ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
ЧТОБЫ СТРОИТЬ, HAДO БЫТЬ СПЕЦИАЛИСТОМ И ПАЖЕ БОЛЬШЕ
01.03.2010 / Газета: Каховська зоря / № 17-18 / Тираж: 8000

Виктор ГОРБЕНКО, член Союза архитекторов Украины и национальной Академии архитектуры, четверть века проработал главным архитектором, из них только в Каховке более 20 лет. Он – автор более 120 проектов застройки и благоустройства нашего города, а также памятников «Девушка в шинели» (скульптор Фрид Сагоян), «Жертвам фашизма», В.И.Ленину (ленинградский скульптор Николай Сычев) с благоустройством прилегающей территории и проекта реконструкции памятника «Павшим в годы гражданской войны» с благоустройством Пионерского парка.

Мы давно планировали нашу встречу и деловой разговор на злободневные темы, которые все время откладывались на позже и наконец состоялись.

- Виктор Георгиевич, так в чем же, по Вашему мнению, причина того, что не выполнена реконструкция монумента «Легендарная тачанка», не использованы выделенные государством в 2006 году бюджетные деньги?

- Отвечая на этот вопрос, хотел бы коснуться его предистории. Все началось со встречи с Головой Верховной Рады Украины В.Литвином, которая состоялась здесь же, в Каховке. Тогда я вручил Владимиру Михайловичу свою книгу «Анализ системы управления развитием поселений» и договорился с ним о новой встрече, на которую пообещал приехать с конкретным предложением.

Этим предложением стал разработанный мною проект Закона Украины «Про місцево-державноправовий експеримент розвитку місцевого самоврядування в місті Каховка Херсонської області». В нашей беседе с В.Литвином я попросил поддержать этот проект и высказал свое видение причины всех недостатков развития государства, региона, города: это их зависимость от действий первых лиц, которые, декларируя благие намерения, в дальнейшем их перечеркивают. А чтобы судьба человека, города, страны не зависела от личности, должна работать система управления, которая не позволит «плохому» мэру, губернатору и т.д. ухудшить их развитие.

Несостоявшаяся реконструкция «Легендарной тачанки» и стала результатом деятельности старой командно-административной системы управления, которая осталась неизменной. Я не снимаю ответственности за все произошедшее ни с городского головы, ни с его первого заместителя, ни с себя самого, поскольку занимался непосредственно реконструкцией памятников в нашем городе. Не в меньшей мере виноват и горсовет, не выполнивший свои функции контроля за освоением выделенных средств.

Вот вам ответ на вопрос: «Кто виноват?». Система!

- Так все-таки, что же произошло?

- В начале года я узнал, что на реставрацию четырех памятников Каховки выделено один миллион гривень. Естественно, интересовался, когда и как начнутся работы. В ответ: «Подожди, деньги еще не поступили». Очевидно, исходили из предположений, что государство лишь продекларировало выделение средств (как это нередко случалось и раньше).

И вдруг осенью вижу: демонтировано бетонное покрытие площадки вокруг памятника «Девушка в шинели». На мой взгляд, это были неразумные действия, но дело даже не в этом.

Задаю в горисполкоме вопрос: «Кто и зачем принял такое решение?». Ответ: «Не волнуйся, все в порядке. Деньги вот-вот поступят. Подключайся и помогай в освоении выделенных средств».

Понимая всю сложность (из-за потерянного времени) ситуации, я все-таки согласился и в лице замдиректора КП «Коммунальное транспортное предприятие» приступил к исполнению функций заказчика реконструкции памятников.

Первым возник вопрос: «Где проекты?». Вот здесь и вся причина: в плевом отношении старой административно-командной системы управления к такому емкому понятию, как «проект».

Именно отсутствие проектов по всем четырем объектам реконструкции и есть главной причиной срыва своевременного начала работ. Если раньше имела место практика строить методом «народной стройки» — без проекта, во исполнение «ценных указаний» чиновников, то в 2006 году сработал правовой защитный механизм недопущения подобного.

К тому же, в марте этого года произошла смена руководства города — мэра и депутатского корпуса. При отлаженной системе управления сбоев быть не должно. Но сбой произошел: с марта по октябрь система буксовала. Все делалось по старинке: собирались аппаратные совещания, давались «ценные указания» и т.д.

Кстати, в Киевский институт реставрации — исполнителя проекта по «Легендарной тачанке» — заказ и исходные данные (в неполном объеме) были уже поданы. Для своевременного начала работ по проектированию надо было всего лишь добавить недостающие «исходники». Но этого не сделали.

А финансирование реставрации «Легендарной тачанки» могло быть открыто лишь при наличии проекта, его экспертизы и после проведения тендера.

Но время упущено: близились зима и конец года. Выделенные средства освоить не успевали, использовать же их на другие цели не имели права.

- Как Вы прокомментируете обвинения со стороны исполкома, что «Горбенко забрал 60 тысяч гривен на «свой» памятник в Пионерском парке»?

- Не хотел бы отвечать на этот вопрос и опускаться до бесполезной риторики. Но, видимо, придется...

Во-первых, это не мой памятник, а павшим в годы гражданской братоубийственной войны. Это одно из самых святых и памятных мест нашего города. Еще в советские время я как победитель конкурса на проект реконструкции памятника обращался с просьбой к отцу Стефану и директору завода ЭСО Я.Микитину за финансовой поддержкой. С первым секретарем горкома партии А.Снигачем мы дали заказ на изготовление гранитных блоков в Токаревском карьере. Но разразились известные всем события начала 90-х годов...

И вот в 2006 году, в середине ноября, я в Киеве. Рабочих проектов по реконструкции памятников нет. Есть только виртуальный миллион гривен, который надо освоить. Как? Чуть ли не в прямом смысле сажусь на головы проектировщиков: дайте хоть ориентировочную стоимость работ! Со специалистами прикидываю, сколько же денег можно реально освоить до конца года...

Определенных 640 тыс.грн. по «Тачанке, возможно, и хватит, но до конца года явно не освоить.

По «Девушке в шинели» сумма 220 тыс. грн. завышена, но уже свершился факт действий по демонтажу бетонного покрытия.

По памятнику «Жертвам фашизма» — средства завышены (именно на 60 тыс. грн.), а по памятнику «Павшим в годы гражданской войны» их недостает. А отсутствие рабочего проекта ставит под угрозу срыва финансирование работ. Вопрос: «Что делать, какое принять наиболее оптимальное решение, притом — срочно?». Соответственно вызрело решение перебросить часть средств с одного объекта на другой. В этом же специализированном институте был подготовлен проект условий тендера с обязательным перечнем выполняемых работ, наличием у подрядчика опыта реставрационных работ в монументальном искусстве, который факсом передали в Каховский горисполком. По телефону с мэром города А.Карасевичем согласовали действия. А буквально через 2-3 часа звонит первый зам мэра И.Календарь, полный негодования: продолжился наш постоянный спор из-за действий и «ценных указаний» без проекта на проведение работ по благоустройству города (Асфальт! Асфальт!), в том числе в сквере и вокруг памятника «Жертвам фашизма».

Затем я перезвонил А.Карасевичу, который оставил за мной право принимать решение о переброске средств.

После незамедлительно был запущен механизм реализации принятого решения: документы переданы в Минстрой Украины. Но по возвращении из Киева в Каховку я был поражен тем, что мои требования к подрядчику из условий тендера выброшены.

А намеки, что Горбенко положил в свой карман 60 тыс.грн., отвергаю и не приемлю. Поскольку бесплатно в нерабочее время выполнил для города проектных работ не на один миллион гривен. При этом не построил себе ни дома, ни дачи, имея четверых детей, жил в малогабаритной «хрущевке», а сейчас — в однокомнатной (12 кв.м) «малосемейке»!

- Насколько помнится из наших предыдущих встреч, Ваши разногласия с исполкомом не ограничиваются только реконструкцией памятников?

- Не с исполкомом, а. с системой. Вот наглядный пример: в угоду предвыборной кампании 2006 года (естественно, без проекта) городские власти по улице Ленина кладут новую тротуарную плитку. При этом у зданий редакции газеты «Каховська зоря», детской поликлиники и других срывается бетонная отмостка, не создаются условия для отвода дождевой воды. Как результат, этим зданиям наносится вред, поскольку вода подмывает их основания: образуются промоины, в которые проваливается тротуарная плитка. Без капитального ремонта здесь уже не обойтись.

А бездумное (и опять же без проекта) асфальтирование улиц! Так вроде бы проще, и показатели по освоению средств, выделенных на благоустройство города, высокие. А на самом деле?

В свое время с большим трудом удалось построить ливневую канализацию от жилмассива Светлово по улицам Золина и Осетрова, а также по улице Пушкина от ул.Ленина до ул.Литейной. Цель — защитить Щемиловский микрорайон от затопления. И что видим сейчас?

В итоге перекрыт естественный сток паводковых и ливневых вод, а существующая ливневая канализация не справляется с их напором. И таким образом город превращается в «Венецию». А каково жителям домов, чьи дворы оказались в яме после того, как подняли проезжую часть? Люди вынуждены спасаться, строя у своих дворов дамбы! И давайте посмотрим на внутридворовые территории домов по ул.Пушкина (возле рынка), которые тоже оказались в западне.

А как можно было (в 2000-2005 годах) безмолвно созерцать демонтаж 5-9-этажного жилого фонда — построенного, но не завершенного, смотреть, как разрушается 5-этажный жилой дом кооператива «Каховский -5» по ул.Мелитопольской? А недостроенная ливневая канализация и очистные сооружения жилмассива Светлово на южной промзоне! Как будто смерч войны прошел по городу.

- И опять извечный наболевший вопрос: что делать?

- Крайне необходимы реформы с целью создания прогрессивной системы управления развитием города. Следует отказаться от столь легковесного отношения к градостроительной деятельности. Это одна из тех жизненно важных проблем, в которой, как правило, каждый — особенно лица, находящиеся у власти, — считает себя компетентным. Но никто таковым в полной мере не является. Не надо быть специалистом, чтобы понимать значение этой проблемы. Но чтобы ее решать, нельзя быть только специалистом.

Один из способов решения этой проблемы — предложенный мною эксперимент, суть которого состоит в том, чтобы на примере одного города построить и отработать новую систему управления в организации власти по принципу «снизу-вверх». Вношу предложение (и обязуюсь принимать участие): на страницах газеты вести постоянную рубрику на тему «Человек — его деятельность — окружающая среда». Ведь это неизменная триада градостроения!

Цель же сегодняшнего интервью — привлечь внимание к ошибкам градостроительной деятельности, чтобы не допускать их усугубление.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту