По прогнозам экспертов, восстановление потребительских рынков в Украине стартует с продуктового сегмента
Хотя розничный товарооборот продолжает демонстрировать негативные результаты, многие рынки замерли в предстартовом состоянии. Объемы оборота розничной торговли постепенно приближаются к «выходу в ноль». В данной ситуации ключевым вопросом является последовательность восстановления.
В ряде сегментов розничного рынка страны уже не первый месяц фиксируются позитивные сигналы, которые говорят о том, что время стабилизации сектора – не за горами. Так, например, на рынке бытовой техники и электроники есть направления, демонстрирующие феноменальный рост. Хотя до выхода на показатели докризисного периода в иностранной валюте рынку еще далеко. Поэтому на данный момент можно говорить скорее не о росте, а о начале восстановления отдельных сегментов рынков.
«Если говорить о всплеске на рынке бытовой техники, то, действительно, речь идет об отложенном спросе, а также стабилизации валюты», – считает Андрей Шевчишин, руководитель аналитического департамента ИГ ТАСК.
Аналогичной точки зрения придерживаются и другие эксперты, считая, что во многом спрос на электронику и бытовую технику зависит от наличия на рынке предложений по кредитованию. Многие розничные сети сейчас активно рекламируют рассрочку покупки на десять равных платежей.
«Если рынок бытовой техники в большей мере привязан к наличию программ кредитования, то при покупке продуктов питания это неважно. Потому как продукты питания никто в кредит не продает», – говорит Александр Жолудь, эксперт Международного центра перспективных исследований.
Другие же эксперты считают, что между рынками бытовой техники и электроники и продуктовым ритейлом не существует прямых корреляций и существенных связей.
«Продуктовый рынок Украины обеспечен главным образом товарами внутреннего производителя. В основном это товары с низкой добавленной стоимостью, подверженные серьезным ценовым колебаниям, – говорит Александр Жолудь. – В то время как бытовая техника и электроника – это импортируемая продукция с высокой добавленной стоимостью, и она привязана к курсовым колебаниям на межбанковском рынке».
«Группы потребителей бытовой техники и продуктов совершенно разные. Взаимосвязь просматривается только с точки зрения остаточного потребления после наполнения «продуктовой корзины» и медикаментов, – утверждает Андрей Шевчишин. – Соответственно, определяющими факторами в вопросе потребления бытовой техники являются уровень дохода и предлагаемое рыночное кредитное плечо».
По словам экспертов, люди продолжают экономить. Даже сейчас многие потребители тратят на продукты меньше, чем в прошлом году. Но – тем не менее – восстановление потребительского спроса, подкрепленного реальными доходами населения, первым должен ощутить именно продуктовый ритейл.
«Сначала рост продаж будет отслеживаться в продуктовом ритейле, а потом – уже во всех остальных секторах», – утверждает Андрей Пивоварский.
Пока же для увеличения потребительской активности не существует достаточных макроэкономических оснований. Если стабилизация курса доллара и активизация кредитных программ являются весомым фактором для покупки нового мобильного телефона, то продуктовый ритейл должен дождаться реального роста зарплат.
«Согласно официальной статистике, в 2008 году доходы населения выросли на 37,4% при инфляции 22,3%, а в 2009 году доходы населения поднялись на 6,2% при инфляции 12,3%, – отмечает Андрей Шевчишин. – Таким образом, заложен дисбаланс в потреблении, который будет давить на секторы потребления бытовой техники и продуктов».
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |