ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Опустела без тебя земля…
14.05.2010 / Газета: Херсон Маркет плюс / № 19 / Тираж: 20000

Он уже ушел от нас — херсонец, Герой Советского Союза Михаил Пономарев. Автору этой публикации посчастливилось около пяти лет тому назад встретиться с Героем и записать его рассказ. Вспомним…

Биография Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны Михаила Пономарёва вполне могла бы стать основой для бестселлера — приключений и подвигов в ней было достаточно для нескольких жизней. Но долгие годы Михаил Сергеевич тщательно хранил свои тайны.

В его прошлом были строго засекреченные воспоминания еще об одной войне — в Корее. Именно за образцовое исполнение своего служебного долга в этой далекой стране и получил звание Героя офицер-летчик. Практически вся жизнь Михаила Сергеевича была посвящена армии тогда еще сильного государства СССР, которое играло одну из главных ролей на международной арене.

Начал службу в вооруженных силах Михаил Сергеевич рядовым, а закончил — полковником. В Красную армию Михаил Пономарёв был призван как раз перед Великой Отечественной войной — в 1940 году. Как и полагалось настоящему советскому парню, к службе готовился заранее — закончил карагандинский аэроклуб, научился прыгать с парашютом. Тогда аэроклубы притягивали к себе самых смелых, сильных молодых людей, романтиков, мечтавших завоевать небо и служить родине. Поэтому вполне логично, что направили Михаила в авиационную дивизию скоростных бомбардировщиков. Сначала, после курсов, был механиком самолетов, потом зачислен в стрелки-радисты в экипаж командира эскадрильи.

Карьеру в те далекие времена в авиации делали довольно просто. Заметил командир способного парня — и направил в Сталинградское авиаучилище. Десять курсантов, которые освоили современный ЯК-1, стали выпускниками досрочно. Так попал Михаил Пономарев в запасной авиационный полк. «Горох на обед, на ужин и на завтрак», — смеялся, рассказывая о том времени, Михаил Сергеевич. — Сидел, сидел, а потом надоело. Попросился в действующие войска, на фронт».

Великая Отечественная война для Пономарева началась в противотанковом истребительном батальоне. Первый тяжелый бой — и от батальона осталось 12 человек. Кто знает, как бы сложилась жизнь молодого бойца, если бы не командир, который оказался… подполковником авиации — тогда такое случалось. Узнав о наличии летчика в батальоне, известил штаб Военно-воздушных сил, и тут же пришла телеграмма — срочно откомандировать в 523 истребительный полк.

Дабы убедиться в умениях молодого летчика, технику пилотирования проверял лично командир эскадрильи, который летал, не имея одной ноги. «Вот твой самолет, бери и летай», — так просто получил самолет новичок после нескольких экзаменационных полетов.

После этого полк был зачислен в Войско Польское, и Михаил Пономарёв, ни слова не знавший по-польски, стал вдруг польским летчиком. Да разве важно это тогда было, ведь цель была одна: победить немецкий фашизм и, ни много, ни мало — спасти Европу от коричневой чумы.

О том, как успешно воевал летчик, свидетельствуют боевые награды, украшающие мундир офицера. «Мы прикрывали наземные войска, вступали в поединки с немецкими самолетами. Я сбил шесть самолетов фашистов», — вспоминал Михаил Сергеевич. После Отечественной войны три года старший лейтенант готовил в Кракове польских летчиков. Потом вернулся на Родину, учился (с легкой руки легендарного Кожедуба) летать на реактивных самолетах разного типа. «Садись и лети, — сказал Кожедуб. — Сейчас зачеты примем».

Но была у него еще одна война — в Корее, в пятидесятых годах. О ней ветеран вспоминал «засекреченным» голосом. Перед нашими летчиками было поставлено задание — прикрывать наземные войска от американских штурмовиков.

Михаил Сергеевич был тогда уже командиром звена в чине капитана. В первый полет отправили 120 советских самолетов, на которых сразу напали американские истребители. Шел Пономарёв в группе прикрытия, под самыми облаками. Противник его не заметил и поплатился — так сбил свой первый американский самолет Михаил Пономарёв. До 1953 года он поразил 12 американских боевых машин. Однажды, в одном бою, сбил сразу три самолета. И стал своего рода легендой — за ним персонально стали охотиться американцы. «Сильно они за ним охотились. А он их красиво сбивал»,- пошутил по этому поводу другой ветеран — Николай Уманский, который лично отслеживал боевой путь известного летчика.

«Американские журналисты приезжали к нам», — рассказывала тогда дочь Понамарёва, Вера Михайловна. Приезжали гости из далекой страны, зная уже такие подробности о боевом прошлом летчика, которые можно было прочитать только в его летной книге. Интересуются, изучают свое прошлое…

Страна же своих героев не знала. Существует легенда, что награды за ту, корейскую войну, получили наши военные после смелого обращения их командира к высшему руководству страны.

Оставив самолеты китайцам, на Родину летчики вернулись налегке. И получили новые самолеты. Именно во время испытательного полета на Миг-15, когда выясняли, какую высоту самолет может набрать, потерял Пономарев зрение. Американцы рассказывали, что во время таких испытаний их летчики надевали специальные костюмы. У нас, видимо, испытывали не только технику, но силу и выносливость летчиков…

Впрочем, Михаил Сергеевич на жизнь не сетовал. Две войны прошел — и ни разу не был ранен. Даже после потери зрения, хотя и списали с лётной работы, но из армии не уволили. Лично маршал Малиновский, прочитав документы, сказал: «Нет, не будем увольнять. Он нам еще пригодится…». Конечно, с небом попрощался, но в армии остался, служил до 1968 года.

А потом он жил рядом с нами, скромный и фантастически интересный человек, чья жизнь была яркой, на высоте…

Автор: Ирина Феш


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту