, и потому лишь в 1944 году был дан старт разработкам АЭУ в Америке.
Сравнительный анализ показал, что при сгорании одного килограмма дизельного топлива выделяется около 42 Мдж теплоты, а такое же количество ядерного топлива дает теплоты в два миллиона раз больше, при этом нет необходимости в атмосферном воздухе или любом другом окислителе, без которого не может обойтись ни один тепловой двигатель.
Так стала возможной эксплуатация подлодок с атомными энергетическими установками.
Прошло целых девять лет, прежде чем на ходовые испытания вышла первая в мире подводная лодка с АЭУ. Называлась она в честь знаменитой подводной лодки капитана Немо — «Наутилус», обладала водоизмещением 3764/4040 тонн и мощностью 9860 кВт.
Между тем, не отставал и СССР. Работы по созданию АЭУ проходили в знаменитом «закрытом» городе Обнинске под руководством академика Курчатова, и также — начаты они уже после создания атомной бомбы! В 1952 году Совет Министров СССР издал отдельное Постановление, которое так и называлось — «О создании атомной подводной лодки (АПЛ»). Постановление подписал Сталин, и научная группа приступила к работе.
Но «догнать и обогнать Америку» получилось не сразу и не во всем: первая советская атомная подлодка была спущена в Северодвинске только в 1963 году.
Несомненно, развитие атомных энергетических установок в подводном судостроении стало революцией. Ведь использование АЭУ позволило субмарине около 99% времени выхода в море находиться в подводном режиме, тогда как «обычные», дизель-электрические, подводные лодки могли продержаться под водой лишь 15-20% такого времени.
С каждым годом технические характеристики АПЛ улучшались: во многом стремительный рост происходил «благодаря» холодной войне. За этот период по обе стороны «железного барьера» были созданы АПЛ различных классов, обладающие невообразимой боевой мощью, ставшие скрытой и мобильной площадкой для запуска ракет, способных с высокой точностью и скоростью поражать как наземные, так и морские цели. В свою же очередь, сами подлодки могли быть поражены либо специальными противолодочными системами, либо другими подводными лодками.
К слову, догнать и перегнать США по части военного подводного судостроения Советскому Союзу все-таки удалось: в 1970 году в строй вступила самая быстроходная атомная подлодка в мире, а в 1981 году — и самая большая (так называемый Проект-941).
А настоящее время в 43 странах мира эксплуатируется около 600 подводных лодок различных классов, при этом лишь в пяти странах эксплуатируются атомные подводные лодки. 228 из них принадлежат Российской Федерации. Для сравнения: в США таких субмарин 133, в Великобритании — 19, во Франции -9, а в Китае — 7.
Но сегодня, по словам Юрия Сидорюка, в мире востребовано создание подлодки совершенно нового вида. В ней не будет использоваться ни ядерная, ни дизель-электрическая энергетическая установка. Переход на новый уровень станет возможным благодаря использованию экологически чистых жидкостных реактивных двигателей, работающих на водороде и кислороде.
Подводная лодка, содержащая технологию СсРЖД (судно с жидким реактивным двигателем), содержит два основных блока: необитаемый, в котором располагаются емкости с жидким водородом и кислородом, приборный отсек, отсек энергетических установок и Движителей, вооружение, система ламинаризации обтекания корпуса ПЛ, балластные цистерны и другие системы; при этом обитаемый блок представляет собой батискаф, в котором расположен экипаж. Такая конструкция ПЛ позволяет свести до минимума количество отсеков, содержащихся в прочном корпусе, и расположить пост управления, бытовые помещения, капсулу спасения в одном блоке.
Как утверждает инженер Юрий Сидорюк, в подводной лодке с использованием технологии СсРЖД заложены новые технологические решения, позволяющие области подводного судостроения и тактике применения подводных лодок перейти на новый технический уровень.
При этом, заключает изобретатель, подлодка может базироваться на дирижабле-лихтеровозе, что позволило бы использовать ее даже в частях мирового океана с постоянным ледяным покровом.
Юрий Сидорюк: «Принцип: плавать глубже, быстрее и незаметнее — нашел свое воплощение в проекте ПЛ ДсРЖД, который позволит обеспечить экономические и политические интересы Украины на мировых просторах океанов или охрану прибрежных вод морской границы Украины».
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |