Между перевозчиками, обслуживающими внутриобластные рейсы, и ООО «Херсонавтотранс», которому принадлежат автостанции, — конфликт.
Крайними, как обычно, могут остаться пассажиры
РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ
В минувшую пятницу, 23 апреля, на рейсовых автобусах и маршрутках, которые идут с пригородной автостанции, что возле Центрального рынка в Херсоне, запестрели объявления: «Согласно решению херсонских областных автомобильных перевозчиков, со вторника, 27 апреля 2010 года, перевозчики отказываются от услуг автовокзалов и автостанций ООО «Херсонавтотранс». Места высадки и посадки пассажиров на маршрутах будут указаны водителями автобусов. Стоимость билета на проезд уменьшается на 18% (исключаются расходы, связанные с обслуживанием пассажиров на автостанциях)».
Объявления с текстом аналогичного содержания водители в выходные раздавали пассажирам, но на более детальные расспросы не могли ответить ничего конкретного. Говорили, что им так приказало руководство. Сколько же будет стоить билет и где будут находиться новые места для посадки-высадки, водители не поясняли и отвечали в духе героев шпионских романов: мол, сегодня еще неизвестно, завтра должен поступить приказ из «центра».
ОТКУДА РАСТУТ НОГИ
Водители поясняли весьма просто: будто бы на рынок хотят завести некую донецкую фирму, уже пригнали-40 новеньких автобусов, они и будут работать вместо тех перевозчиков, которые не согласятся на условия «Херсонавтотранса».
Домыслы хоть и досужие, но имеют место быть. Достаточно представить ситуацию: перевозчики отказываются от услуг автостанции, начинают нарушать условия конкурса, который проводила облгосадминистрация. Они высаживают и забирают пассажиров в неустановленных местах. Снижается качество перевозок, никто не гарантирует безопасность пассажиров, а значит у власти — как заказчика услуг перевозчиков — есть все основания отстранить нарушителей от работы, дабы не срывались рейсы. И временно поручить другой фирме работать на чужих маршрутах. А, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.
ОБЪЯВЛЕНО ПЕРЕМИРИЕ
Когда наступило «завтра», то есть 27 апреля, то во взаимоотношениях перевозчиков и «Херсонавтотранса» явно ничего не изменилось. По крайней мере, пассажиры спокойно пользовались услугами и тех, и других. Однако спокойствие это мнимое. Это стало очевидно после совещания, которое в понедельник вечером, 26 апреля собрал губернатор Анатолий Гриценко.
- Проблемы с «Херсонавтотрансом» уганский. — Из текущих — это то, что нам запрещают обилечивать пассажиров, транзитным пассажирам продают на автостанциях билеты только до конечного населенного пункта. В ноябре прошлого года нам прислали письмо в котором сообщили, что договорные отношения с «Херсонавтотрансом» у нас заканчиваются с нового года и следует подписать новый договор и прислали якобы его проект. Мы изучили его содержание и увидели множество нарушений. Подписывать такой документ мы отказались. С тех пор работаем вообще без договорных отношений. Спрашивается, на каком основании с нас берут процент за услуги автостанций, другие сборы, кто утверждал тариф для станционного сбора, который выше, чем в среднем по Украине, почему до сих пор не доработан договор? Почему кроме оговоренных в законе обязательных платежей нам хотят ввести еще 15-процентный сбор за какие-то услуги? Если сплюсовать все отчисления от стоимости билета, которую платит пассажир, а получается около 50%, что тогда остается перевозчику? В таких условиях мы отказываемся работать и больше не хотим заезжать на автостанции. Это сэкономит нашим пассажирам до 18%, которые есть в билете в виде станционного сбора.
Выслушав претензии, главаоблгосадминистрации сказал, что ситуацию, готовясь к совещанию, изучил и готов принять сторону перевозчиков.
- Я уже запустил «машину», — сказал губернатор, обращаясь в большей мере к собственникам автостанций. — Дал поручение главам райгосадминистраций и мэрам городов проработать возможность создания областной коммунальной сети автостанций, если «Херсонавтотранс» не найдет общего языка с перевозчиками. Или вы подписываете договора и снижаете станционный сбор с нынешних 18% от стоимости билета до, к примеру, 10% и больше не вводите никаких незаконных платежей, или становитесь сторожами своих объектов, платформ, касс. Думаю, что 10% будет достаточно. Создание своей сети у нас, конечно, займет время, но порядок я наведу. Для этого достаточно рычагов.
АДМИНРЕСУРС В ДЕЙСТВИИ
О рычагах губернатор Анатолий Гриценко явно не пошутил. Тем более что иначе как применением админресурса его взаимоотношения с «Херсонавтотрансом» и не назовешь. Представители этой организации, хоть и присутствовали на совещании, однако желания высказаться не проявили: настолько жесткие условия им поставили. Мол, или вы снижаете свои аппетиты почти вдвое, или теряете свой бизнес вообще. Появилась и конкретная дата -12 мая. Именно в этот день перевозчики, «Херсонавтотранс» и представители областной власти снова сядут за стол переговоров и подпишут договор о сотрудничестве на оговоренных на нынешнем совещании условиях. Свои подписи под документом, по словам Гриценко, должны поставить также представители Антимонопольного комитета, инспекции по контролю за ценами в области и Ассоциации перевозчиков. Причем непонятно, как в период выходных и майских праздников «Херсонавтотранс» успеет согласовать и утвердить тариф станционного сбора, назначенный губернатором «с потолка».
Расходясь после совещания, перевозчики и представители «Херсонавтотранса» так и не договорились, как и когда они будут согласовывать вариант договора. Так что если не удастся найти общий язык, то конфликт снова обострится и произойдет это как раз после майских праздников. Правда, у одной из сторон есть фора — у перевозчиков. Их поддержал губернатор, что в нынешней ситуации дорогого стоит.
МНЕНИЕ ПАССАЖИРОВ
Вот что говорят пассажиры, ожидающие отправления на Белозерку, обсуждая прочитанную в объявлениях и разошедшуюся на уровне слухов информацию. Говорят о том, что в часы пик утром, когда половина Белозерки едет на работу или учебу в областной центр, от конечной остановки маршрутки идут со всеми занятыми сидячими местами, а на последних остановках — «забитые» под завязку и сесть на них практически невозможно. И делается это водителями специально, ведь хозяину они сдают процент от выручки за «сидячие» места, аза «стоячие» спокойно кладут себе в карман. Понятно, что «овес нынче дорог» и ГАИ зверствует, но никому не хочется чувствовать себя животным в забитом до отказа «скотовозе». И пассажир прибегает не к забастовкам, а к партизанским методам борьбы за свои права. И отыскивает очень оригинальные варианты.
Выяснилось, что есть два способа утром проехать прилично, зависят они от местожительства. Можно добраться на конечную остановку то ли пешком, то ли с оказией, то ли сесть на маршрутку, которая идет в обратном направлении, переплатив лишнюю гривню. Другой вариант — пройтись или подъехать к соседнему Учхозу, где ходит городская маршрутка — № 3. Относительная отдаленность (от километра до полутора) похода в Учхоз «окупается» более дешевым проездом — две гривни вместо трех, хотя расстояние маршрута такое же, если не большее.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |