Сыграны все спектакли, открыты все выставки, проведены все мероприятия, спеты все песни, отгремели все салюты, разъехались все гости – и ХІІ Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии» стал историей.
Он был насыщенным и интересным, ярким и многолюдным. За 7 фестивальных дней с 25 по 31 мая на пяти площадках 19 театральных коллективов из 7 стран (Беларусь, Венгрия, Молдова, Польша, Россия, Румыния и, конечно же, Украина) представили 22 очень разных спектакля. Правда, увидеть абсолютно всё было невозможно: представления шли в двух, а то и в трех разных местах одновременно. Но гости неизменно приходили в восторг, повторяя организаторам: «Вы не понимаете, какие великие дела делаете!», зрители хоть и не всегда заполняли собой залы, но бурные овации устраивали постоянно, а актеры искренне радовались теплому приему и отдавали себя сцене и публике.
И хоть фестивальному движению, по большому счету, присущ олимпийский принцип: «Главное не победа, а участие», – жюри (даже два жюри – профессиональное и журналистское) награды присуждало. Правда, не все действительно интересные постановки были отмечены, не со всеми наградами можно согласиться, а некоторые формулировки просто озадачили. Например, наш Евгений Гамаюнов за роль Моцарта в спектакле «Жаба» получил диплом за… «Лучший дебют». То, что заметили это работу, удивлений или сомнений не вызывало. Но формулировка «Лучший дебют» звучит весьма странно для актера, который в театре работает лет восемь и в прошлом году на том же фестивале был признан лучшим исполнителем ролей второго плана. А вот то, что жюри отметит музыку к этому спектаклю, можно было предположить: диплом за лучшее музыкальное решение – группе «Город неспящих». Поздравляем!
На этом касательно херсонского драматического профессиональное жюри поставило точку. Так что повторить прошлогодний триумф «Страшной мести» не удалось. И не потому, что спектакли представили плохие («Гамлет», «Жаба» и «Американская рулетка») или актеры не так сыграли. Очень даже так! За роль Гертруды в «Гамлете» журналистское жюри признало народную артистку Украины Елену Галл-Савальскую лучшей исполнительницей женской роли второго плана. А ведь в том же спектакле есть еще Александр Мельник (сам Гамлет), Сергей Кияшко (Гораций), Руслан Вишнивецкий (Лаэрт)… Видно, для жюри в «Гамлете» было слишком много авангарда – то есть, унитазов и противогазов. Так что вместо остальных наград – специальный диплом «за стабильно высокий профессиональный уровень актерской труппы, балета, оркестра, всех творческих и административных звеньев театра». Тоже правильно.
Не ударил в грязь лицом и херсонский театр кукол – второй год удивляет. Вообще-то на «взрослом» фестивале к детским спектаклям относятся несколько свысока, но пройти мимо «Легенди про отамана Сірка» не смогли, в итоге два диплома: от профессионального жюри – за оригинальное прочтение национального фольклора средствами театра кукол, от журналистского – за лучший спектакль для детей. Заслужили.
Итак, о своих поведали, переходим к гостям.
Лучшим спектаклем признана гоголевская «Женитьба» Венгерского драматического театра в постановке народного артиста Украины Станислава Моисеева. Этот же спектакль получил два диплома за лучшую сценографию (художник-постановщик Владимир Карашевский) – как от профессионального, так и от журналистского жюри. И хоть режиссер был очень недоволен синхронным переводом (спектакль шел на венгерском языке, а на экран проецировался русский текст – невпопад, с ремарками), что весьма раздражало и часть зрителей, технические недочеты не помешали понять и принять замечательный спектакль – в конце концов, живем не в Африке, с сюжетом знакомы. Кстати, именно этот спектакль был задуман два года назад на «Мельпомене Таврии», когда познакомились два режиссера – венгр Била Мере и украинец Станислав Моисеев. А вот венгерских актеров поразили наши зрители: «Люди у вас веселые, теплые и добрые. Публика очень хорошая, мы очень давно не видели такого любезного приема. Видно, что люди ходят в театр и ждут спектакля». А то, что зрители на следующий день после спектакля узнали на улице исполнителя главной роли и поздоровались, просто привело его в восторг.
Очень понравился всем и спектакль «Сиротливый Запад» Пермского театра «У Моста». Профессиональное жюри отметило лучший актерский дуэт (Василий Скиданов и Владимир Ильин), а журналистское не скупилось: Гран-при от души!
Республиканский театр белорусской драматургии привез в Херсон пластический спектакль на троих – «Небо в алмазах» по произведениям Чехова, который был признан лучшим камерным спектаклем сразу двумя жюри, а актриса Людмила Сидаркевич за роль Девушки получила диплом за лучшую женскую роль в камерном спектакле.
Очень порадовал яркий, веселый, динамичный и жизнерадостный спектакль румынского театра Михая Эминеску «Иван Турбинкэ». Профессиональное жюри именно в нем увидело лучшее пластическое решение, а журналистское – лучший актерский ансамбль. Если бы была еще награда за создание великолепного настроения, спектакль обязательно получил бы и ее. Жаль только, что зрителей было мало. Такое зрелище пропустили!
Не остался без награды и постоянный участник фестиваля Криворожский театр музыкально-пластических искусств «Академия движения». В этом году они показали спектакль «Голос земли», а жюри отметило последовательность творческого поиска в искусстве пластического театра режиссера-постановщика – заслуженного деятеля искусств Украины Александра Бельского.
Заслуженный артист Украины Виталий Бондарев был дважды признан лучшим: профессионалы решили, что им сыграна лучшая мужская роль в камерном спектакле («Тэза с нашего двора» Одесского театра «Ланжерон»), а журналисты не скупились: просто лучшая мужская роль. Да, замечательный моноспектакль, да, актер великолепен, только можно ли назвать то, что происходило на сцене, ролью, точнее, одной ролью, ведь Виталий Бондарев, будучи рассказчиком, время от времени перевоплощался в своих героев и героинь. Так что эта награда тоже несколько озадачила – не по сути, по форме. Да и роль, сыгранная актером в другом спектакле («Пленные духи» Харьковского центра современного искусства «Новая сцена»), пожалуй, впечатлила куда больше. Но, к сожалению, эту удивительную постановку отметили только дежурным дипломом «Дебют на фестивале» от журналистского жюри.
Практически неоцененной осталась еще одна яркая постановка – «Вишневый сад» Ровненского академического музыкально-драматического театра. Разве что журналистское жюри присудило диплом за лучшую мужскую роль второго плана народному артисту Украины Анатолию Гаврюшенко (Фирс). Причина – непривычные для театра эпатажные костюмы (художник – известный модельер Залевский). Вычурные прически, экстравагантные платья, меха и кеды в одном костюме, валенки в пайетках… Многие этого не поняли и не приняли, хотя, на самом деле, все продумано и осмысленно. Театр из Ровно поистине стал возмутителем спокойствия: одни искренне приветствовали необычное решение («Театр должен быть красивым!»), другие бурно не одобряли: («Модельер, знай свое место! На подиум, а не в театр!»).
От «Чайки» Николаевского академического театра драмы и музыкальной комедии Херсон ждал фурора. Во-первых, потому что режиссер спектакля – херсонец Сергей Павлюк, а от него только и жди сюрпризов. Во-вторых, николаевская пресса после премьеры захлебывалась от восторга. Спектакль действительно удивил – на сцене огонь и вода, весьма эффектно. Недаром жюри отметило лучшее художественное оформление спектакля (художник-постановщик Алла Локтионова). Только идею режиссера с бассейном на сцене поняли не все, и после спектакля многие зрители спрашивали друг друга: «А зачем вода? Без нее можно было прекрасно обойтись». Но режиссер настойчиво заявляет, что ставить Чехова будет только на воде – и никак иначе. И еще. Видно, мы, херсонцы, «як ота Галя», зрители «балувані», и после наших спектаклей игра николаевских актеров произвела впечатление не на всех. Тем не менее, жюри решило, что лучшая мужская роль на фестивале была сыграна именно в «Чайке» Павлом Чирвой (Треплев).
Касаемо лучшей женской роли, оба жюри были единогласны – это заслуженная артистка Украины Татьяна Михина (Эдит Пиаф в одноименном спектакле театра им. И.Франко). Плюс диплом от журналистского жюри за лучшее музыкальное воплощение» (композитор Виктория Васалатий). Действительно, полный восторг и от музыки, и от игры актеров, и от самого спектакля – идеальное, безупречное зрелище. По большому счету, со всем остальным сравнивать нельзя – разные весовые категории.
И под занавес фестиваля очень порадовали поляки – музыкальный спектакль «Кафе Sax» театра им. Олександра Севрука, 22 лиричных песни, которые написала Агнешка Ошецка, сплетенные одним сюжетом, великолепное исполнение. Очень душевно и трогательно. Актеры трижды выходили «на бис». Жюри было право: это лучший ансамбль фестиваля. Все. Точка.
Точнее – восклицательный знак. И новая встреча в следующем году – фестиваль-то будет тринадцатым!
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.056Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |