В конце прошлого года на северо-восточных границах Украины начал оформляться новый торгово-экономический союз в составе России, Казахстана и Беларуси. Подписание трехстороннего договора о единых Таможенном кодексе и тарифах перевело работу над Таможенным союзом (ТС) из юридической плоскости в практическую
Согласно договоренностям, с 1 января 2010 года вступил в силу единый таможенный тариф между странами, а сам Таможенный союз начнет функционировать через полгода со вступлением в силу Таможенного кодекса. В результате на карте мировой экономики появляется новый мощный игрок, новый рынок почти в 180 миллионов человек, с совокупным ВВП в $ 2 триллиона и товарооборотом в $ 900 миллиардов.
Процессы экономической и политической интеграции на постсоветском пространстве традиционно вызывают горячие дискуссии в нашей стране. Что делать Украине с новым Таможенным союзом? Почти гамлетовское «вступать или не вступать» сегодня в очередной раз раскалывает украинский политический класс на идейных сторонников и противников сближения с Россией.
На самом деле вопрос для Украины далеко не праздный. С появлением нового интеграционного объединения у своих границ Украина оказывается между двумя мощными экономическими союзами, которые определенным образом защищают собственные рынки и производителя. Это вызов для национальной экономики, на который необходимо искать ответ.
Главное, что следует учитывать при планировании среднесрочной и долгосрочной внешнеэкономической политики государства, — то, что мир меняется, и особенно динамично это происходит в периоды кризисов. Именно в это время возникают новые «локомотивы роста», появляются новые рынки с высокой емкостью и потенциалом, а привычные лидеры мировой экономики сталкиваются со значительными трудностями. Не стал исключением и текущий финансово-экономический кризис.
Так, отчетливо выделилась группа лидеров с высоким потенциалом экономического роста. В первую очередь речь идет о странах так называемой группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), однако и экономика Беларуси и Казахстана не выглядят аутсайдерами.
По прогнозам Всемирного банка, в 2010-2011 годы Россия покажет прирост ВВП на уровне 5-5,5% и 3,5% соответственно. У других участников Таможенного союза экономика в 2010 году будет расти медленнее, но к 2011-му продемонстрирует ускорение. Ожидаемые темпы роста ВВП Беларуси и Казахстана в 2010 году — 2%, в 2011-м — около 4%. В то время, как экономика зоны евро, по расчетам того же Всемирного банка, в 2010 году вырастет всего на 1,3%, а в 2011 -м даже несколько сбавит темп до 1,1%.
Для Украины, тяжело переживающей кризис, правильный выбор экономических партнеров, а соответственно и рынков сбыта продукции — это проблема экономической состоятельности и качества экономического роста. В этом смысле рынки бывших союзных республик очень важны для нас.
В частности, по информации директора Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерия Гейца, с 2002 по 2009 года отечественный товарный экспорт в страны ЕС постоянно уменьшался (приблизительно с 36% до 25%), а в страны СНГ — наоборот, постоянно рос (с 24% до 34%). Таким образом, фактор торговой интеграции со странами ЕС срабатывает не так хорошо, как хотелось бы. Поэтому Украине нужно диверсифицировать торговые взаимоотношения.
Кроме того, на рынках так называемых постсоветских стран в отличие, например, от других наших соседей из ЕС, Украина по-прежнему имеет возможность продавать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Львиную долю заказов для украинского машиностроения, станкостроения и авиастроения обеспечивает спрос из России и Казахстана.
Можно также взять в расчет стоимость энергоносителей, от которых так зависима энергозатратная экономика Украины. Вступление в Таможенный союз позволит несколько снизить стоимость углеводородов и соответственно повысить конкурентоспособность нашей продукции.
С этой точки зрения, членство в новом Таможенном союзе имеет под собой прагматичную основу. Тем более что отказ от сотрудничества может иметь для Украины довольно неприятные экономические последствия.
В первую очередь усилится конкуренция за рынки сбыта стран участниц. Ограничения экспорта украинского металла, аграрной продукции, которые прежде были на украинско-российской границе, расширятся теперь и на две другие страны Таможенного союза, что угрожает полной потерей этих рынков для украинского бизнеса. Например, до создания ТС между Украиной и Беларусью не было ограничений по основным статьям украинского экспорта. Теперь российские ограничения будут распространяться на Беларусь и Казахстан, что приведет к повышению цены на украинский металл на 30%.
Также возможны потери от переориентации транзита. Несложно предположить, что участники нового союза, приняв решение о единых таможенных правилах, приложат максимум усилий для увеличения грузопотоков через территорию Таможенного союза. Эксперты считают, что в этом случае объемы транзита через Украину могут упасть в разы.
Вместе с тем необходимо понимать, что вступление в Таможенный союз несет ряд существенных рисков для экономики Украины. В первую очередь этот шаг сделает практически невозможным дальнейшие переговоры с Европейским Союзом о создании зоны свободной торговли. Всё придется начинать практически с нуля. И еще вопрос, сможет ли Украина, оказавшись в Таможенном союзе, самостоятельно вести переговоры с ЕС и будут ли с нами разговаривать европейцы.
Кроме того, у Украины неминуемо возникнут проблемы с членством во Всемирной торговой организации (ВТО). Ведь согласно правилам этой организации ее члены не могут образовывать экономические союзы с теми странами, которые в ВТО не входят. Как известно, ни Россия, ни Беларусь, ни Казахстан пока в ВТО не вступили. Кроме того, в случае образования Таможенного союза между странами-членами ВТО предусматривается, что их общий таможенный тариф в отношении третьих стран должен соответствовать наименьшему из существующих тарифов среди стран-участниц такого союза.
В данном конкретном случае это означает, что присоединение Украины к новому интеграционному проекту возможно в двух случаях: либо Украина повысит тарифы (а это повлечет за собой прекращение членства в ВТО), либо страны Таможенного союза их сократят. И то и другое сегодня крайне маловероятно. Ведь если Киев решит стать членом Таможенного союза, нашей стране придется существенно повысить импортные пошлины на многие виды сырья и комплектующих не из стран союза, которые используют украинские производители.
Для того чтобы два полноценных экономических партнера, которыми могут стать для Украины ЕС и Таможенный союз, не превратились в Сциллу и Харибду для нашей экономики, необходимо предпринять значительные дипломатические усилия.
В первую очередь следует искать пути сотрудничества с новообразованным Таможенным союзом. Главная задача в этом направлении — не допустить ужесточения торгового режима в отношении украинских товаров. Для этого целесообразно расширять двустороннее экономическое сотрудничество, в том числе на особых привилегированных условиях, не противоречащих членству Украины в ВТО. Также необходимо отработать механизмы коллективных отношений членов Таможенного союза с Украиной, в частности, в направлении создания зоны свободной торговли со странами Таможенного союза по принципу «3+1».
Вместе с тем Украине важно признать, что создание зоны свободной торговли с ЕС не является вопросом ближайшей перспективы. Это в последнее время подтверждают и сами европейцы. По крайней мере, именно так можно трактовать слова посла Франции в Украине Жака Фора, заявившего недавно, что Украине не следует спешить с созданием зоны свободной торговли с ЕС.
В этой связи намного продуктивнее может оказаться идея подключения Украины к переговорам между Россией и ЕС о создании общеевропейского пространства. Такие переговоры довольно интенсивно ведут уже с 2003 года. В случае успеха многие вопросы и риски для национальной экономики будут сняты как в отношениях с ЕС, так и с зарождающимся Таможенным союзом России, Беларуси и Казахстана.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |