Единственной делегацией, которая приехала в Севастополь поздравить свой подшефный катер с Днем защитника Отечества, были представители Каховского горсовета. Вместе с поздравлениями от горожан они привезли морякам подарки более чем на 15 тысяч гривен.
Какое значение для украинского флота имеют такие шефские связи? Как Военно-Морским силам Украины завоевать уважение в собственной стране и за рубежом?' На эти и другие вопросы мы попросили ответить командира ракетного катера «Каховка», капитан-лейтенанта Андрея БАРЕЕВА.
— Хотят ли сегодняшние призывники идти служить в Военно-Морские силы Украины? Пользуются ли ВМС авторитетом среди молодежи?
— Авторитет Военно-Морских сил был, есть и будет — за счет работы, проводимой командованием ВМС, командованием корабельного состава и всех, кто влюблен в эту профессию. Мой отец был морским офицером, командиром подводной лодки, поэтому я сам — продолжатель семейных традиций, которые хочу передать и нынешнему поколению.
К сожалению, авторитет ВМС Украины в целом стал немного меньшим, чем был раньше. Не в последнюю очередь это связано со снижением численности служащих в Вооруженных силах, нехваткой современной техники. Каждый корабль ведь ходит под флагом того государства, которое он представляет, по нему судят и о самой стране, в какой бы части света он не находился. Конечно, чем современнее и оснащеннее этот корабль, тем больше восхищения будет высказываться в адрес самого государства. Хотелось бы, чтобы изменения к лучшему произошли как можно быстрее. Нужно, чтобы в Украине больше внимания уделялось и патриотическому воспитанию молодежи — от этого также зависит авторитет и армии, и флота. А пока наше дело моряцкое — ракетный катер хоть и немолодой, но мы стараемся поддерживать его в порядке. Мы — боевая единица флота и выполним задачу, которую поставят перед нами.
— Несколько лет назад Украина уже заявила о переходе ВМС на контрактную основу. Какие в этом, на Ваш взгляд, есть плюсы и минусы? Можно сделать какие-то первые выводы?
— Уже сегодня контрактников на катере «Каховка» гораздо больше, чем призывников-срочников. Украина действительно заявила о переходе на контрактную службу, хотя до сих пор не решила проблемы, позволяющие сделать это быстро и организованно. Как в рекламе: все заманчиво и красочно, реалии же совсем иные. К примеру, я не могу ответить на вопрос контрактника о перспективах получения обещанного государством жилья. Командиру корабля даже неудобно и говорить, что это не его уровня вопрос. У командира на флоте не может быть «неуровневых» и неразрешимых вопросов. Ведь можно было бы переоборудовать в общежития заброшенные многоэтажные здания в бывшей воинской части. Сами контрактники часть своего времени занимались бы на стройке, зная, что это квартиры для их семей. Но без соответствующей нормативно-правовой базы сделать это невозможно. Необходимо еще многое обсудить, подумать, какие барьеры нужно преодолеть, какие проблемы решить на пути к профессиональной контрактной армии и флоту.
— К сожалению, в отечественных медиа ВМС Украины остаются в тени российского Черноморского флота. К последнему приковано внимание в том же Севастополе, многие болезненно воспринимают вопрос о завершении срока его пребывания в Крыму. Кажется, что ВМС Украины не особо принимают всерьез. Хотя техническое состояние ЧФ России ничем не отличается от нашего, а российские морские офицеры при достижении пенсионного возраста меняют гражданство, чтобы получать в Украине гораздо большую пенсию, чем в своей стране. Как в такой ситуации поднять престиж украинского флота?
— Вопрос непростой, к тому же, бесконечная дезинформация со стороны политиков и СМИ уже сделала свое дело. Пророссийских настроений в Севастополе практически никто не скрывает. Но если раньше они пребывали больше в дискуссионном поле, то теперь перешли в разряд баррикадных перепалок.
Лично я не думаю, что русские и украинские моряки в Севастополе друг к другу плохо относятся. Ведь все мы — кусочки одного некогда большого и целого организма. Раньше украинские матросы всегда отдавали честь российскому офицеру, а российские — нашему. Теперь такое встретишь не всегда. Хотя своим уходящим в увольнение матросам я всегда приказываю отдавать честь всем старшим по званию.
— Удовлетворяет ли Вас информация о ВМС Украины в украинских газетах, на телевидении?
— Ее крайне недостаточно, но и та, что есть, далеко не всегда объективна. А говорить об этом необходимо. Причем, кроме успехов, нужно обязательно рассказывать людям о недостатках.
— 23 февраля на катере побывала делегация из Каховки. Что для Вас и для команды в целом дают такие шефские связи?
— Они на флоте были задолго до соответствующего указа Президента Украины 1994 года. В бывшем Союзе комсомольцы на свои взносы строили подводные лодки, корабли. То есть президентский указ просто возродил традиции шефских связей, которые существовали раньше.
Я бы назвал их по-другому, «по-народному»: дружбой с соседями. Но такими шефскими связями, которые у нас есть с Каховкой, я очень доволен и дорожу ими. Приятно, что о нас не забывают, помнят, стараются приезжать два раза в год, и приезжают не с пустыми руками, привозят подарки, которые помогают улучшить быт наших матросов. Приятно и то, что каховчане не просто приезжают, а тщательно готовятся к поездке, интересуются, в чем мы нуждаемся.
— Уже не первый год в качестве подарков шефы везут на катер рабочую одежду, рукавицы, ветошь. На флоте действительно этого не хватает?
— Конечно, можно попросить в подарок телевизор или Э/В-проигрыватель, чтобы скрасить жизнь матроса. Но я командир корабля, а не капитан судна, и должен думать о том, как выполнить поставленную передо мной задачу. Поэтому мы просим привезти то, что нам действительно необходимо. Спросите у моряков, чего бы они хотели больше: сходить бесплатно в кинотеатр или выйти в море? Конечно, они выбрали бы второе.
— А есть ли главная мечта у командира катера «Каховка»?
— Моя мечта — выйти на катере в полигон боевой подготовки, нанести ракетный удар по мишени, развернуться и вернуться на базу в бухту на максимально возможном ходу так, чтобы бурун стоял за кормой. Но это не только моя командирская мечта, а и мечта всей команды: выполнить поставленную перед нами боевую і задачу и доказать, что мы в состоянии справиться с этим с честью.
— Андрей, Вы уже бывали в Каховке. Какие остались впечатления о городе, о его жителях?
— Мне очень понравились добродушие и открытость людей. Я заметил, как в Каховке люди здоровались друг с другом на улице, спрашивали, как дела, было заметно, что они искренне рады встрече. Это черта настоящих горожан. Во многих других городах люди более суровые и замкнутые — их я, скорее, назвал бы гражданами, но никак не горожанами. И этому стоило бы поучиться другим.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |