Недавно начальнику Херсонского территориального управления Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Татьяне Мануйленко выпала редкая возможность ознакомиться с работой коллег в Великобритании и Финляндии
Поездка в две эти страны, профинансированная Евросоюзом, дала возможность сравнить их реалии с нашими. «Гривна» не упустила возможность рассказать читателям об этих впечатлениях.
- Татьяна Викторовна, почему были выбраны именно Великобритания и Финляндия?
- Это был семинар на тему «Гармонизация систем конкуренции и госзакупок в соответствии со стандартами ЕС». Украина не раз заявляла о намерениях вступить в Евросоюз, а обязательным условием для такого вступления является создание здоровой конкурентной среды. Еврокомиссия не только сама изучает, насколько наша нынешняя ситуация соответствует требованиям, но и стремится научить, поделиться опытом. Нам предложили посетить две очень разные страны — по традициям, менталитету и статусу: Великобритания не входит в Европейский Союз, а Финляндия является членом этого сообщества.
- Есть ли разница в структуре контролирующих органов, которые там выполняют аналогичные Антимонопольному комитету Украины функции?
- В Великобритании мы посетили Офис справедливой торговли. Это учреждение, которое занимается расследованием злоупотреблений по нашей части и вместе с тем защитой прав потребителей. Мы поинтересовались,
как же они справляются, ведь это огромный поток жалоб: помимо исследования рынков нужно рассматривать вопросы продажи некачественной колбасы или обуви!
Тут наши коллеги очень удивились. Оказывается, некачественный товар у них купить крайне сложно, особенно в магазинах. Поэтому жалоб очень мало. И также мало различных злоупотреблений со стороны монополистов. У нас же именно такие нарушения — обсчеты потребителей, спорные ситуации с установкой, поверкой и заменой счетчиков, — составляют 80% объема нашей работы. В Финляндии аналогичными вопросами занимается узкоспециализированная структура — Конкурентное ведомство.
- Есть ли у наших стран какие-то общие проблемы, сферы, в которых происходит больше всего нарушений?
- Как нам пояснили, главная проблема для них — это картели (сговоры на рынке). В Великобритании, например, дали понять, что сейчас их очень волнует рынок нефтепродуктов, а также ремонт городских дорог. Мы было понятливо закивали головами, приготовились к тому, что услышим о знакомых и часто встречающихся в Украине злоупотреблениях. Но, оказалось, масштаб нарушений далеко не тот. Проблема на рынке нефтепродуктов касается всего лишь условий продажи шлангов для заправки танкеров, а проблема ремонта дорог связана с непрозрачностью проведения тендера. Производством асфальта и укладкой покрытия там занимаются разные структуры, поэтому проводят двойной тендер. Условием для победы в конкурсе на ремонтные работы является закупка определенного количества асфальта у выигравшей тендер фирмы. Так вот, одному предприятию отказали в закупке асфальта и этим лишили её права на участие в конкурсе. Надо сказать, что в тех странах где мы побывали, очень четко и добросовестно работают органы местной власти. Там не поднимут просто так цену на проезд в общественном транспорте или тарифы на воду: на страже интересов людей стоят чиновники.
В Лондоне мы рассказали о своем опыте: в Херсоне маршрутчики подняли расценки без должного экономического обоснования затрат. Наши коллеги очень удивились: «А почему же люди не обратились к городской власти?» Когда мы пояснили, что городская власть как раз и согласовала новые расценки, удивление было еще больше: «А разве ваши чиновники не думают о том, что скоро будут новые выборы и народ за них не проголосует?» Тут уж настала очередь удивляться нам.
- Но раз у них тоже идёт контроль за проведением тендеров, значит выявляют и нарушения.
То есть у них не всё так гладко?
- За границей тендеры проводят намного строже. Всех участников тщательно проверяют: и репутацию, и документацию. Поэтому к самим заказчикам услуг — чиновникам — как правило, претензий не возникает. Требования к соискателям там огромные. У них вряд ли возможно, чтобы победителем тендера стала фирма, которая документально не подкрепила свои финансовые возможности или предоставила неполный пакет документов. А наша практика такова, что именно заказчик часто недосматривает или умышленно допускает нарушения в пользу одного из участников. Зачем далеко ходить — за 5 месяцев нынешнего года у нас расследовано уже бдел: были большие претензии к чиновникам, которые проводили тендер. И это «еще не вечер», учитывая то, как в Херсоне провели конкурс на право обслуживания лифтов, правомочность которого нам предстоит изучить.
За рубежом госслужащие действительно чтят и соблюдают закон. Наверное, поэтому у наших иностранных коллег значительно меньше работы. За прошлый год во всей Великобритании представители Офиса справедливой торговли возбудили всего 450 дел, в Финляндии -300. В Украине только злоупотреблений (эта категория составляет 80% от общего количества возбужденных АМКУ дел) выявлено 4,5 тысячи нарушений!
- Количество предприятий-монополистов за границей меньше?
- Примерно такое же. Но, например, в Финляндии нет проблем со знакомой нам вседозволенностью со стороны энергопоийвщика. Поставщиками элекроэнергии там являются множество фирм — только в Хельсинки их 48! притом что электросети принадлежат совсем другой структуре. 1 каждой фирмы — свои расценки, и граждане могут сами выбирать себе компанию. Если не понравилось обслуживание или тариф, можно написать в Национальную комиссию (вроде нашей НКР), аргументированно изложить претензии, предоставить документы, и тебя автоматически переведут к другом у поставщику электроэнергии. Вот это настоящая конкурентная среда — нам бы такую!
- Как по-вашему, что необходимо усовершенствовать в украинском законодательстве, чтобы облегчить вам работу, сделать её более эффективной?
- Надо сказать, что в Украине и так очень хорошая законодательная база: и закон о защите экономической конкуренции, и закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией вполне соответствуют европейским нормам. Пожалуй, это немногое из того, что уже отрегулировано, и поэтому результаты работы АМКУ выдерживают самую строгую критику. Мы — независимый орган, подчиняемся лишь своему руководству в Киеве, и процент устоявших после обжалования судебных решений у нас очень высок.
Что нам понравилось «у них» — так это стратегическое мышление и планирование. За 2 года до смены власти в Великобритании обязательно поручают аналогу АМКУ провести полный анализ ситуации на рынках и разработку рекомендаций.
Они являются обязательными для выполнения — кто бы из политиков ни пришел к власти.
- Что вам запомнилось во время поездки помимо знакомства с работой коллег?
- Очень понравились Лондон, отношение англичан к своей стране (везде чисто, ухожено,, красиво), к людям (туалеты везде бесплатные, в том числе есть специальные для детей и инвалидов). Как мне объяснили, в Великобритании всё направлено на то, чтобы помочь человеку, а не на то, чтобы поставить его в неудобное положение. Трогательна забота о животных. В парках никто не бросает камнями в уток, а белки скачут прямо под ногами. У Букингемского дворца, в котором находятся покои королевы, есть два прекрасных парка. В одном из них разрешено собираться всем, кто недоволен действиями правительства или королевы. Люди могут обсуждать здесь руководство страны, возмущаться и даже кричать. Но, как правило, выпустив пар, публика уходит с вполне мирными мыслями и до больших конфликтов там доходит редко. Еще удивило то, что накануне парламентских выборов улицы Лондона отнюдь не заполнены бил-бордами. На вопрос, каким же образом политики ведут борьбу за электорат, нам удивленно ответили, что есть штабы, офисы политических сил, в которые могут прийти все, кто интересуются политикой. А массовой «атаки» на население, навязывания своих лозунгов, ярой агитации никто не проводит: там это не принято.
- Спасибо за интервью.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.011Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |