ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Бродячие животные: где собака зарыта
26.03.2010 / Газета: Вгору / № 12 / Тираж: 10000

“Бродячий ужас”, “Стерилизовать нельзя утилизировать!”, “На гуманизм денег нет” – статьями под такими нервными заголовками херсонская пресса откликнулась на недавние решения исполкома Херсонского горсовета, касающиеся проблемы бродячих животных.

Некоторые из этих публикаций носят явно заказной характер и призваны сформировать общественное мнение, как именно нужно решать давно назревшую и “перезревшую” проблему бродячих собак и кошек в городе Херсоне, да и в области в целом.

Кругленькое число в бюджетной строке

Предыстория вопроса такова. На протяжении многих лет из городского бюджета выделяются немалые средства на отлов, уничтожение и утилизацию бездомных животных. Только в 2009 году на эти цели было израсходовано 144 тыс. грн., а в первом полугодии текущего года мэрия снова просит 78 тысяч. Из этих сумм ни единой копейки не предполагалось и не предполагается расходовать на стерилизацию. За счет средств городской общины животных только варварски истребляют и утилизируют. И то и другое делается с многочисленными нарушениями природоохранного и ветеринарного законодательства. До начала этого года не ставился вопрос и о создании в городе приюта для бездомных животных, где стерилизованное животное можно некоторое время содержать и где его можно умертвить гуманным способом. А ведь стерилизованная собака не агрессивна и, главное, не размножается, тем более, если находится в приюте. Именно путем стерилизации и изоляции в приютах решают данную проблему в цивилизованном мире. Истребление же, в принципе, не позволяет выйти из создавшегося положения (животные ведь размножаются), зато позволяет нарисовать кругленькое шестизначное число в бюджетной строке. И так из года в год. Именно поэтому в городе так много бродячих собак.

Пора проверить живодеров

Данное положение вещей очень удобно для чиновников мэрии. Сколько стоит уничтожение и утилизация одной собаки– вопрос темный. В документах мэрии и прессе мелькают цифры от 70 до 200 грн., они представляются вполне реальными. А вот число утилизированных животных, исходя из прошлогодней суммы в 144 тыс. грн., выглядит уже абсолютно фантастическим. Получается, что в минувшем году живодеры выезжали на промысел почти каждую неделю, убивали за выезд от 10 до 20 животных, и в целом уничтожили около 1000 особей, а уже в самом начале нынешнего года непонятно откуда взявшиеся вездесущие бродячие псы снова заполонили весь город, и мэрия снова просит 78 тысяч на их истребление. Попутно возникает вопрос: как эту немыслимую гору собачьих трупов удалось законным образом утилизировать. Ведь в городе нет ни специализированного крематория, ни специально оборудованной ямы для уничтожения такого рода биоматериала, а выброшенная на свалку или слегка прикопанная мертвая собака представляет гораздо большую опасность для здоровья людей, чем живая. Крайне необходимо, чтобы КРУ, прокуратура и СБУ проверили, как действительно были израсходованы эти средства горбюджета лет так за пять. Ведь пяти-, шестилетние половозрелые кобели, сопровождающие сейчас – по весне – “собачьи свадьбы” и действительно представляющие угрозу для прохожих, не вчера родились. Но даже, если допустить, что указанные выше цифры массового уничтожения животных действительно имеют отношение к реальности, то и тогда возникает законный вопрос: а какой смысл во всей этой деятельности, если она не дает результатов?

Вся эта бюджетная “лавочка” по бесконтрольному и неэффективному расходованию средств городской общины закрылась в прошлом году, когда в Херсоне появилось общество защиты животных и растений “Верные друзья”. Активисты нашей общественной организации написали десятки запросов в прокуратуру, милицию, ветеринарные службы на предмет соответствия деятельности городских властей отечественному законодательству. Итогом этой работы стал протест прокурора Херсона № 26/342 от 13.02.2010 на решение исполкома горсовета № 780 “Про затвердження плану роботи головного управління з питань життєдіяльності та благоустрою міста на 1 кв. 2010 року”. Кроме того, начальник управления ветеринарной медицины г. Херсона своим решением от 20.01.2010 запретил отлов и уничтожение бродячих животных до тех пор, пока процедура утилизации их трупов не будет приведена в соответствие с законодательством. Как только будет принят городской бюджет на 2010 год, можно будет закупить специальный ветеринарный крематорий, оборудовать площадку для обязательной передержки отловленных животных перед эвтаназией (умерщвлением) и осуществить другие, предусмотренные законодательством, мероприятия по осуществлению контроля над бродячими животными.

Грызня за лакомый кусок

Казалось бы, проблема решена. Однако мэрия никак не хочет отказаться от освоения лакомого куска в 87 тысяч бюджетных гривень. Прокурорский протест исполком горсовета отклонил (именно на это решение городских властей послушная пресса и откликнулась заголовками типа “На гуманизм нет денег”), а на городскую ветеринарную службу оказывается беспрецедентное давление с требованием утвердить незаконную процедуру утилизации трупов животных. Во вторник 23 марта состоялась очередное заседание городской чрезвычайной противоэпизоотической комиссии. За исключением ветеринаров, все приглашенные службы – МЧС, санэпидемстанция, управление охраны здоровья – согласились с введением так называемого “переходного периода” с 1 апреля текущего года до принятия городского бюджета. В течение “переходного периода” собак будут уничтожать прежним методом – на улицах, а их трупы закапывать в землю. Не позавидуешь руководству городской ветеринарной службы. Ведь Приказом Госкомитета ветеринарной медицины № 232 от 27.10.2008 года введены в действия новые “Правила облаштування і утримання діючих (існуючих) худобомогильників та біотермічних ям для захоронення трупів тварин у населених пунктах”, которые прямо запрещают создание новых скотомогильников и биотермичных ям. Отныне весь биоматериал должен только сжигаться.

На кого «повесят» всех собак?

Заместитель городского головы Сергей Черевко, общаясь с журналистами, пытается внушить общественности мысль о том, что власти попали в безвыходное положение – убийству собак на улицах города и захоронению их трупов на городской свалке, мол, нет альтернативы. Это неправда. До принятия городского бюджета временную площадку для передержки животных перед контролируемой эвтаназией вполне можно организовать, как того требует закон, и без расходования бюджетных средств, а утилизировать трупы путем сжигания можно и в крематориях других городов. Просто работать нужно, а не пытаться обойти закон. Проблема тут, как нам кажется, именно в контролируемости. Вот чего больше всего боятся чиновники. На площадках животных легко сосчитать и сфотографировать. А, значит, можно легко проконтролировать расходование бюджетных средств.

И последнее. Законы о гуманном отношении к животным необходимы не только зверям, но и людям. Закон “Про захист тварин від жорстокого поводження” был принят еще в 2006 году. Если бы городские власти выполняли его на протяжении последних трех лет, то у нас давно не было бы ни проблемы нападения бездомных собак на людей, ни угрозы распространения бешенства, ни прочих “собачьих радостей”, которые мы имеем сейчас. И еще один вывод, несколько более глобальный: мы, рядовые херсонцы, имеем такую жизнь (ее вполне можно назвать “собачьей”), какую имеем, именно потому, что не хотим и не умеем контролировать чиновников. Вот “где собака зарыта” на самом деле.

Автор: Михаил Подгайный, учредитель Херсонского областного общества защиты животных и растений “Верные друзья”, Ирина Карпенко, председатель общества “Верные друзья”


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту