ІА «Контекст Причорномор'я»
Херсон  >  Моніторинги
Херсон глазами незрячих
21.05.2010 / Газета: Херсон Маркет плюс / № 20 / Тираж: 20000

Какой же он, наш город, для тех, кто его не видит?

Для того, чтобы хотя бы приблизительно это понять, человеку видящему нужно сильно зажмуриться и отправиться на прогулку. В таком непривычном для нас состоянии город предстаёт в новом свете, а точнее — в его отсутствии.

Первое ощущение — полная растерянность. Где я, и в каком направлении нужно идти? Потом страх — а вдруг куда-то провалюсь или попаду под машину. Следующий шаг — это смешение чувств: страх вместе с интересом. Ведь это что-то новое, ранее не испытанное. Ещё несколько шагов, и активизируются органы чувств: усиливается слух, обостряется обоняние, просыпается интуиция. И так — до первого препятствия. Перейти дорогу, как оказалось, не так уж просто. Страх главенствует над всеми другими ощущениями. И ты понимаешь: без посторонней помощи не обойтись. Потом вспоминаешь, что всё это — лишь игра, открываешь глаза, с облегчением вздыхаешь и уже уверенным шагом идёшь к пункту назначения…

Но так можем сделать мы, люди, которые видят мир во всех его красках. А как же быть тем, кто лишён такой радости?

Ответ на этот вопрос искали общественные организации, которые отстаивают права людей с нарушением зрения. Для этого они организовали акцию — квест «Херсон глазами незрячих». Юлия Григорчук, председатель Херсонского областного представительства Всеукраинской молодёжной организации инвалидов с нарушением зрения «Генерация успешного действия», говорит: «В ходе акции мы определим труднопроходимые для незрячих улицы и места. Для того, чтобы им было комфортно передвигаться по городу, на эти светофоры надо установить звуковые маячки. Один такой маячок стоит около 600 гривен. Сейчас в Херсоне ими оснащены лишь три светофора».

Идея проведения акции-квеста принадлежит харьковским общественникам. Они приехали в Херсон поддержать своих коллег и принять участие в мероприятии.

Стартовала акция от железнодорожного вокзала. Там участники квеста — пятеро херсонцев и пятеро харьковчан — получили зашифрованные задания, разгадав которые они составили карту и согласно ей передвигались по городу. Вооружившись тростью для ощупывания дороги, GPS-навигаторами, которые помогают сориентироваться на местности, участники квеста отправились в путь. Сопровождали их школьники и студенты-волонтёры.

Акция длилась около двух часов. Её результаты обсуждали во время круглого стола, в котором принимали участие и городские чиновники. Среди них — Сергей Лободзинский, первый заместитель руководителя Апелляционного суда Херсонской области. Его пригласили неспроста. Ведь из трёх городских светофоров, на которых установлены звуковые маячки, один расположен возле здания суда. Сергей Лободзинский говорит: поток пешеходов на этом участке очень большой, а там три нерегулируемых перекрёстка, пять пешеходных переходов, из-за чего здесь происходит большое количество ДТП. Именно поэтому руководство суда обратилось в горисполком с просьбой урегулировать движение в этой части города. И в первой половине 2009 года были установлены светофоры со звуковым маячком. По словам Сергея Лободзинского, один светофор обошёлся в 150 тысяч гривен. Но на это потратили не бюджетные деньги.

«Такой позитивный опыт может стать примером для других организаций и предприятий города, — считает представитель общественной организации Андрей Недбайло. — Так, руководство МКП «Прозерпина» планирует установить звуковой маячок на пешеходном переходе возле супермаркета «Антал».

О социальных программах, направленных на поддержку людей с нарушениями зрения, рассказывали и гости из Харькова. В их городе два года назад при поддержке одного из местных фондов общественники реализовали проект «Доступное метро». По словам Игоря Шрамко, председателя Харьковского областного представительства Всеукраинской молодёжной организации инвалидов с проблемами зрения «Генерация успешного действия», благодаря проекту на входах в городской метрополитен установили 10 звуковых маячков, которые помогают незрячим выбрать нужный маршрут. «Сначала был отказ, — говорит Игорь Шрамко. — Нас не поддержали, но потом удалось переубедить руководство метрополитена. За деньги спонсоров купили маячки, которые метрополитен взял на баланс. Их установили на тех станциях метро, где чаще всего бывают незрячие. После этого метрополитен, уже по личной инициативе, установил рельефную разметку. Она сделана из песка на основе эпоксидной смолы. Такая линия контрастных цветов, чтобы её можно было почувствовать ногой или тростью. Это помогает незрячим понять, где заканчивается платформа и начинаются ступеньки, и дисциплинирует всех пассажиров».

Харьковчане также отметили: очень важно, чтобы в общественном транспорте, как и раньше, объявляли остановки. Хоть это и предусмотрено законодательством, но ни в Харькове, ни в Херсоне этого не делают. Чтобы это реализовать, дополнительных средств не нужно, а вот незрячим ездить в транспорте станет гораздо комфортнее.

Елена Рузгис, начальник управления социальной политики Херсонского городского совета, которая тоже участвовала в обсуждении проблем незрячих, посоветовала организаторам акции озвучить результаты на заседании Комитета доступности. Кроме этого, по ее мнению, следует составить список наиболее значимых объектов, где звуковые маячки нужно установить в первую очередь. Потом согласовать это с ГАИ, найти деньги на покупку оборудования и его установку, определить предприятия, которые возьмут их на баланс. Процесс этот длительный, но, как считает Елена Рузгис, самое главное — это с чего-то начать. И хотя в этом году предусмотреть деньги в бюджете на эти нужды уже не удастся, но есть всевозможные акции, фонды, меценаты, которые не останутся безразличными к проблемам незрячих.

Автор: Ирина Иванец


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту