ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
«Прессуют» тех, кто платят...
19.03.2010 / Газета: Гривна / № 12 / Тираж: 60000

Если раньше мы только слышали о том, что весь цивилизованный мир давным-давно живёт в кредит и получается у него совсем неплохо, то теперь многие из нас уже на собственном опыте знают, что такое жизнь в долг. И опыт этот, увы, не всегда радостный

В декабре 2007 года после долгих раздумий херсонка Виктория собралась с духом и таки решилась взять банковский кредит на приобретение газовой плиты (цена 1730 гривен) и холодильника (цена 3682 гривни).

Предупредительная представительница банка, которая сидела прямо в магазине, любезно рассказала женщине об условиях кредитного договора. Поскольку они были лучше, чем у других банков, Виктория решила далеко в поисках счастья не ходить, а оформить кредит прямо в магазине. Сказано — сделано. Оформив кредит на 30 месяцев, херсонка знала, что теперь до 19 числа каждого месяца должна погашать кредит в сумме 206 гривен через отделение любого банка Украины или через терминалы быстрых расчетов l-Box. Ознакомили её и с системой штрафов — на тот случай, если она вдруг нарушит график платежей. Но поскольку Виктория — человек обязательный, а во всём, что касается денег, даже педантичный, она не стала особо вникать в эту систему: нарушать график она не собиралась.

Отсчет времени пошел. Всё было прекрасно. Виктория исправно выплачивала кредит. Делала она это через одно из отделений банка «Надра». Не только потому, что это финансовое учреждение было партнером банка, где она взяла кредит, но и потому, что отделение находилось в удобном для нее месте.

«Идиллия» длилась до января 2009 года. В тот раз Виктория, как всегда, заплатила свои 206 гривен и со спокойной совестью начала зарабатывать деньги на новый взнос. Однако 23 января на мобильный женщины неожиданно пришло CMC от банка: мол, у вас просроченный кредит. Виктория побежала в «Надра». Там её буквально огорошили: мол, у нас временные трудности, поэтому платежи у населения мы принимаем, но не отправляем по назначению...

- Тогда верните деньги, — попросила Виктория. — Я погашу кредит через другой банк.

- Не можем, — пояснили ей. — Вы подождите, рано или поздно платеж пройдет.

В общем, банк деньги ей не вернул, правда, посоветовал сделать еще один взнос. Но возможности оторвать от семьи дополнительные 206 гривен у Виктории не было. И тут позвонили •из банка-кредитора: «Раз не погасили задолженность, начинаем применять штрафные санкции!»

- Но я же выполнила обязательства. Могу подтвердить это банковской квитанцией об оплате. Это банк вам не перечислил деньги, с ним и разбирайтесь, — парировала женщина.

- Или выплачивайте, или пришлите нам письмо с объяснением ситуации, — сухо сказали на другом конце провода. — Не забудьте приложить ксерокопию квитанции об уплате платежа.

- В общем, я так и сделала, а для гарантии послала письмо с уведомлением, -вспоминает Вика. -В марте пришел ответ: штрафные санкции за январь в порядке исключения мне аннулируют. Я была на седьмом небе от счастья. Но, как оказалось, рано радовалась. Дело в том, что я продолжала выплачивать кредит в сумме, обусловленной в договоре. Но поскольку мой платеж за январь до банка так иле дошел, он начал выставлять мне новые суммы: не 206 гривен, а 306, потом — 406... Звонила и выясняла, в чем дело. Оказалось, банк насчитывал мне штрафы. Через терминалы I-Box я упорно платила только свои 206 гривен, а они неумолимо часть денег засчитывали как штрафы, остальное шло в счёт погашения кредита. Разумеется, погашение это было уже частичное. В следующий месяц всё опять повторялось сначала. .. На фоне этой нервотрепки банк постоянно терзал и третировал меня письмами и телефонными звонками, особенно после 20 числа. Звонки раздавались на мобильный и домашний телефоны по нескольку раз в сутки: утром, днем, поздно ночью. Причем звонили разные люди: «Погасите долг, иначе сообщим на работу, расскажем вашему руководству, какой вы ненадежный и нечистоплотный человек», «Погасите долг,

в противном случае для взыскания задолженности передадим ваши документы в коллекторскую компанию. Они с вами церемониться не станут», «Погасите задолженность, иначе вы основательно испортите свою кредитную историю, после этого никто и никогда не даст вам кредит», «Сейчас придем отбирать имущество!»...

Вика пыталась доказывать свою правоту, убеждала, что честно, вовремя и в полном объеме выполняет свои обязательства перед кредитором, но на банк это не действовало. Он, действуя жестко, почти по-рэкетирски, продолжал свою психоатаку. Пожилые родители женщины жили «на валидоле». Она, как могла, старалась объяснить им ситуацию, но семья пребывала в постоянном напряжении, временами перераставшем в страх загнанного животного. Долг за счет штрафов рос как снежный ком. Особенно подкосило всех сообщение, пришедшее в конце 2009 года: санкции достигли 936 гривен. Для семьи такая сумма была просто заоблачной. И это притом, что Виктория ежемесячно продолжала платить 206 гривен.

Вика чувствовала себя, словно в петле, которая всё туже затягивает шею. Несколько раз она уже была готова заплатить деньги, которые от нее требовал банк, и забыть историю как страшный сон. Но потом подумала, что проявив слабость хотя бы раз, даст повод банку издеваться над ней в дальнейшем. И женщина решила идти до конца: ведь правда на её стороне. Она сама позвонила в банк. Ей повезло: трубку поднял не обычный банковский клерк, а начальница отдела. Виктория рассказала ей свою историю и в завершение добавила: «Я не нарушала условия кредитного договора. Штрафы, которые вы мне выставляете, считаю незаконными, поэтому оплачивать их не буду. Если вы с этим не согласны, подавайте на меня в суд».

- Зачем же так горячиться! — ответила дама. — Изложите ваши обстоятельства и аргументы в письме. Мы его рассмотрим. Правда, не знаю, пойдем ли вам навстречу: ведь вы для нас — злостный нарушитель.

«Вы знаете, меня это так задело. Моя совесть абсолютно чиста, я честно погашаю кредит, а меня целый год «прессуют», делают из меня злостную неплательщицу, терроризируют мою семью, треплют нервы! — возмущена Виктория. — Поэтому, если раньше я писала в банк очень вежливо, выдержано и тактично, то теперь «накатала» достаточно резкий текст — письмо-ультиматум. Ответа долго не было. И звонки прекратились. Что бы это значило, думаю. А через некоторое время пришел ответ, в котором говорилось, что все штрафные санкции с меня сняты, никакой задолженности перед банком у меня нет. Долг возник по вине третьей стороны. Понадобился год, чтобы меня услышали! Мой кошмар, наконец, закончился. Теперь я верю, что есть какая-то высшая справедливость и с нетерпением жду июня, когда кредит будет выплачен окончательно».

Услышав эту историю, я рассказала её знакомому сотруднику банка.

-Объясни, почему банк так поступил со своим благонадежным клиентом? — спросила я.

- Ха, какая ты наивная! — удивился финансист. — Ведь это известная практика, когда дают команду больше «прессовать» не тех, кто не платят, а именно тех, у кого малый остаток, — чтобы испугались и принесли. «Прессуют» как раз очень порядочных «кредитчиков», которые уже выплатили минимум половину суммы. «Давить» на остальных нет смысла!

Автор: София СЕРЕБРЯКОВА


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту