Херсон — город корабелов. «Когда-то это были не просто слова: ведь со стапелей Херсонского судостроительного каждый месяц сходило полнокомплектное судно. А что теперь?...» — вздохнут скептики. И будут неправы!
Потому как ОАО «Херсонский судостроительный завод» даже в условиях нынешнего мирового финансово-экономического кризиса, «накрывшего» многие верфи Украины, не просто держится на плаву: сегодня ХСЗ — одно из лучших в стране предприятий отрасли, продукция которого пользуется неизменным спросом. Лишнее тому подтверждение — очередное судно, пере-1 данное заказчику 8 июня этого года (см. фото вверху). Так что Херсон всегда будет городом корабелов, уверен генеральный директор Херсонского судостроительного завода Василий Федин. О нынешнем положении дел на предприятии и перспективах развития он рассказал в интервью газете «Гривна».
- Василий Викторовну, какое место сегодня занимает ХСЗ в судостроительной отрасли Украины?
- Все судостроительные заводы Украины работают в одинаковых условиях. Ситуация в украинском судостроении отличается от ситуации в других странах. Мы не работаем в условиях России, которая потратила на поддержку судостроения за последние 1,5 года 22 миллиарда рублей, мы не работаем в условиях Польши, Турции или Китая, где совершенно другое отношение властей к судостроению и есть программа государственной поддержки.
Украина, к сожалению, только занимается разработкой госпрограммы поддержки судостроения и на практике ни один из её пунктов не осуществлён. На сегодня украинское правительство, вместо поддержки, как в России, не вернуло ОАО ХСЗ более 12 миллионов гривен налога на добавленную стоимость.
Тем не менее, в существующих реалиях ОАО ХСЗ занимает одно из лидирующих мест в отрасли.
Мы вторые в отрасли по результатам работы в 2009 году: объем реализованной продукции в прошлом году составил 416,9 миллиона гривен — и в I квартале этого года -123,1 миллиона гривен.
Сегодня в работе на ОАО ХСЗ находятся 4 судостроительных и 13 судоремонтных контрактов. И это достаточно хороший показатель, тогда как основная масса судостроительных заводов Украины, к сожалению, простаивает без работы.
За последние 5 лет Херсонский судостроительный завод построил целый ряд достаточно сложных и уникальных судов, таких как рефрижераторы, универсальные сухогрузы, железнодорожные паромы, речные танкеры и якореукладчики-снабженцы. Всего 22 судна по 8 проектам.
С постоянными заказчиками мы работаем плодотворно, и они отмечают, что продукция ХСЗ — это своеобразный «знак качества». Не для хвастовства, а с тем, чтобы херсонцы знали, что им есть чем гордиться, процитирую выдержку из письма норвежской фирмы «Миклебуст Верфт АС», которая выразила признательность за постройку стального корпуса судна снабжения — якореуюпадчика: «Херсонский судозавод убедительно доказал, что он способен строить сложные корпуса всех типов... Завершая постройку судна здесь, на верфи «Миклебуст», мы оценили качество корпуса и очень довольны им! Корпусные работы, трубопроводы и насыщение сделаны очень хорошо, и это говорит о том, что эффективное сотрудничество в решении всех вопросов во время строительства является прочной базой для следующих наших проектов...». В другом письме заказчик отмечает, что работники ХСЗ настолько качественно выполнили свою работу, что тяговые усилия якореукладчика намного выше, чем по предыдущим заказам, построенным в Польше, акцентируя, что это — сугубо наша заслуга.
- Почему раньше украинское судостроение и Херсонский судостроительный завод были переполнены заказами, строили по 12 полнокомплектных судов в год, а в 2009 году всеми верфями Украины было построено всего 30 судов, и большинство из них не полнокомплектные, а корпуса?
- Главная причина состоит в том, что в бытность Советского Союза основная масса судов для пароходств нашей необъятной Родины строилась исключительно на территории СССР. Каждому заводу доводился план заказов строительства судов для определенного пароходства. Сейчас и Украина, и Россия живут в условиях капитапизма. Частные пароходства, которые пришли на смену государственной форме собственности, заказывают суда там, где дешевле, не придерживаясь, как раньше, принципа «строим суда только на территории СССР». А самые дешевые суда сегодня (как и множество другой техники, оборудования и так далее) строят в Китае. Стоимость судна, построенного в Китае, в 2 раза ниже, чем построенного в Украине. Причина дешевизны — наличие огромного количества дешевой рабочей силы. Эту тенденцию мы изменить не сможем.
Вторая причина — отсутствие мер государственной поддержки судостроения. Мы не говорим: давайте судостроению дотации, как в России и Китае. Мы говорим: создайте условия для строительства судов, такие как в Турции, Румынии и так далее. Хочется выделить три момента.
Первый. Сегодня наша система таможенного налогообложения построена так, что если мы завозим из-за рубежа оборудование для оснащения судна, которое в Украине никогда не производилось, должны заплатить около 10 % таможенной пошлины. Это сразу удорожает стоимость судна на эти же 10%. Ни в Турции, ни в Польше, ни в Румынии такой пошлины нет, и нам сложно с ними конкурировать.
Второй момент. Невозможно конкурировать с другими странами, когда Херсонский судозавод берет кредиты в банках в валюте под 19%, а верфи Турции, Польши, Румынии, Китая — под 5-9 %.
Третье. Украинская бюрократия. В Турции судно пришло на ремонт -через 15 минут на нём начинаются работы. В Украине же процедура оформления судна занимает 3 дня. Мы забюрократизированы настолько, что заказчики подчас просто боятся размещать заказы на суда у нас. Приведу пример: ХСЗ участвовал в тендере в Германии, и, несмотря на то, что предложил более низкую цену, выиграли поляки. Немцы нам прямо пояснили: мол, Украина — страна с непонятным законодательством...
- Финансово-экономический кризис докатился до ХСЗ с некоторым «опозданием» — его влияние предприятие почувствовало лишь в начале2009года. Каким образом кризис сказался на судостроении вообще и на ХСЗ — в частности?
- Первое, и самое главное — резко упало количество новых заказов. Причина: ввиду мирового финансового кризиса, у судовладельцев нет денег для строительства новых судов. Как результат, многие верфи остались без заказов.
Второе. Такая ситуация привела к тому, что верфи, конкурируя между собой за заказы, начали снижать цены. Результат — цены на заказы упали в два раза. Соответственно, завод стал получать денег в два раза меньше, чем год назад. А затраты при этом не уменьшились вдвое. Например, цена металла стала чуть ниже, а стоимость электроэнергии, наоборот, возросла.
Третье. Часть судовладельцев обанкротилась и отказалась от построенных судов. По оценке DNV (морской регистр, наблюдающий за строительством судов), около 30% всех заказов, которые выполнены в мире под их надзором, в период кризиса могут быть аннулированы. На нашем заводе находится несколько заказов, в которые завод вложил деньги, а продать сейчас не может.
Чтобы выжить, мы вынуждены были снизить заработную плату на 30% и сократить численность управленческого персонала и вспомогательных рабочих, приводя их к европейским стандартам. Это позволило по существующим на рынке ценам брать суда в ремонт. Результат — завод загружен заказами. Вот такая жёсткая правда жизни. Те верфи, которые в Украине этого не сделали, а таких верфей много, сегодня имеют серьёзные проблемы.
- Не могу не озвучить вопрос, который нередко можно услышать от людей старшего поколения: мол, в своё время ХСЗ много вложил в микрорайон «Корабел», а теперь этого не делает...
- В советское время не было такого понятия, как налогообложение предприятий. Вместо уплаты налогов предприятия должны были содержать социальную сферу — школы, детские сады, жилой фонд и другие объекты. Херсонский судостроительный завод полностью содержал микрорайон «Корабел».
Наступил период «развитого капитализма», и теперь мы не содержим социальную сферу, но взамен предприятие платит огромные налоги.
Сегодня по объему платежей в городской бюджет ХСЗ занимает первое место в городе среди негосударственных учреждений. В 2009 году уплаченная сумма составила 13,4 миллиона гривен.
На эти деньги можно содержать не один микрорайон «Корабел». Просто деньги надо использовать эффективно.
Несмотря на то, что время сегодня нелёгкое, ХСЗ остается градообразующим предприятием, играющим важную роль в жизни Херсона. Я действительно верю, что ХСЗ переживёт трудные времена, и никакому кризису нас не победать. Я приложу для этого все усилия.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |