Как только снег растаял и все заговорили о грунтовых водах и подтоплении, в Херсоне начали один за одним происходить порывы на канализационных коллекторах. Не меньше аварий и на водопроводных сетях — просто они менее заметны. О масштабах бедствия, которое уже становится поистине чрезвычайной ситуацией регионального масштаба, корреспонденту «Гривны» рассказал главный инженер Херсонского водоканала Михаил Чемерис
«Первый пошел»
На проспекте Сенявина, где авария произошла ночью 17 февраля, уже заменены 70 метровтруб. Работы выполняли с применением технологии санации, когда место провала служит стартовым котлованом, благодаря которому в старые разрушенные железобетонные трубы проталкивают гибкие пластиковые, но меньшего диаметра. Как рассказал Михаил Чемерис, традиционно работы выполняет николаевский подрядчик -предприятие «Укрспецоборудование». Предлагаемые им технологии позволяют не разрушать дорожное покрытие и экономить деньги и время. Есть и в Херсоне фирмы, которые умеют работать с инженерными коммуникациями, но предлагают они традиционные технологии с разрытиями по всей длине сетей.
Планируют, что уже к концу недели на место провала по проспекту Сенявина начнут завозить грунт, подготовят конструктив для асфальтирования. Он, как положено по технологии, простоит недельку-другую, утрамбуется, осядет. И как только температура воздуха позволит, подрядчик проведет асфальтирование участка дороги.
Кстати, подрядчик проинспектировал трубы на всей протяженности коллектора и констатировал: они — в аварийном состоянии.
Спасибо жителям!
Небольшой провал дорожного покрытия по улице Черноморской в районе улицы Демьяна Бедного 23 февраля заметили местные жители. Как оказалось, тревогу они забили не зря: произошла авария на южном самотечном канализационном коллекторе.
- Это с виду яма небольшая, а под асфальтом провал диаметром около 5 метров, — комментирует Михаил Чемерис. — По сути, это — западня, в которую, к счастью, никто не угодил. Сейчас место аварии ограждено, прохождение стоков контролируют. Потребителей переключили на северный коллектор, который, опять же, к счастью, уже был почти сделан.
Но на этом мучения жильцов улицы Черноморской не закончились. Спустя два дня обвалился участок в районе — улицы 40 лет Октября. Вот там яма действительно впечатляющая. Её сразу же оградили, движение перекрыли, а сам провал накрыли сверху секциями с сеткой-рабицей. Люди-то у нас разные бывают — не дай бог, кто-то проявит любопытство и решит заглянуть в провал. Неизвестно, выдержат ли его края, не «поплывут» ли. Работы по ликвидации аварии на этом участке начались во вторник, 2 марта. Когда принялись сбрасывать воду, то она хлынула через колодцы по улице 40 лет Октября. Была дана команда выпускать воду на проезжую часть, чтобы она не размыла грунты в траншеях и не случились новые обвалы. «Гейзеры» били сразу из нескольких колодцев в течение почти 4 часов. Эту проблему устранили довольно быстро.
Как говорит Михаил Чемерис, закончить оба участка по улице Черноморской планируют в течение полутора-двух недель.
«Стрельнуло» и в таврическом
На передышки водоканалу, похоже, рассчитывать не стоит. 27' февраля произошла авария между канализационно-насосными станциями №№ 4 и 5 в Таврическом микрорайоне (район улиц 49-й Гвардейской дивизии и Нестерова). И снова провалы... Под угрозой могло оказаться отведение стоков из всего микрорайона, но вовремя успели переключиться на северный канализационный коллектор.
Вечная проблема
Сказать, что самотечные коллекторы «летят» у нас впервые, нельзя. В прошлом году, а также в 2008 году серьезные аварии происходили на северном коллекторе на участке по Николаевскому шоссе. Как говорит Михаил Чемерис, специфика канализационных сетей состоит в том, что более других подвержен разрушению именно верхний слой труб из-за коррозии, а также из-за того, что трубы заполнены примерно наполовину. Когда подступают грунтовые воды, то срабатывают законы гидравлики. Вода как бы выталкивает коллектор, из-за давления рушится свод трубы и происходит обвал. Поскольку все наши коллекторы, если смотреть на карту подтопления Херсона, пролегают как раз через опасные зоны, то нет гарантии, что завтра или послезавтра не произойдет обвал на соседнем участке.
Если говорить о возникшей аварийной ситуации годичной давности по Николаевскому шоссе, то тогда деньги на перекладку коллектора так и не нашли. Хотя все документы подготовили, они прошли экспертизы в трех министерствах, но легли «под сукно» в Кабмине. Тогда было не до Херсона, вспоминает Михаил Чемерис: от сильнейших паводков страдала Западная Украина, и все деньги резервного фонда государственного бюджета были направлены туда. В Кабмине посоветовали предусмотреть деньги в местном бюджете, но все знают, что прошлый год был кризисный, очень тяжелый, а потому никакого финансирования не было.
Вот и получается, что сейчас водоканал латает дыры, абсолютно не представляя, с чем столкнется завтра ведь подтопление для Херсона — это серьезная проблема.
Ломаются водопроводные трубы
Проблемы с канализационным сетями, как оказалось, — не единственное, чем сейчас круглосуточно занят херсонские «водолеи». Движения грунтов, связанного с подтоплением, выдерживают даже совершенно цель и вовсе не аварийные чугунные труб водопровода. Они просто ломаются одновременно в нескольких места К примеру, такую аварию бригады водоканала устраняли 26 и 28 февраля в районе улиц Ворошилова и Покрышева в Таврическом микрорайоне сломались в трех местах водопроводные трубы диаметром в 300 миллиметров.
Платите, люди!
Этот призыв прозвучал из уст; Михаила Чемериса практически как крик души. Долг населения перед водоканалом — около 20 миллионов гривен. Уровень оплаты, по данным февраля, — 90%.
- Текущие платежи потребители делают, а о долгах почему-то забывают, — сетует Михаил Чемерис. — Если бы с нами рассчитались, то мы могли бы оперативнее реагировать на аварийные ситуации, которые уже сейчас иначе как чрезвычайными не назовешь.
Оксана КАЗАКОВА
СКОЛЬКО СТОЯТ АВАРИИ
Уже сейчас можно подсчитать, во сколько обойдутся работы по ликвидации четырёх перечисленных аварий.
По северному и южному коллекторам уже составлены сметы на общую сумму 1 миллион 55 тысяч гривен.
Устранение аварии в Таврическом микрорайоне обойдется примерно в 450 тысяч гривен.
Михаил Чемерис говорит, что водоканал надеется получить эти средства из резервного фонда городского бюджета, потому что собственных средств предприятия не хватит. Для сравнения: в 2009 году водоканал потратил из собственных средств на текущий ремонт сетей водопровода 978 тысяч гривен, канализации — 509 тысяч гривен. При этом не получив ни копейки из городского и государственного бюджета на капитальные расходы. В последний раз серьезную помощь получали в период 2006-2007 годов из государственного бюджета на условиях софинансирования из городского бюджета на ремонт сетей в Таврическом микрорайоне. Программу поддержки водоканализационного хозяйства, принятую городом еще несколько лет назад, финансируют лишь на 10%. Да и то речь идет не о плановых работах, а о ликвидации аварийных ситуаций.
По подсчетам экспертов из министерств, полная перекладка северного коллектора обойдется В)14 миллионов гривен, южного — в 25-27 миллионов гривен, сетей в Таврическом — около 20 миллионов гривен. Излишне говорить, что в бюджете Херсона эти деньги вряд ли появятся...
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |