ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Какое будущее ожидает госпожу Тимошенко и что покажет аудит её деятельности?
26.03.2010 / Газета: Гривна / № 13 / Тираж: 60000

В Украине опять модно быть оппозиционером. Потому в новые отечественные оппозиционеры стремятся все: и Вячеслав Кириленко, и Юрий Костенко, и Николай Мартыненко, и Арсений Яценюк. И, конечно, Юлия Тимошенко, самовольно на митинге 9 марта провозгласившая себя «главным оппозиционером»

Но уточним содержание слов. Оппозиция (от латинского oppositio — «противопоставление») в политике — партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Это, таким образом, некое политическое определение, свидетельствующее о том, что у определенной организации есть мнение, политическая программа, которую предлагают обществу.

Но Украина знает и другую оппозицию. Когда летом 1997 года был отправлен в отставку премьер Павел Лазаренко, он тоже заявил, что переходит в оппозицию к Кучме.

Оппозиция всегда являлась удобной формой «прикрытия» других, может, и имеющих некое отношение к политике вещей, но всё же других. Тех, о которых 11 марта 2010 года заявила сама Юлия Тимошенко, признав, что она руководила финансовой системой страны в ручном режиме.

Была ли деятельность правительства Тимошенко прозрачной? Не носили ли отчеты правительства перед парламентом поверхностный характер? И не отсутствие ли бюджета – главного финансового закона страны -и позволяло Тимошенко управлять экономикой Украины в ручном режиме?

Ведь абсолютно ясно, что неконтролируемый расход финансов позволяет создать «лазейки» для, по сути, хищения огромных денежных средств. В ходе предвыборной кампании неоднократно высказывались подозрения, что избирательная кампания Юлии Тимошенко была проведена за государственный счет.

Именно для этого и нужен аудит финансово-экономической деятельности Тимошенко. Под аудитом понимают всякую выполняемую независимым экспертом или экспертами проверку любой хозяйственной деятельности. Так как передача хозяйственной деятельности правительства Украины осуществляется между двумя конкурирующими политическими партиями, то во избежание обвинения в политической заинтересованности следует пригласить международный независимый аудит. Если при отчете будут выявлены нецелевые траты государственных денег, а также, возможно, откровенные хищения, то выводы экспертов международного аудита должны быть направлены в правоохранительные органы.

Именно об этом, а не о политике заявил Президент Украины Виктор Янукович, призвав в ходе встречи с министрами Кабмина в Администрации Президента 12 марта 2010 года не политизировать процесс аудита деятельности правительства Тимошенко. «Невзирая на то, что наши предшественники искали всегда виновных, а себя не видели, я хочу, чтобы мы не политизировали ситуацию. Там, где есть нарушение закона, пусть этим занимаются правоохранительные органы. Если необходимо привлечь Контрольно-ревизионное управление, то это нужно делать, но это не должно быть самоцелью. Но аудит должен быть как внутренний, так и внешний», — добавил он.

Президент Янукович не ограничился заявлениями перед министрами. На встрече с руководителями правоохранительных органов он сказал, что настаивает на необходимости проверки использования правительством средств по кредитам, а также ресурсов резервного и стабилизационного фонда. «Осуществлены небывалые по масштабам внешние заимствования. Направления использования потраченных денег всячески скрывали от общества», — подчеркнул он, указав, что именно потому и инициировал проведение международного аудита в отношении законности использования правительством этих средств, а также немедленную проверку законности использования ресурсов Резервного и Стабилизационного фондов правительства.

По-видимому, предварительные результаты проверки использования денег правительством Тимошенко высшим руководителям страны уже известны. 19 февраля тогда еще не премьер Николай Азаров привел в «Большой политике с Евгением Киселёвым» шокирующую информацию, что «правительство Тимошенко потратило 568 миллионов бюджетных гривен на освещение своей работы».

Третьего марта он же заявил: «на принципах конкурсного отбора пригласим грамотных, хороших специалистов, в течение 5-6 месяцев получим полный анализ всех решений правительства Тимошенко». Да, 5-6 месяцев — это срок аудита — для кого-то много, но это не означает, что новое правительство в это время не будет работать, выполнять предвыборные обещания.

В ответ СМИ, подконтрольные Тимошенко, начали проводить спецоперацию. Мол, как это так, международный аудит — это же перед иностранцами государственные секреты открывать?

Оставим за скобками иронию ситуации, что в сухом остатке осталось от госсекретов Украины прежнего руководства страны. И обратимся к закону «О государственной тайне». Им запрещено разглашение информации, в частности, о «государственных запасах драгоценных металлов, драгоценных камней, валюты и других ценностей, операциях, связанных с изготовлением денежных знаков и ценных бумаг... о других мерах финансовой деятельности государства».

Понятно, что аудит без изучения золотого запаса страны и движения денег на счетах Госказначейства (это — «меры финансовой деятельности государства») — не аудит. Но есть и другая статья этого закона: «запрещается отнесение к гостайне сведений о незаконных действиях органов государственной власти». Законом установлено и то, что «решение о засекречивании... может быть обжаловано юридическим лицом в суде».

Таким образом, суд, куда может обратиться новое правительство и в состоянии по закону принять решение о рассекречивании данных для аудита, приняв во внимание запрет засекречивания незаконных действий госвласти. И уж совершенно необходимо то, о чём Президент Янукович сказал 9 марта, — обязательное обнародование данных аудита.

Практика аудитирования состояния финансового хозяйства страны, оставляемого предшествующим правительством, должна стать обычной в Украине. Только тогда у кандидатов в будущие правители появится четкое осознание того, что за все содеянное придется отвечать. А у Тимошенко, у которой лучшее политическое уже позади, это осознание наступит быстрее.

Автор: Иван ОНИКИИЧУК, политолог


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту