ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
ГРИГОРИИ ХОДИН: «ДНЕПРОВСКОЕ ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ В ХЕРСОНЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЗОНОЙ ОТДЫХА ГОРОЖАН»
08.04.2010 / Газета: Херсонський вісник / № 14 / Тираж: 10000

Предлагаем вашему вниманию интервью с начальником управления градостроительства и архитектуры Херсонского городского совета Григорием Ходиным.

- Григорий Николаевич, как известно, сейчас городские власти и специалисты в области градостроительства и архитектуры активно ведут работу по составлению нового Генерального плана города Херсона. Какие в этом плане есть новости?

- Должен сказать, что с нашей стороны, со стороны исполнительных органов городского совета, возглавляемого мной управления и проектировщиков-экспертов вся подготовительная работа уже проведена. В настоящее время Генплан Херсона проходит экспертную оценку в Киеве, и. в ближайшее время городская община, надеюсь, получит уже окончательно утвержденный новый Генеральный план.

- Какая организация занималась проектом?

- Им занимался Государственный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства (город Киев) — организация, специализирующаяся на подобного рода мероприятиях и имеющая на то все определенные законодательством полномочия.

- Каковы в общих чертах особенности предыдущих проектов Генерального плана города?

- Здесь уместно было бы совершить небольшой экскурс в историю. Еще семь-восемь лет назад, когда мы приступали к созданию ныне действующего Генерального плана, нам — и чиновникам, и проектировщикам — пришлось «поднять» немалое количество архивных документов, имеющих непосредственное отношение к проектированию городской инфраструктуры. Одним из самых примечательных Генеральных планов города Херсона, я считаю, в свое время стал Генплан образца 1947 года. В нем особо поражало необычайно пристальное внимание властей и специалистов к развитию рекреационной зоны города. Предполагалось существенное расширение черты города в сторону дельты Днепра, где как на правобережной, так и на левобережной частях, в природоохранной зоне, изобилующей плавнями, планировалось создание зон отдыха горожан самого разного назначения: спортивных, рыболовных, пляжных. Этот градостроительный акцент, как мне кажется, был выставлен далеко не случайно: после разрушительной, тяжелейшей войны люди испытывали острую необходимость в восстановлении огромного количества затраченных сил, не только физических, но, прежде всего, моральных, душевных. И очень примечательно, что государство и местные власти практически сразу же после войны, когда Херсон, по сути, еще пребывал в руинах, приступили к осуществлению этих замыслов.

Следующий документ относится к 1965 году. Этот Генплан, конечно, несколько смещал акценты: в городе бурно развивалась промышленность, росли такие производственные предприятия, как ХСПО (судозавод), завод имени Коминтерна, ХБК, завод имени Петровского и так далее. Соответственно, возникала необходимость расширения городской промзоны. Одновременно существенно менялась демографическая ситуация: в Херсоне отмечался рост населения. Следовательно, вырастали темпы строительства многоквартирного жилья. Особое внимание уделялось расширению территорий Херсонского морского торгового рорта, который, фактически, дал начало, нашему городу и вокруг которого всегда строилась и продолжает строиться почти вся жизнедеятельность Херсона. Планировалось расширение порта в южном направлении, в сторону Стеблиевского лимана.

Еще более усиливались эти тенденции — промстроительства и строительства жилья — в следующих Генпланах -1975 и 1984 годов. Так, Генплан 1975 года предусматривал создание большой рекреационной «зеленой» зоны в районе Антоновского моста (неподалеку от нынешнего Молодежного пляжа), а также -застройку левого берега в этом месте; при этом Херсон, можно сказать, уже составлял агломерацию с Цюрупинском. Всё это в свое время носило название «Проект Большого Херсона». У города в 70-80 годы прошлого века была положительная динамика: росло население, работала промышленность, поэтому такие планы можно счесть вполне закономерными. Хотя, надо заметить, сам Херсон в это время еще не был достаточно развит — еще не было Таврического и Шуменского микрорайонов, значительной части нового Жилпоселка, микрорайона «Корабел».

Между тем, конечно, общественно-политическая, экономическая, даже политическая ситуации с тех пор изменились разительно: распался СССР, мы уже почти двадцать лет живем в другой стране. На протяжении всех этих лет нам приходится серьезно корректировать проектировочные планы градостроительства Херсона.

- Что меняется в новом проекте?

- В 2001-2002 годах, когда мы готовили проект предыдущего Генплана, в Херсоне была несколько иная экономика, поэтому он не претерпел значительных изменений. Мы лишь четко обозначили на левом берегу Днепра рекреационную зону и немного добавили жилой зоны в стороне Северного микрорайона. Сейчас мы столкнулись с тем, что промышленная зона по своему назначению не функционирует, градообразующие, бюджетообразующие предприятия стоят.

Город Херсон сегодня плотный, компактный, на его нынешней территории мест для развития практически не осталось. Левобережье, как уже говорилось, — рекреационная зона,она не подлежит промышленному освоению, так как требует значительных усилий по развитию соответствующей инфраструктуры. К тому же, эта территория включена в Нижнеднепровский национальный парк и охраняется природоохранным законодательством. Поэтому, чтобы поддержать имеющуюся у морпор-та тенденцию к восстановлению прежних производственных мощностей, мы решили вернуться к планам образца 1965 и 1975 годов, предполагающих освоение территорий Стеблиевского лимана. Тем более, что в этом месте есть все соответствующие возможности. При этом длина причальной стенки Херсонского морпорта увеличится до пяти километров (при сегодняшних полутора), что позволит существенно повысить производственные мощности предприятия. Единственная проблема на сегодня — малая глубина водоема.

Второй приоритет в новом Генпалане — развитие северного направления, вплоть до объездной трассы, являющейся одной из основных транспортных магистралей, которая связывает Крым и остальной юг и юго-восток, где расположено большое количество промышленных предприятий.

И, конечно же, мы продолжаем развивать идею развития левобережной рекреационной зоны — идею, которую стремились воплотить в жизнь наши отцы и деды сразу после войны. Думается, освоение этой территории, создание комплексной зоны отдыха херсонцев стало бы не только подарком жителям города, но и оказалось бы знаком благодарности и памяти нашим предкам, которые приложили столько усилий для строительства и развития Херсона.

Автор: ЕВГЕНИЙ ЛЯШЕНКО


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту