ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Кому-то дорого, у кого-то просто нет желания
18.02.2010 / Газета: Новий день / № 8 / Тираж: 36600

Количество сдаваемой в аренду земли за последние 10 лет уменьшилось на 20%. И не за счет любви селян к своей земле

«Мне вместе с домом достался земельный пай в четыре гектара. Как его оформить на себя — пока не знаю. У нас же запрещено торговать землей. Официально. Да, в принципе, и не очень об этом думаю — рядом Херсон. Купил участок ради дома. А пай — ну пусть соседи им пользуются, им больше нужно, у них коровы, гуси... Я его обрабатывать не буду».

Подобных писем в редакцию приходит немало. Люди не знают, как правильно распорядиться полученным наследством. Да и выбор у них небольшой: или самим обрабатывать эти гектары, или отдать возделывать другим. Таку нас по закону. Продать нельзя — мораторий, продленный до 1 января 2012 года.

Если сдать эти четыре гектара в аренду, то в год можно получить около 600 гривен. В лучшем случае. Да еще и зерном. Самому же копать — экономически невыгодно. Разве что для собственного удовольствия. По оценкам Института аграрной экономики, рентабельная деятельность агробизнеса начинается с обработки 50—400 гектаров. На четырех гектарах не разгонишься.

Продать нельзя. Но купить можно. С домом. Главное, чтобы вся эта земля была оформлена как личное сельское хозяйство. Это одно из ноу-хау украинских законотворцев. Такой статус не подпадает под действия моратория на куплю-продажу земли. И должен закрепить за селянином его статус «работающего на своей земле» — любимое выражение сторонников продления моратория. «Мне всегда тяжело объяснить нашим иностранным партнерам, что такое это ОСГ (особисте Селянське господарство). Тяжело подобрать понятные им характеристики. Ведь этой не частный землевладелец, и не фермер. Что это такое, честно, я и сам до конца не понимаю», — признался журналистам один из замминистров аграрной политики. «Надо учесть и тот факт, что все годы моратория происходил процесс выделения паев в натуре и превращения их в участки для ОСГ — именно эти участки насыщают земельный рынок, и, конечно же, они идут не под кукурузу».

Свежие данные Государственного комитета по земельным ресурсам показывают, что за последние 10 лет владельцы паев стали сдавать значительно меньше земли в аренду. Если в 2001 году (согласно официальным цифрам) в аренду сдавалось 22 млн. гектаров, то на начало этого года — 17,5млн. га. То естъ 20% паев как-то за это время выпали из действия моратория.

Многие специалисты не считают, что селяне стали больше обрабатывать земли. Одна из причин сокращения количества арендованных земель — политика крупных агрохолдингов. Они «оптимизировали свой банк», отказавшись от малопродуктивных, эродированных, проблемных площадей. Тем более, финансовый кризис.

Правда, резкий спад сдачи паев в аренду был зафиксирован еще в 2004 году. Тогда, согласно нормам Земельного кодекса, предполагалось, что отмена моратория на куплю-продажу земли наступит с 1 января 2005 года. Но этого не случилось. Депутаты продлили запрет. Эпицентр же нежелания сдавать в аренду (как по площади, так и по количеству договоров) был зафиксирован в первый год президентства Виктора Ющенко. Люди ожидали снятия моратория. И многие заняли выжидательную позицию, не заключая договоров.

Еще в 2008 году правительство и Президент обязали арендаторов увеличить стоимость аренды с существовавших полутора процентов до трех. Однако, как показывают данные Госкомзема, больше земли в аренду люди сдавать не стали...

Эксперты утверждают, что одна из причин уменьшения количества договоров — пенсионеры. На них приходится более 50% сдаваемой пайщиками земли. К сожалению, люди не вечны. За последние годы многие владельцы паев отошли в мир иной. При этом наследство переоформили не все. Кому-то дорого, у кого-то просто нет желания.

По закону паи, владельцы которых умерли без наследников, должны стать государственной землей, однако процесс превращения «выморочного имущества» в государственное (или коммунальное) происходит при помощи суда. Учитывая это обстоятельство, местные органы власти довольно вяло превращают мертвое наследство в землю общины. Так что она может формально (а иногда и практически) гулять.

По оценкам экспертов, такой гуляющей земли в нашей стране около 3— 4 млн. га. Но не всегда они. «зарастают бурьянами». Существует масса возможностей обрабатывать чужую землю, без всяких договоров. Этим активно и пользуется часть предприимчивых бизнесменов, пока в стране запрещено другим эту землю купить.

Автор: Анатолий ЯИЦКИИ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту