Состояние херсонских лифтов трудно назвать даже удовлетворительным. И с каждым годом количество жалоб, поступающих по этому поводу в управление городского жилищно-коммунального хозяйства от жителей многоэтажек, растет, как снежный ком.
Есть ли выход из ситуации? Власти считают, что есть, и предлагают проведение конкурса по техническому обслуживанию и ремонту лифтов. Об этом на пресс-конференции сообщил начальник управления Сергей Пинькас.
В мае прошлого года антимонопольный комитет проводил проверку работы лифтового хозяйства Херсона, в ходе которой к коммунальщикам возникло немалое количество претензий. Если коротко, то сотрудники теротделения АМКУ руководствовались рядом нормативов, суть которых сводится к тому, что для любого жильца многоэтажного дома лифт и ЖЭК — это два монополиста. Ведь жильцы многоэтажек не имеют возможности самостоятельно выбирать ту организацию, которая будет заниматься обслуживанием лифтов в их доме, и их мнение относительно качества предоставляемой услуги, по большому счету, никого не интересует.
Еще в 2008 году управление городского жилищно-коммунального хозяйства инициировало проведение конкурса по обслуживанию лифтов. В связи с тем, что предприятия, которые обслуживают этот фонд, не имели соответствующих ценовых согласований с инспекцией по контролю цен, был издан приказ, согласно которому ЖЭКам делегировали право заключения самостоятельных подрядных договоров на лифты.
И Антимонопольный комитет усмотрел в этом нарушение. Во-первых, проведение конкурса в таких случаях является обязательным, во-вторых, конечному потребителю не было предоставлено право выбора. Так же, как подчеркнули специалисты АМКУ, сама услуга пользования лифтом, хоть и находится в структуре квартирной платы, но в большинстве своем уже персонифицирована, то есть — выведена из правоотношений, в которых участвует ЖЭК. Почему? Потому что в лифтах, как правило, стоят картоприемники, которые предусматривают отношения непосредственно между лифтовой организацией и потребителем. Жилищная организация в таком транзите не участвует.
- Меня как чиновника очень беспокоило то, что происходило при проведении капитальных ремонтов лифтов, — возмущается начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Херсонского горсовета Сергей Пинькас. — Приведу ряд цифр, но начну, пожалуй, с формирования титульного списка. Каким образом его составляли? Лифтовые организации проводили некий аудит, подавали свои заявки в управление ЖКХ о необходимости проведения капитального ремонта некоторых лифтов. Они включались в титульный список, который в последующем финансировался. Если говорить о титульном списке 2009 года, то система его формирования была немного изменена. Получив информацию от лифтовиков, мы заключили договор с независимой экспертной организацией, которая проверяла фактическую необходимость проведения ремонта. Как оказалось, в титульный список попали уже отремонтированные лифты.
Выходит, лифтовая организация пыталась просто получить таким образом дополнительное финансирование (невольно вспоминается «великий комбинатор» Остап Бендер). Ведь изначально титульный список состоял из 220 лифтов, на ремонт и восстановление которых требовались 2,3 млн. гривен. После проверки независимой экспертной организации в списке осталось 175 лифтов, да и сумма существенно поменялась — 1,8 млн. гривен. Разницы в полмиллиона, которая едва не осела в карманах владельцев лифтовых организаций, хватило на восстановление еще 9 лифтов!
Документами, определяющими необходимость проведения капитального ремонта того или иного лифта, являются паспорта, которые уже более 10 лет хранятся в лифтовых организациях. Когда управление ЖКХ потребовало передать эти паспорта ему на хранение (на основании того, что именно управление является собственниками лифтов), выяснилось, что 47 лифтов, которые по документам числятся как разграбленные, …отлично функционируют.
- Иначе говоря, лифтовики дают отчетность о том, что по определенному адресу лифт не работает, но, сравнивая эти данные с результатами проверки частной экспертной организацией, мы узнаем, что он введен в эксплуатацию. При этом собственник об этом ничего не знает, а жильцы платят за его восстановление и использование. Таким образом, лифтовые организации всячески уклоняются от исполнения тех или иных приказов, ссылаясь на то, что не имеют прямых правовых отношений с управлением ЖКХ, — поясняет Сергей Пинькас.
Как выход из ситуации власти предлагают проведение конкурса. Это позволит создать систему правоотношений, согласно которой лифтовики будут напрямую зависеть от органа местного самоуправления — заказчика и собственника в одном лице. Таким образом, коммунальщики смогут контролировать деятельность подрядчика, экономя при этом немалые средства.
- По этому поводу неоднократно проводились совещания, — говорит Сергей Пинькас. — На сегодняшний день есть много жалоб. Приведу пример. Мы выборочно проверяли центр города. Не ужаснуться этой ситуации невозможно: в некоторых лифтах не были закреплены ограничители скорости и другие элементарные детали, которые обеспечивают их безопасную работу. Лифтами в Херсоне никто не занимается. Парадокс заключается в том, что лифтовая организация, имея прямые отношения с конечным потребителем в виде карточки, создала такие условия работы, при которых ЖЭКи не заинтересованы следить за фактическим получением денег лифтовиком на техобслуживание. В ЖЭКах даже нет специалистов, которые могли бы осуществлять осмотр лифтов.
Отдельного внимания, по его словам, заслуживают объединения совладельцев многоэтажных домов (ОСМД). Многие из них заключили договора с организациями, которые занимаются обслуживанием лифтов, и, по идее, никто не имеет права вмешиваться в эти отношения. Но на сегодняшний момент есть ОСМД, дома которых являются собственностью городской территориальной громады. Есть и самостоятельные балансодержатели. Разумеется, никто не претендует на их самостоятельность. У территориальной громады перед такими ОСМД лишь одно обязательство — проведение первого капитального ремонта. Законом не определено, какой это ремонт: всего дома или его определенных проблемных участков. Но у города есть обязательства по обслуживанию лифтов в домах, которые продолжают оставаться в его коммунальной собственности, вне зависимости от того, кто является балансодержателем. Смена адреса ЖЭКа для конечного потребителя принципиально ничего не меняет, подчеркнул С.Пинькас. Поэтому, несмотря на наличие договоров, можно говорить о том, что они заключались незаконно, в нарушение всех законодательных нормативов.
По итогам инвентаризации, в коммунальной собственности города находятся 107 неработающих лифтов. На их восстановление необходимо порядка 8 млн. гривен. Таких денег у города нет. Поэтому, согласно условиям конкурса, 50% стоимости ремонта на себя берет победитель конкурса, остальную сумму выделяет город. Среди прочих требований: все лифты должны заработать в течение трех лет, в них должны быть установлены новые картоприемники.
Определенные неудобства возникают и в связи с тем, что в нескольких подъездах одного дома лифты могут обслуживать разные фирмы. Именно поэтому было принято решение о проведении конкурса на единую группу. Только с появлением единого подрядчика можно будет зарегулировать появление общегородской лифтовой карты, считают городские власти. Но в этой ситуации есть и достаточно серьезный «подводный камень» — это льготные категории потребителей. Ведь при оплате услуг через картоприемник они не получают льготы — они компенсируются госбюджетом непосредственно предоставителю услуги. И на сегодняшний день льготы невозможно ни как-то зафиксировать, ни урегулировать, поскольку нет соответствующего нормативно-правового документа.
Хотя есть программное обеспечение, которое позволит изменить структуру поездок. Речь идет о замене лифтовых карт. Они должны быть сделаны по типу зарплатных карт, чтобы при использовании снимались не данные о поездках, их количестве, а деньги. К примеру, на одного льготника выделяется 80 поездок в месяц и оплачивает он их по льготной стоимости. Превысив льготный лимит, он платит за поездки наравне со всеми. Таким образом, у нас появится возможность в рамках лифтовой организации получать информацию о том, сколько было предоставлено льготных поездок, какую сумму нужно компенсировать с госбюджета, говорит С.Пинькас.
Также, по мнению властей, необходимо пересмотреть составление договоров. Они должны регулировать взаимоотношения трех сторон — заказчика (собственника лифтов), исполнителя и жилищной организации. К сожалению, ЖЭК никак нельзя устранить из этого списка. Например, электроэнергия для эксплуатации лифта зафиксирована в тарифе квартплаты. Для того, чтобы изъять из этого процесса жилищную организацию, необходимо поставить на каждый лифт отдельный счетчик. А это технически невозможно. Но в то же время условия договора достаточно жесткие.
Для того, чтобы предприятие-победитель не превратилось в обычного транзитера, как это часто бывает, договором и конкурсной документацией зафиксирован максимальный объем субподрядных работ — 30% от фактически работающих лифтов. При этом привлечение субподряда возможно лишь по согласованию с заказчиком. Таким образом, управление жилищно-коммунального хозяйства будет иметь возможность контролировать этот процесс.
- Мы понимаем, что, возможно, херсонские фирмы не потянут такой объем работ, и на этот рынок может зайти иногороднее предприятие, которое будет платить налоги в бюджет своего города — отмечает Сергей Пинькас. — Поэтому условиями конкурса обозначено, что участником может быть только юридическое лицо, зарегистрированное в Херсоне, которое платит налоги в городской бюджет и имеет право самостоятельно совершать хозяйственную деятельность. Если же иногородняя фирма захочет принять участие в данном конкурсе — пожалуйста, но это не должен быть херсонский филиал какой-либо компании. Принимать участие в конкурсе имеет право только самостоятельный налогоплательщик со статусом юридического лица в Херсоне. Это основные положения, пусть и жесткие, но только таким образом мы сможем навести порядок в городском лифтовом хозяйстве.
Как говорится, «сказано-сделано». Конкурс провели 12 мая. Но в законности такого конкурса усомнились депутаты городского совета и вынесли этот вопрос на рассмотрение последней 37-й сессии. Как выяснилось, конкурс был проведен вопреки распоряжению мэра города Владимира Сальдо, который отменил приказ начальника управления жилищно-коммунального хозяйства о создании комиссии по подготовке и проведению конкурса.
- Это еще один пример конкурентной борьбы. Такого рода действия направлены отнюдь не на стабилизацию в системе обслуживания жилого фонда. Сейчас в стране наводится порядок и тот, кто нарушает законодательство Украины, в том числе, при проведении различных конкурсов, будет отвечать всей его строгости и жесткости, — заявил Владимир Сальдо.
Что ж, судьба херсонских лифтов, пока неизвестна. Кто прав, кто виноват — покажет время. Поэтому выбор у херсонцев сейчас небольшой: пока довольствоваться поездками в лифтах без ограничителей скорости, со старыми картоприемниками, либо… ходить пешком.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |