Законность распродажи песка под видом постройки дороги в Цюрупинском лесхозе долгое время интересовала все силовые структуры, экологическую инспекцию и руководителей города и области. Но весь парадокс пристального внимания к данному объекту строительства состоял в том, что повлиять на эту ситуацию с явно криминальным «душком» практически никто не решался или не имел желания.
Необходимость постройки дороги остро встала после грандиозного пожара в 2007 году, когда даже экс-президент Украины Виктор Ющенко пытался лопаткой забросать огонь. Учитывая стратегическое значение строительства противопожарных дорог, от бюджетных «щедрот» на Херсонщину должны были выделить немалые деньги. В качестве первого транша подрядчик предполагал получить около четверти от этой суммы. Но пока «убоповцам» доподлинно не известно: приходили деньги или нет. Зато дорогу строить все же начали. И расчет за выполненную работу подрядчик стал брать «натурпродуктом». На объекте строительства разместили объявление: стоимость леска от 18 до 21 гривны за тонну. Вывозили песок составами по железнодорожной колее, ветка которой проходила рядом со строящейся дорогой. К слову, цюрупинский песок очень высокого качества и пользуется большим спросом в строительстве. Его не добывают ни в Крыму, ни в Одессе, ни во многих других областях Украины. Вывозя уникальный песочек из Цюрупинска, воротилы «песочного бизнеса» реапизовывали его даже для херсонцев по 60 гривен за тонну, и это еще без стоимости за доставку. Для строителей противопожарной дороги добыча и продажа песка была настоящей золотоносной жилой, поэтому при ее постройке они и обходились без бюджетных денег. Кроме того, взаиморасчет песком был возможен только тогда, когда определенный кусок дороги был бы построен, а лесхоз принял бы его по акту выполненных работ. И объем песка должен быть тоже строго измерен, и только потом продан. И все это должно было быть строго задокументировано.
Но вот какая незадача рассчитываться «натурпродуктом» за строительство противопожарной дороги по закону запрещается. Областная прокуратура в апреле 2009 года запретила такой порядок расчета за работу. Но подрядчики «глубоко плевали» на все запреты и продолжали строительство и расчеты в том же духе. Остановить это беззаконие пока смогли только сотрудники УБОП во главе с полковником милиции Геннадием Ясницким, и то только когда у них появилось следственное подразделение, которое и возбудило уголовное дело против горе-строителей по ст.191 ч.5 за присвоение государственного имущества в особо крупных размерах.
Заместитель начальника УБОП Украины в Херсонской области подполковник милиции Геннадий Шнабский поясняет: «По проекту угол уклона насыпи песка по обе стороны дороги должен быть не больше 30 градусов, для того чтобы пожарные машины могли заехать в горящий лес и съехать на дорогу без препятствий. При строительстве дороги не должны были пострадать и лесные насаждения, и строительного мусора возле дороги в лесу не должно было быть вообще. На деле мы вместе с представителями экологической инспекции увидели грубейшие нарушения строительства противопожарной дороги.
Во-первых, ни о каких 30 градусах уклона насыпи над дорогой там и речь не идет. Вдоль нее были сплошные обрывы, а наши пожарные машины пока не имеют приспособлений, чтобы ездить вниз или вверх по вертикали.
Во-вторых, строители обязаны были прекратить взаиморасчет песком после предписания областной прокуратуры, а они продолжали распродавать песок «налево и направо».
С момента запрета прокуратурой взаиморасчетов песком подрядчики, по нашим самым скромным подсчетам, продали только по железной дороге более 200 тысяч тонн песка, а сколько тысяч тонн высококачественного строительного материала вывезли из Цюрупинского леса машинами — даже приблизительному подсчету пока не поддается. Кроме того, мы обнаружили грубейшие нарушения проекта строительства дороги: лишних «змеек» по сторонам от основной трассы очень много. Создается впечатление, что строители не дорогу строили, а занимались добычей и продажей цюрупинского песка. Наши сотрудники изъяли всю документацию и технику у горе-строителей. Но вопросов к ним еще очень много, и следствие по этому громкому делу только начато.
Самый главный вопрос остается тюка открытым: куда делись деньги, якобы выделенные экс-президентом Украины Виктором Ющенко на строительство этой противопожарной дороги? А может, они были только обещаны, а потом обещание благополучно было забыто, и поэтому строители дороги посчитали возможным брать песок в качестве оплаты за выполненные работы? Даже на этом этапе следствия «невооруженным глазом» видно, что некоторые «ниточки» этого сложного уголовного дела тянутся далеко наверх».
Один из руководителей областной экологической инспекции, Виктор Подъяблонский, комментирует данную ситуацию следующим образом: «Эти горе-строители противопожарной дороги нанесли вреда Цюрупинскому лесхозу больше, чем пожар. Незаконно выкорчевано много насаждений, во многих местах оголены корни многолетних деревьев, что может привести к их засыханию. Песка выкопано намного больше, чем требовалось. На некоторых участках дорог, выполняя строительные работы, докопались аж до грунтовых вод. Я уже не говорю о строительном мусоре...
Они не противопожарную дорогу строили, а экологическую катастрофу в Цюрупинском лесу создали...»
P.S. Даже после возбуждения уголовного дела и изъятия всей техники, по документации принадлежавшей подрядчику, добыча песка продолжилась еще в более ускоренном темпе. Не остановили «пескодобытчиков» Пасхальные праздничные дни: убоповцы изъяли у них 4 машины с песком и два экскаватора, поставили их на штрафплощадку. Теперь милиционеры устанавливают: по чьей команде продолжают добывать песочек. Или «под шумок» кто-то чужой решил быстренько подзаработать деньжат?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |