ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Куда расползутся «жучки»?
04.03.2010 / Газета: Вгору / № 9 / Тираж: 10000

Ничто так не сближает, как поездка в переполненном транспорте. Каждое утро, идя на остановку, наблюдаю одну и ту же картину: битком набитый троллейбус – кто спешит на работу, кто в школы и вузы. Вполне возможно, что такого зрелища в Херсоне вскоре не будет. И не о том речь, что хронические давки канут в прошлое. Город вообще может остаться без всем привычного “рогатого”.

В чем причина? Она банальная до безобразия – нет денег. Ведь присмотритесь: 99% едущих в салоне троллейбуса – льготники. Сама не раз оказывалась единственной среди всех пассажиров, оплачиващей проезд.

Закон писан, но не читан…

– Мы единственное коммунальное предприятие областного центра, совершенно бесплатно обслуживающие пенсионеров и льготников, – рассказывает директор городского коммунального предприятия “Херсонэлектротранс” Сергей Костючок. –Ведь если взять коммунальные услуги, то там есть просто какие-то скидки, предусмотренные законом определенным категориям. Мы же обязаны перевозить их бесплатно.

Конечно, по закону, государство со своей казны должно компенсировать проезд льготников. Но это только по закону.

– Нам уже несколько месяцев не компенсируют этих средств, – сокрушается Сергей Несторович. – Мои сотрудники уже два с половиной месяца сидят без зарплаты, наши счета уже даже арестовывали за долги.

Вариант с увеличением стоимости проезда в троллейбусе – не панацея. Во-первых, льготники все равно платить не будут. А во-вторых, как оказывается, это не такая простая процедура. Сергей Костючок говорит, что на все это уйдет около полугода. Ведь предложение о повышении тарифа на проезд должно пройти через кабинеты двух министерств – экономики и коммунального хозяйства. Затем своим пристальным взглядом на него должен взглянуть Антимонопольный комитет и дальше по длинному списку. В результате, даже если повышение стоимости проезда в троллейбусе воплотится в жизнь, то этот тариф при нашей инфляции станет уже не актуальным. Идеальным был бы вариант, когда проезд в “рогатом” оплачивали бы все. Но принять такой закон может только Верховная Рада. Как видим, она с таким решением пока не торопится…

К слову, когда вносят предложение о повышении стоимости проезда маршрутчики, то принятие такого его у городских чиновников занимает максимум 2 месяца. Случайность или продуманное местными властями стечение обстоятельств?

«Рожкам» – больше века

Небольшой экскурс в историю. Первый троллейбус создал инженер Вернер фон Сименс в Германии. 29 апреля 1882 года открыли первую линию в предместье Берлина. Кстати, слово троллейбус состоит из частей “троллей” и “бус”. Бусами в 19 веке называли многоместные экипажи. Троллей означает “тележка, вагонетка”. Однако в современных аналогах нет сколько-либо заметных частей, напоминающих вагонетку. Изначально в троллейбусе не было штанг, и в качестве токосъёмника использовалась тележка, которая катилась по проводам. Но возникла проблема – контактные провода располагались на достаточно близком расстоянии, и от сильного ветра случались короткие замыкания. “Рогоносцем” троллейбус стал с легкой руки бельгийца Шарля Ван Депуле. В 1882 году в США он запатентовал “троллейбусный ролик” – способ снятия напряжения с проводов при помощи ролика и штанги, установленной на крыше.

Еще в 1904-05 годах в России планировалось пустить первую троллейбусную линию по маршруту Новороссийск – Сухуми. Но, увы, замысел так и остался замыслом, и ее построили уже в СССР. А именно в Москве в 1933 году. В Херсоне же первые шесть троллейбусов вышли на маршруты 10 июня 1960 года.

Транспорт будущего?

В связи с глобальными экологическими проблемами, вызванными массовой автомобилизацией, все больше стран задумывается о внедрении троллейбусов. Ведь они фактически экологически чистый вид транспорта, никаких выхлопных газов. Сейчас в мире более 400 городов с троллейбусным сообщением. К примеру, в одном из штатов США кроме уличного есть и система подземного скоростного троллейбуса. Подобная система действует и в двух городах Японии. Транспорт с “рожками” есть даже в Африке – в столице Эфиопии. Крупнейшая на сегодня троллейбусная система Европы находится в Афинах. Протяжённость ее контактной сети более 350 км, эксплуатируются свыше 350 машин. В Европе троллейбусами пользуются Австрия, Германия, Франция, Норвегия, Нидерланды, Швеция, Швейцария и еще несколько государств.

С чем встречают юбилей

В июне этого года “Херсонэлектротранс” отметит свое 50-летие. Можно уже подводить какие-то итоги. К сожалению, они не совсем утешительные. По словам директора предприятия, в 90-е годы в депо “обитало” 160 машин, сейчас же их осталось всего 90 . Сергей Костючок рассказал, что официально в Херсоне зарегистрировано 15 маршрутов, на которые выходят 65 машин. Хотя рассчитано, что службу будут нести 110 “рогатых”. Благодаря нашему государству, для многих пенсионеров единственный доступный вид общественного транспорта – троллейбус. Неоднократно видела, как бабушки и дедушки стоят на остановках, ждут его. Время ожидания может растянуться минут на 20. Хотя, по словам Сергея Костючка, в часы пик интервал между троллейбусами в зависимости от маршрута должен составлять от 3 до 7 минут. 70% имеющихся машин уже давно нужно списать – им почти 20 лет, хотя по нормативам они должны эксплуатироваться 10.

– У нас не только дефицит техники, но и кадров. Сегодня у нас 120 водителей и 120 кондукторов. Не хватает еще по 50 человек. Мы уже третий год набираем группы для обучения водителей, но люди идут неохотно. И это несмотря на массовую безработицу и определенные льготы. К примеру, водители троллейбусов на 5 лет раньше идут на пенсию. Вобщем, ситуация критическая. А скоро начнется дачный сезон, и кто будет возить льготников? – говорит Сергей Костючок.

К нам в редакцию обратился читатель с просьбой узнать, не планируется ли в ближайшее время открыть новые маршруты. К примеру, прямой маршрут с ХБК в Речпорт. Директор “Херсонэлектротранса” ответил, что пока нег. Нет ни машин, ни кадров, ни денег от местных властей.

Помочь местному электротранспорту можно. Только власти – как высшего эшелона, так и местного – ничего не предпринимают. Не могут или не хотят – уже другой вопрос… Ведь, наверное, владельцы “маршруточного” бизнеса и их покровители ждут не дождутся гибели троллейбусной отрасли, чтобы на освободившиеся улицы выпустить прибыльные автобусы.

P.S. В детстве троллейбусы мне напоминали жучков: одинарные – божьих коровок, а с “гармошкой” – больших гусениц. Вот и сейчас есть опасность того, что все машины “расползутся”, как жучки, в чьи-то руки, которые вряд ли захотят реанимировать херсонский электротранспорт…

Автор: Елена Пименова


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту