Инспекторы ГАИ уже привыкли удивляться высокой аварийности на дорогах и безответственности многих водителей. В чём-то эти сетования, конечно, искренни, а в остальном — не более чем кокетство Кому как не гаишникам знать, как в Украине получают права. Прекрасно осведомлены об этом и сами автомобилисты: людей, которые получили права без взяток и «поблажек», пожалуй, меньше половины. Конечно, фактами это утверждение подкрепить не так просто — какой автомобилист согласится навлечь на себя гнев гаишников? Поэтому просьба считать материал статьей с художественными размышлениями автора, основанными на личном опыте и рассказанных на условиях анонимности историях.
ЧТО ГОВОРЯТ
У одной знакомой муж получил права еще до того, как научился водить машину. Суть парадокса в следующем: его отец сделал какое-то одолжение гаишнику, и в благодарность с ним рассчитались «корочкой». У отца права уже были, поэтому взял для сына. К счастью, молодой человек не страдал легкомысленным подходом к жизни: прежде чем сесть за руль, он добровольно прошел длительный курс вождения под руководством своего дяди. Водить научился очень хорошо, поэтому в ситуации с правами «на шару» разве что избежал нервотрепки при сдаче экзаменов.
Сама подруга получила права... за небольшой презент инструктору. Вождение ей давалось плохо. Инструктор в процессе обучения не раз выходил из себя, не понимая, как можно путать газ с тормозом, но относительно быстро успокаивался и далее еще более терпеливо объяснял азы вождения.- Видно было, что человек затратил немало сил, поэтому подруга прониклась и решила отблагодарить добросовестного инструктора хотя бы банкой отличного кофе. Добро ей вернулось сторицей: когда с первого раза она не сдала на права, инструктор пожалел ученицу. Во время пересдачи по собственной инициативе договорился с гаишником, который принимал экзамен, чтобы тот «не придирался к девочке». Сотрудник ГАИ в свою очередь подумал и признал: сейчас он слишком занят и не может уделить много времени проверке качества подготовки. Сошлись на том, что моя подруга снабжает ГАИ бумагой (пришлось купить пару пачек), а взамен ей ставят зачет без особых испытаний — проверять будут только минимальные навыки вождения.
Вывод, что договор между представителем автошколы и гаишником — обычное дело, можно сделать из рассказа второй знакомой. Эта дама пошла учиться вождению вовсе не потому, что собиралась ездить. Просто в личной жизни был полный застой, и она подумала, примерно как героиня Ирины Муравьёвой в фильме «Москва слезам не верит»: курсы вождения — прекрасное место для знакомства с мужчиной. Причем с мужчиной, который имеет машину или собирается её купить. В итоге карты легли так, что она быстро завела роман прямо с инструктором. Так как выраженного желания научиться ездить у девушки не было изначально, особых навыков в процессе учебы она не получила. Зато безо всяких экзаменов обзавелась правами: кавалер, разумеется, всё «порешал».
СДЕЛКА, ВЫГОДНАЯ ВСЕМ?
В Херсоне среди курсантов автошкол упорно ходят слухи: гаишники, мол, специально «заваливают» на экзаменах, чтобы курсанты предпочли «договориться». С этим утверждением я как человек, который лично сдавал «вождение», согласиться не могу: особых придирок не заметила. Другое дело, что и придираться-то необязательно: уровень подготовки и без того довольно слабый (из всей нашей группы только треть сдала теорию с первого раза, еще пять человек «срезались» на практике). Плюс появляется приличный «мандраж» во время сдачи экзаменов... Удивительно ли, что многие курсанты предпочитают перестраховаться?
Сам преподаватель теории перед экзаменами в МРЭО нам открыто-советовал: сразу деньги не предлагайте, попробуйте хоть один раз сдать самостоятельно. Вдруг повезет — тогда отложенную на взятку сумму лучше потратите на себя.
Инструкторы вообще лишены романтики и идеализма. Мой, например, не раз простодушно объяснял нам, не самым выдающимся курсанткам :
- Научиться хорошо водить «с нуля» и без наличия собственного автомобиля за 10 уроков практики мало кому под силу. Главное — реально оценивать ситуацию: если купил «права», то хоть не строй из себя профи: не выезжай сразу на дорогу в час пик, а лучше — вообще первое время не ездить без опытного наставника рядом — мужа,
папы, дяди...
Получается, представители автошкол прекрасно понимают, с каким ничтожным уровнем подготовки выпускают новое поколение на дорогу. Прекрасно знают и то, что у половины курсантов кроме водительских прав куплены и медицинские справки. А значит за рулем могут оказаться люди с эпилепсией, психическими расстройствами...
Одна женщина, учившаяся со мной на автокурсах в одной группе, как раз имела знакомство 'в некоем медицинском учреждении и предлагала всем желающим медицинскую справку без прохождения врачей за 150 гривен. Её предложением воспользовались несколько однокашников. Кто-то из них потом хмыкнул: спасибо, мол, но ты бы хоть спросила, какая у меня группа крови, а то мне вписали вторую, а у меня на самом деле первая.
- У моей мамы права есть уже три года, у тёщи — год, у жены — два. Никто из них до сих пор толком не умеет парковаться. То есть технически они — неквалифицированны.
А таких, со стажем менее 2 лет, на дорогах — едва ли не 50%, исходя из данных о стремительном росте количества автомобилей, — поделился знакомый автомобилист.
О том, как его женщинам удалось получить права, можно лишь догадываться. К сожалению, это очень распространенная ситуация: сотрудники МРЭО по каким-то причинам не измучены проверками. Дисциплины на дорогах хотят, а как же быть с собственной дисциплиной?
Инструктору, который «сосватал», или гашнику, который выдал «корочку» без прохождения экзаменов, по большому счету, безразлична судьба того, кому понадобились права. Отвечать за недостаточную квалификацию придется не им, а самому водителю — здоровьем или даже жизнью (хорошо, если не жизнью кого-то еще). Прекрасно осознавая этот факт, я вряд ли когда-нибудь сяду за руль (ну не мое это, плохой из меня водитель). Хотя водительское удостоверение имею.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |