ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Без квартиры или без Родины?
08.04.2010 / Газета: Вгору / № 14 / Тираж: 10000

Это новомодное слово – “бомж” еще недавно непривычное и достаточно уродливое, сегодня стало обычным. Это – лица без определенного места жительства.

Мы видим их– сидящих или лежащих на скамейках в парках, на трубах, в подвалах и чердаках. Чаще всего это пожилые и больные люди. Они не бродяги или искатели приключений. Они жертвы обстоятельств, они унижены, ограблены и обмануты близкими им людьми. Это их привозят в нотариальные конторы, где они подписывают какие-то бумаги, не зная их содержания, а потом узнают, что подарили свою квартиру.

Недавно одна женщина обьясняла нам: “Я только один раз расписалась”. Цена одной лишь закорючки у нотариуса – подарок собственной квартиры любимому внуку или даже незнакомому человеку. До подписания договора дарения эти люди обещают дарителю “стать родной матерью”, а потом о них забывают.

Наивные и простодушные пенсионеры берут на себя выплату чужих кредитов, которые со временем только растут, потому что проценты и штрафы за ссуду превышают основную сумму. Несговорчивым родителям дети угрожают психушкой в расчете надолго избавиться от отца или матери, или просто выставляют за дверь. Лишь некоторые из них находят в себе силы обратиться куда-набудь, например в приемную Херсонского областного Фонда милосердия и здоровья, чтобы получить помощь и поддержку.

Родственный произвол, насилие в семье становятся нормой поведения. Только в этом году в Фонд милосердия за правовой помощью обратились 28 человек – без определенного места жительства. В основном, это пенсионеры, ставшие “лишними” в собственном доме. Ветеран труда, участница Великой Отечественной войны подарила дочери дом и сразу стала лишней даже во времянке, которая тоже оказалась подаренной. Не имеет труженица ни своей комнаты, ни спокойной жизни. В больницу, где ей сделали сложнейшую операцию на сердце, не приходили ни дочь, ни внук. По нашему ходатайству больную определили на время в городскую больницу для пожилых людей.

Некоторое время назад к нам пришла пожилая больная женщина. Родной сын пообещал ей место директора в своем магазине в селе. Уговорил мать продать городскую квартиру. После продажи не оказалось ни директорского кресла, ни самого магазина. Пристанище женщине предоставила старая приятельница, да и то временно. Никакими силами не удается вселить в законную квартиру ее владельцев – сестру и брата, к слову сказать, больных пенсионеров. Явился новоявленный родственник и занял всю квартиру со своей семьей, хотя там этой семье принадлежит 2 квадрата из 35. Ни милиция, ни депутаты сельсовета не найдут управу на них, а законные владельцы оказались на улице, поскольку в квартиру их не пускают. Женщина еще находит в себе силы к нам прийти, жилье на свою скромную пенсию найти, а ее брат обосновался в подъезде дома. Соседи выносят ему еду, пенсию получает новая родственница, выдавая мелочь.

Ряды бездомных пополняют люди, освободившиеся из мест заключения. Отбыв одно наказание, они оказываются наказанными и родственниками. Картина привычная. Возвращаются домой – к родителям или к семье, а их не ждут. Родительский дом продан. Пристанище на тот момент у них одно – скамейка в парке. Не было у Виталия Н. после освобождения ни денег, ни жилья, ни даже родственников. В отсутствие Виталия сестра продала материнский дом. Брат подавал заявление о вступлении в наследство, которое благополучно затеряли в колонии. Недоразумения с налоговой администрацией бывшему частному предпринимателю обернулись лишением свободы более чем на 2 года. И тут не обошлось еще без одного наказания. Из колонии Виталий вышел с привычным для тех мест туберкулезом. С таким “багажом” Виталий вернулся в Херсон, где рассчитывал снова начать жить, работать, встретиться с сестрой, отцом. Встреча с отцом была более чем прохладной: ни помощи, ни участия не проявил к сыну. Сестра уехала в другой город и на письма не отвечает. С таким настроением Виталий появился у нас после ночи в парке. В тот же день мы смогли помочь с жильем. Наша посетительница давно приглашала к себе квартиранта на условиях ремонта дома в счет квартплаты.

На скамейку в парк Виталий уже не вернулся. В доме пенсионерки он сделал ремонт. До колонии Виталий занимался ремонтом жилья, активно искал работу и находил ее. Мы также помогали ему. Недавно он принят на постоянную работу с приличной для Херсона зарплатой, да и болезнь отступила, Виталий строит планы на будущее.

Тяжело больной Олег тоже лишен помощи близких и родных. Ни отец, ни бабушка не желают его ни видеть, ни знать. Но сумели лишить его части части квартиры, продав ее. В 33 года, имея за плечами лишь дурные привычки и болезни, молодой человек лишен документов и всякой надежды на будущее. Именно сейчас в больнице Новотроицка Олег осознал, сколько зла он доставил себе и родным, на краю какой бездны оказался.

В Фонде, куда Олег обращался не раз, помогли уехать в больницу, снабдили его всем необходимым, а также занялись поисками и оформлением документов. Вопросов много – где может быть паспорт Олега, можно ли получить дубликат справки об освобождении, дадут ли отец и бабушка согласие на регистрацию родственника? Может ли Олег рассчитывать после оформления всех документов хотя бы на пособие по инвалидности? Родственникам Олега мы задали лишь один вопрос: могут ли они дать согласие на регистрацию при получении паспорта? Ответа пока нет и, видимо, не будет.

Это значит, что заботу о забытом родственнике проявят неравнодушные люди: медицина, церковь, общественная организация и ее волонтеры. Но эту помощь и поддержку получат отдельные люди.

Быть бомжем – это не профессия или призвание, а беда человека. Мы еще не разучились помогать людям в беде. Но надо, чтобы помощь была не только отдельным людям, а всем, кто нуждается в ней. Много говорили о создании реабилитационного центра, о временном жилье для оставшихся без жилья, утративших документы и регистрацию, а потому ставших совершенно бесправными гражданами. Проблема “лишних” людей должна быть решена местными властями, тем более, что Закон “Про основи соціального захисту бездомних громадян, безпритульних дітей”, принятый еще в 2006 году, обязывает оказывать всемирную поддержку людям, оказавшимся в трудной ситуации. Предусмотрены их права на внимание к ним, охрану здоровья, правовую помощь. Бомжи надеются на лучшую жизнь. Но властям, видимо, не до них. В стране идет непракращающаяся предвыборная борьба вкупе с накоплением капиталов, и власть имущим нет дела до проблем отверженных.

Автор: Анна Федорова


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту