ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Что должны нам таксисты?
04.03.2010 / Газета: Горожанин и Горожанка / № 9 / Тираж: 3700

Сначала двухтысячных в украинских такси насаждают таксометры, приборы для определения стоимости проезда. Одна из статей Кодекса Украины «Об административных правонарушениях» даже предусматривает штраф за его отсутствие в такси. Это денежное наказание официально введено в октябре 2000-го и увеличено в ноябре 2008 года. В больших городах, вроде Львова или Киева, такси бывает оборудовано не примитивными приборчиками, только лишь определяющими стоимость проезда, а еще и автоматически выдающими чек. Но в Херсоне по-прежнему не в каждой машине с шашечками можно увидеть столь нехитрое чудо техники как таксометр в рабочем состоянии. Особенно часто встречались такие случаи в период зимней непогоды. В снегопады и гололеды шоферы задирали цену втридорога. Но в условиях «плохого самочувствия» троллейбусов и маршруток горожане соглашались на все, лишь бы добраться до работы. Маршрут «Таврический — центр», которому в обычный день красная цена — 17-20 грн., в феврале обходился в полтинник. Разумеется, о показателях таксометров и вообще об этих приборах не было и речи. Непонятно, почему таксистам сошло это с рук. Но еще возмутительней тот факт, что с приходом весны и более устойчивой погоды включенные счетчики вернулись далеко не во все машины. Например, одна пассажирка рассказывала, что практически под утро ее привезли с Острова на Северный за 30 гривен, а уже на следующий день водила из этой же службы такси потребовал такую сумму за вдвое меньшее расстояние.

Для начала мы решили узнать, как сами перевозчики комментируют такое положение дел. В администрации службы «Элит 62» заверили, что эксплуатация таксометр контролирует украинское зактельство довольно четко устанавливает правила игры на рынке услуг такси. Главный документ определяющий, должен быть, — Закон Украины «Про автомобильный транспорт». В его последней редакции таксометр значится как обязательное оборудование автомобиля-такси, а без него проезд и вовсе запрещен. Но в этой службе не отрицают, что в целом по городу работа без счетчиков — не редкость. Однако это в основном касается нелегальных или полулегальных шоферов. В такой ответ вполне можно верить, если взять во внимание, что говорят сами водители. Так, один таксист службы «Светофор» рассказал, что исправно пользуется таксометром, если вызов идет через диспетчера — отвертеться не получится из-за действительно жесткого контроля со стороны руководства. Но если производится вызов, что называется, «с руки», с таким пассажиром водитель, даже под шашечками определенной фирмы, может запросто договориться на любую сумму, не ориентируясь на показания своего счетчика. В зимнюю же пору большая часть водителей намеренно не работала через диспетчера, поэтому вызвать машину по телефону было затруднительно, зато таксисты могли подхалтурить всласть.

Однако этот факт явно прошел мимо контролирующих органов. Комментировать положение с работой такси в Херсоне отказался и профильный заместитель мэра Юрий Христич, ссылаясь на то, что у него дальше по плану обед.

Видимо, поддержание габаритов для чиновника важнее соблюдения законов в сфере транспорта. А их, меж тем, немало. Кроме уже упомянутого Закона «Об автомобильном транспорте» и статьи в Кодексе, есть еще более жесткие требования к оборудованию автомобиля такси, которые устанавливает специальный Закон «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон о РРО). Согласно документу, таксометр в такси должен, как правило, выполнять функции регистратора расчетных операций, т.е. кассового аппарата. Исключение (ст.9 Закона про РРО) сделано только для частных предпринимателей, в том числе таксистов-ЧП, которые работают на упрощенной системе налогообложения. Для пассажира здесь главное, что таксометр должен печатать фискальный чек, из которого можно, во-первых, четко определить расстояние и время простоя, примененные тарифы и общую сумму к оплате, а во-вторых, использовать его как подтверждающий факт оказания услуги документ, что обязательно в случае необходимости защиты своих прав. То, что таксист-ЧПешник на едином налоге может работать без РРО, совсем не значит, что в этом случае клиент такого такси должен остаться без документа, подтверждающего оплату услуги. В таком случае подтверждением является нефискальный чек, а если печать такого чека не предусмотрена конструкцией таксометра, предоставивший услугу предприниматель обязан по требованию пассажира выдать квитанцию об оплате. Это требование изложено в нескольких законах и нормативных актах, один из таких -п.2 ст.З Закона о РРО.

Не менее важно еще одно требование. Оно присутствует в нескольких законах и подзаконных актах к любому субъекту хозяйственной деятельности, который оказывает услуги -наличие ценника с тарифами в удобном для просмотра клиентом месте (ст.23 Закона о РРО, где и штраф за отсутствие ценника предусмотрен).

Кроме всего прочего, в салоне машины должна быть табличка с фотографией водителя и его фамилией. Но когда в городе нужно победить подтопление, восстановить разбитые дороги и прорванную канализацию, ожидать соблюдения таких, казалось бы, второстепенных требований было бы глупо. Но приструнить зарвавшихся водил, которые взимают деньги за проезд «с потолка», контролирующие органы просто обязаны.

Автор: Дарья Морская


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту