ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
ТЭЦ: не спешите нас хоронить
26.02.2010 / Газета: Гривна / № 9 / Тираж: 60000

На календаре — конец февраля. Безусловно, еще рано подводить итоги отопительного сезона в Херсоне, однако некоторые тенденции уже наметились. Взять, к примеру, работу Херсонской ТЭЦ. Слухи о ее кончине, а вернее, летне-осенние прогнозы насчет того, что это последний отопительный сезон, который работает предприятие, оказались явным преувеличением. Уже сейчас можно смело утверждать, что ТЭЦ справляется с непростой задачей — обогревает более 40 тысяч семей. О нюансах работы предприятия, о платежах населения, о тонкостях эксплуатации теплосчетчиков, «подводных камнях» автономного отопления наш разговор с председателем правления ОАО «Херсонская ТЭЦ» Сергеем Литвиновым Сергей Николаевич, наверное, самый больной вопрос — это расчеты потребителей за услугу и, как следствие, ваши расчеты за газ?

- В этом году ситуация лучше, чем раньше. Есть позитивная динамика, связанная с уменьшением количества порывов на сетях, улучшением качества услуги и усилением работы по сбору средств от населения. Однако расчеты физических лиц остаются одним из слабых мест. Это влияет на наши расчеты за природный газ. К примеру, на последнюю декаду февраля у нас нет лимитов. Нам ставят условие: 100% оплаты за газ, потребленный в предыдущий расчетный период. Если не покрываем сумму, то и лимит нам не выделяют/Отсюда штрафные санкции и целый ряд других последствий. Из-за дефицита средств мы ограничены в приобретении материалов-труб и задвижек, топлива для техники, а значит нам сложнее реагировать на аварийные ситуации. А уж о пополнении материальной базы вообще речь не идет. Самому «молодому» трактору скоро 20 лет. Техника постоянно находится в режиме ремонта. Прибавьте к этому то, что 85% сетей изношены и требуют замены, и становится понятно, как сильно мы зависим от платежей населения. Сколько бы мы ни рассуждали о тарифах, но в каждой гривне, заплаченной нам потребителем, 83% — стоимость газа. А ведь хотелось бы, чтобы следующий отопительный сезон прошел не хуже, а лучше нынешнего. Мы в этом заинтересованы напрямую.

- Какие же, на ваш взгляд, наиболее оптимальные механизмы стимуляции платежной дисциплины?

- Есть два аспекта этой проблемы. Мы проанализировали ежемесячный размер субсидий, которые получают наши абоненты. Вышли на сумму в 120 тысяч гривен для 1490 абонентов. По сравнению с другими городами Украины это мало, учитывая довольно низкий уровень доходов херсонцев. В Николаеве, к примеру, сумма субсидий в 10 раз больше, в Черкассах — это 3,5 миллиона гривен в месяц только по теплу.

Хотя сам институт субсидий очень выгоден — субсидию назначают, если платежи за жилищно-коммунальные услуги превышают 20% от совокупного дохода семьи. По нашим подсчетам, претендовать на государственную помощь могут не менее 15 тысяч наших абонентов. Ведь с учетом совокупного дохода в 2-2,5 тысячи гривен на семью, где есть двое детей, и платежей только за тепло, скажем, в 300 гривен в месяц, субсидия — это возможность, не напрягаясь, вовремя оплачивать все услуги. Я думаю так: если семья считает себя малоимущей, то вперед — за субсидией! Если же не оформляете помощь, значит у вас есть возможность платить. Вот с льготниками в этом плане проблем нет — они держат руку на пульсе. И нам это очень выгодно, ведь ежемесячно мы от государства получаем около 1,2 миллиона гривен, которые сразу же идут на расчеты за газ. Так что хотелось бы призвать людей, которым тяжело оплачивать «коммуналку», обращаться за оформлением субсидий.

Второй аспект: в последнее время наш юридический департамент работает на поток. Уверен, мы достучимся до каждого должника. Ежемесячно мы подаем в районные суды 100-120 исковых заявлений о взыскании долга. На середину февраля непосредственно в работе у государственных исполнителей находятся 380 решений суда о принудительном взыскании. Есть случаи, когда вместе с исполнителями по решению суда заходим в квартиры. Имущество описывают, арестовывают. Правда, до реализации еще ни разу дело не доходило. Люди как-то сразу находят деньги, рассчитываются, уплачивают исполнительный сбор, судебные издержки. Доводят дело до суда единицы. Каждый должен понимать, что если его долг превышает сумму за годовое потребление услуги, то он — кандидат на получение иска. Хотя всегда есть возможность заключить договор о реструктуризации, который позволяет выплачивать долг до трёх лет. Мы на это охотно соглашаемся.

- В начале февраля многие абоненты, живущие в домах, оборудованных счетчиками, были неимоверно удивлены, получив счета за январь, где значилось, что они должны заплатить по 7 с копейками гривен за квадратный метр площади. Не слишком ли это?

- Семь гривен — это не максимум. Есть дома, где и по 8 гривен за «квадрат». Хочу напомнить, что в январе были аномальные для Херсона морозы, и чтобы соблюдать температурный режим, мы должны были сжечь намного больше газа. Ведь как устроен домовой прибор учета? Его датчики фиксируют давление и температуру теплоносителя на подаче и обратке. Разницу — количество потребленной тепловой энергии в КДЖ — высчитывают по формуле. Есть стереотип: если на доме установлен счетчик, то платить предстоит меньше, чем без счетчика. Это справедливо, когда среднемесячная температура, по которой рассчитывают тариф, действительно соответствует показателям или выше. Когда она ниже, то меньше платят те люди, в домах которых нет счетчиков. Зато в остальное время — наоборот. Ведь, к примеру, в декабре в среднем было около 5 гривен за метр квадратный, в теплом ноябре — около 3 гривен. Думаю, что в феврале будет около 5 гривен. Так что платят абоненты столько, сколько потребляют.

-А как же потери? Например, трубы лежака, находящиеся в холодном подвале, наверняка греют его, а не квартиры? Разве они не должны быть заизолированы?

- Домов, где трубы в подвалах или, если разводка верхняя, то на чердаке заизолированы — единицы. Естественно, это ведет к потерям. Когда ЖЭКи сдают дом к отопительному сезону, мы обращаем на это внимание, даем предписания, но функции контроля у нас нет. Состояние внутридомовых сетей — это ответственность именно эксплуатирующей организации. Наша ответственность заканчивается на вводе в дом или на приборе учета, если он есть.

- Бытует мнение, что если в доме со счетчиком во многих квартирах установлено автономное отопление, то остальным потребителям приходится платить за тепло больше?

- Подсчитано, что если в доме в 50% квартир установлена автономка, то тариф будет в 2 раза больше. Дело в том, что при проектировании инженерных сетей диаметр труб, их протяженность рассчитывали по факту. Если появляется автономный источник тепла, то внутриквартирную разводку убирают, а стояки остаются в помещениях и отапливают их. Значит есть потери, которые ложатся на плечи остальных потребителей. Вообще-то по техусловиям стояки при переходе на «автономку» положено изолировать, но это мало кто делает.

Считается, что автономное отопление — это панацея. Однако это далеко не так — чем дальше от центра города и газораспределительных подстанций, тем ниже давление газа. У моих соседей в Таврическом микрорайоне в самые морозы у котла срабатывала автоматика, и он отключался.

- баша нелюбовь к «автономке» понятна. Ведь это связано с оттоком потребителей от ТЭЦ.

- Конечно, для ТЭЦ это невыгодно. За последние 5 лет мы потеряли 7 тысяч абонентов. Просто у нас в городе почему-то нет системного подхода к этому вопросу. Строительство мини-котельных или переход абонентов на автономное отопление целесообразны в тупиковых точках, там, где невозможно и нерентабельно подавать теплоноситель.

8 остальных же случаях выгодно отапливать дома централизованно, чтобы услуга была массовой и качественной.

- К вопросу о качестве. Говорили, что ТЭЦ просто не в состоянии подавать теплоноситель с нормальными параметрами из-за изношенности сетей и устаревшего оборудования. Насколько это справедливо?

- Какое-то время назад было модно спекулировать на техническом состоянии наших сетей и ничего при этом не делать. Из-за этого от нас массово уходили потребители, росла себестоимость услуги. Прошлым летом нам удалось хорошо подготовиться к отопительному сезону. Мы приложили все усилия, чтобы провести санацию потенциально опасных участков сетей, мы сделали ревизию 70% запорной арматуры: разобрали и собрали более 2,5 тысячи задвижек, заменили 280 штук. В результате количество аварийных ситуаций по сравнению с прошлым годом снизилось на 45%.

Мы смогли за 2 недели после начала отопительного сезона запустить все дома, чего не было в последние годы. И это без каких-либо дотаций или помощи. Хотя, конечно, на капитальный ремонт сетей денег у нас нет. Вернее, они появились бы, если бы население лучше рассчитывалось.

Кстати, показателем нашей работы может служить количество жалоб от населения. Оно совещается. Так, в январе 2010 года было 863 обращения потребителей, в январе 2009 года- 1465, а в 2008 году за тот же период — 2389. Мы проанализировали и причину обращений — 95% связано с плохим состоянием внутридомовых сетей. Их замена — забота жильцов. У нас же почему-то считается, что если нет тепла, то виновата ТЭЦ. Это далеко не всегда. По вине ТЭЦ дома стоят без тепла только тогда, когда происходит порыв на теплотрассе. Если же возникают проблемы с внутридомовыми сетями — это ответственность ЖЭКов, в тарифе квартплаты заложено их обслуживание. Люди не всегда хотят вникать в эти тонкости и обращаются к нам. Хотя, к примеру, если перегорела лампочка, они не звонят в облэнерго, а понимают, что нужно менять ее самостоятельно.

Так что, когда авария происходит по нашей вине, то в домах без счетчика мы делаем перерасчет. Там, где есть счетчик, то понятно, что он без тепла не работает. ЖЭКи тоже предоставляют нам данные о простоях по дому, по стояку, по подъезду. В каком объеме и насколько точно они это делают, мы контролировать не можем. Ведь тут возникает вопрос, по какой причине нет тепла и кто будет компенсировать людям заплаченные за услугу средства.

- Может ли общественность, например, домовой комитет обратиться к вам с .такими вопросами, проверить работу своего ЖЭКа, уточнить параметры теплоносителя, показания счетчика?

- Безусловно, такую информацию они могут получить в абонгруппе, расположенной по адресу: площадь 50-летия СССР, З (ХБК). График работы: с 8:00 до 18:00 без обеда, в субботу с 8:00 до 15:00. Телефоны 41-57-80,36-60-18. Здесь также можно провести сверку.

Наше дело — предоставлять качественную услугу, а задача наших абонентов — вовремя и в полном объеме за неё рассчитываться.

- Спасибо за беседу.

Автор: Оксана КАЗАКОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту